Платить порядка 56% от зарплаты сотрудника (а именно такой ориентировочный размер совокупных налогов и отчислений) работодатели не хотят. Да и отчисления добавляют головной боли: работник получает зарплату заведомо меньше, и по линии бухгалтерии возникают постоянные дополнительные вопросы.
Но так ли все радужно? Ведь куда более защищенными в социальном отношении выглядят работники, которые официально получают хотя бы минимальную зарплату, которая, к слову, с 1 января этого года составляет 1073 гривны.
По данным Всемирного банка, количество украинцев, работающих на «черную» зарплату, составляет порядка пяти миллионов.
Позиция работодателя
Как мы уже указывали, работодатель не заинтересован в официальном трудоустройстве работников. Это требует соблюдения ряда формальных процедур и выполнения обязанностей – от предоставления информации о создании рабочих мест (либо освобождении ранее занимаемой должности) в центр занятости до сложной процедуры уплаты налогов. Отсутствие официального трудоустройства на небольших предприятиях позволяет работодателю не осуществлять дополнительных расходов на бухгалтера, инспектора по кадрам, и тратиться на них исключительно для выполнения определенной, зачастую – разовой работы.
Позиция государства
Чиновнический аппарат в виде налоговой службы особо пристальное внимание уделяет предприятиям, у которых значительный (как по их размерах) валовой доход и при этом незначительное количество работников. Как свидетельствует практика, вовсе не безосновательно. Впрочем, также особый интерес для проверок представляют предприятия, у которых подавляющее большинство работников получают минимальную заработную плату. Но благодаря хорошо налаженной системе «откатов», работодатель зачастую может не переживать по этому поводу.
Атасс! Осторожней, рабочий класс!
Чем все-таки грозит отсутствие официального оформления для самого работника? Во-первых, у него нет никаких гарантий того, что завтра его не выбросят на улицу без каких-либо обязательств со стороны работодателя. Во-вторых, отсутствие официального стажа может оказаться существенной преградой для получения желаемой работы в будущем. Конечно, можно предоставить рекомендации, но запись в трудовой книжке будет все – таки более весомой. Исключение составляют те случаи, если работник – действительно уникальный специалист или устраивается по знакомству. В-третьих, из-за отсутствия отчислений в Пенсионный фонд работник, по сути, лишается права на трудовую пенсию в будущем.
Безусловно, после поднятия пенсионного возраста граждане, особенно мужчины, могут оказаться вполне не заинтересованными в «кормлении» старшего поколения и обеспечение собственной старости. И отчасти будут правы: при средней продолжительности жизни мужского населения страны в 63 года, и установление планки пенсионного возраста в 65 лет выглядит, по меньшей мере, нелогично. Напомним, что женская часть страны оказалась незначительно в лучшем положении – право на трудовую пенсию возникает в 60 лет при средней продолжительности жизни представительниц прекрасного пола в 70 лет.
Кроме всего вышеупомянутого, работник лишается права на получение страховых выплат при получении производственных травм. Неофициально работающий, а значит – незастрахованный работник в случае возникновения временной нетрудоспособности не сможет рассчитывать на получение соответствующих выплат.
Предприятия, которые принимают и внедряют передовой опыт европейских государств и США в вопросах охраны труда, а также медицинского и социального обеспечения работника, зачастую сами несут дополнительные расходы, проявляя настоящую заботу о работнике. Разумеется, это осуществимо при официальном трудоустройстве.
Но выбор всегда остается за работником. Он сам для себя определяет, что важнее: более высокая зарплата и отсутствие гарантий надлежащих условий работы, либо отчисления из зарплаты, но обеспечение более высокого уровня защищенности от непредвиденных (и не только) обстоятельств.
Денис Жуков
novostiua.net
Поделитесь в соцсетях: