Новый Закон Украины «О местных выборах»: его суть и оценки экспертов

Напомним, что выборы в местные органы самоуправления, которые состоятся уже 25 октября, будут проходить по новому закону о местных выборах. Верховная Рада все-таки приняла Закон Украины «О местных выборах», который был внесен народными депутатами Вадимом Денисенко, Сергеем Алексеевым (БПП), Игорем Поповым, Юрием Чижмарем (Радикальная партия) и Еленой Ледовских (Народный фронт). Данный законопроект во втором чтении и в целом поддержало 257 народных депутатов из 320-ти зарегистрированных в сессионном зале. Против проголосовало 19 народных избранников.

Интересно, что ко второму чтению в законопроект было внесено больше полутора тысяч поправок от 65-ти народных депутатов. Профильный комитет должен был рассмотреть все эти поправки до того, как документ попадет в сессионный зал, а непосредственно в ходе голосования, руководствуясь Регламентом, нардепы должны были рассмотреть каждую поправку отдельно, при этом имея право выступления с целью аргументации своей позиции, а это заняло бы уйму времени.

Потому-то перед голосованием за данный законопроект депутаты поддержали процедуру ad hoc (т.е. приняли решение об однократном отклонении от процедур, предусмотренных Регламентом). Это значит, что во втором чтении законопроект рассматривался без поправок, лишь только с учетом поправок профильного комитета.

Ключевые моменты Закона


Итак, новым законом предусматривается, что местные выборы будут проходить по такой избирательной системе:
- депутаты сельских, поселковых советов избираются по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатном избирательном округе;
- депутаты Верховной Рады АР Крым, областных, районных, городских, районных в городах советов – по пропорциональной избирсистеме с преференциями;
- городских голов (городов, количество избирателей в которых равно или более 90 тысяч) – по мажоритарной системе абсолютного большинства в едином одномандатном избирательном округе. Выборы городских голов в городах, где более 90 тысяч избирателей, будут проходить в два тура;
- сельских, поселковых, городских голов, сельских старост – по мажоритарной системе относительного большинства в едином одномандатном избирательном округе.

В Законе прописан четкий численный состав соответствующих местных советов. Определяться этот количественный состав будет Центральной избирательной комиссией, до начала избирательного процесса очередных выборов (в зависимости от количества избирателей, которые относятся к соответствующей территориальной общине и проживают на территории области, района, района в городе). Так, к примеру, минимальное количество депутатов совета составляет 10 человек (при численности избирателей до 500), а максимальная – 80 депутатов при численности избирателей свыше 1.5 млн.

Кроме того, данный Закон определяет, что выборы 25 октября нынешнего года на временно оккупированных территориях Донбасса и в Крыму проводиться не будут (в связи с агрессией РФ). Непосредственно перечень населенных пунктов, в которых грядущие местные выборы проводиться не будут, определяется украинским парламентом в соответствующем постановлении о назначении очередных местных выборов.

Что касается прифронтовых территорий, то, как сообщал первый вице-спикер Верховной Рады Андрей Парубий, Центризбирком будет принимать решение относительно избирокругов, ориентируясь на рекомендации гражданских администраций.

Усовершенствование содержания избирательного бюллетеня


Существенно усовершенствованы требования относительно содержания избирательного бюллетеня. Теперь там будет указываться порядковый номер, полное название местной организации, в скобках – фамилия, имя и отчество первого кандидата в списке кандидатов, которых выдвигает политическая партия, а через тире будет указываться фамилия, имя и отчество кандидата в депутаты, закрепленного за конкретным территориальным избирательным округом.

В бюллетенях название политической партии будет выделено более ярким и более крупным шрифтом, чем соответствующие кандидаты. Что касается перечня сведений в бюллетене единого одномандатного округа (в селе или поселке), документ будет дополнен строкой «должность».

Для предотвращения порчи избирательных бюллетеней был исключен штамп «кандидат выбыл», потому останется лишь штамп «выбыла политическая партия». Кроме того, новый Закон о местных выборах запретил вносить изменения в список избирателей в день голосования, и отныне окончательный список избирателей должен поступить в Центризбирком за два дня до выборов.

Кроме того, в бюллетене будут указаны названия партий и имена выдвинутых ими кандидатов, и избиратель таким образом сможет поддержать одного кандидата из всех включенных от разных партий в бюллетень кандидатов. В таком случае голос избирателя будет считаться отданным как за соответствующего кандидата, так и автоматически за партию, которая его выдвинула.

Новшества Закона о местных выборах


Согласно итогам местных выборов, мандаты будут распределяться между кандидатами из списков партий, преодолевших барьер в 5%, в порядке убывания полученных ими в своих территориальных округах голосов избирателей.

Кроме того, новым Законом предусматривается порядок отзыва депутата. Так, если депутат был выдвинут партией, отозвать его сможет руководящий орган партии, который должен будет делегировать в совет замену вместо него. В случае если депутат выдвигался в одномандатном округе, его можно будет отозвать по народной инициативе, путем сбора подписей в количестве не меньшем, нежели численность избирателей, участвовавших в выборах в соответствующем округе.

Новый закон увеличил срок формирования состава территориальных избиркомиссий с 3-х до 5-ти дней. В случае, если член территориальной избирательной комиссии не хочет работать, либо есть основания для прекращения его полномочий, политическая партия может автоматически внести представление относительно замены, не потеряв при этом представительства в составе территориальной избиркомиссии.

Для того чтобы упорядочить территориальную организацию выборов. Закон предписывает вынесение за пределы избирательного процесса формирования состава территориальных избиркомиссий и образования ими территориальных округов. Благодаря этому сохраняется продолжительность избирательного процесса в 50 дней. Кроме того, количество голосов избирателей, полученных местной организацией партии и кандидатом, выдвинутым в соответствующем территориальном округе, демонстрирует уровень личной поддержки кандидата. Поэтому, в зависимости от уровня данной поддержки, будет определяться рейтинг кандидата в избирательном списке местной организации политической партии.

Новшеством является также то, что на специализированных участках будут иметь право голоса лишь избиратели, принадлежащие к соответствующему территориальному избирательному округу, а не любые избиратели из Украины.

Ключевым новшеством нового Закона является сведение возможности формирования последовательности списка в партийных кабинетах к нулю. Такую последовательность будут определять избиратели. Это, безусловно, является хорошим ударом для коррупции в сфере политики. Первый вице-спикер парламента Андрей Парубий отметил по этому поводу: «Сегодня борьба с коррупцией во всех сферах, включая избирательную, должна стать национальным приоритетом. Даже больше – национальной идеей. И это не вопрос, какое место должна занимать Украина в рейтинге коррумпированных стран. Это – вопрос выживания государства. Еще раз подчеркиваю: борьба с коррупцией – это наш второй фронт. И на нем мы одержали очень важную победу».

Эксперты о многочисленных недочетах нового Закона о местных выборах


Евгений Радченко, эксперт по избирательному праву, экс-советник по вопросам выборов и управления координатора проектов ОБСЕ в Украине, а также соавтор Избирательного кодекса Украины, считает новую систему выборов несовершенной и, более того, опасной. Радченко поясняет свою точку зрения: «По такой гибридной системе выборы проводились лишь раз, в Санкт-Петербурге, в Законодательное Собрание. Это были местные выборы, и результатами не все были довольны».

Кроме того, эксперт высказал свое недоумение по поводу того, почему Верховная Рада проголосовала за законопроект, предлагающий такую избирательную систему, отвергнув при этом более прогрессивные наработки экспертов по избирательному праву, которые были представлены в виде альтернативного законопроекта. Радченко акцентирует внимание на том, что новый закон о местных выборах все-таки не предусматривает декларируемых политиками открытых списков кандидатов, а в процедурной части новый документ вообще полностью повторяет старый закон.

Андрей Магера, зампредседателя Центральной избирательной комиссии, на своей странице в соцсети Facebook отмечал, что новый закон о местных выборах основан на российском опыте: «Депутаты коалиции за проевропейский выбор Украины радуются как малые дети, что протянули в Верховную Раду закон о местных выборах, который фактически применялся на выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга в 2011 году... Хотя нет. Даже тот российский закон лучше: там, по крайней мере, нет императивного мандата, что является неприемлемым для современного конституционализма».

По поводу новой системы выборов Магера отметил следующее: «...В мажоритарном округе побеждает кто-то один, а остальные проиграли. Если же говорить о пропорциональной системе, которую якобы нам предлагают в этом законопроекте, то надо отметить, что эта пропорциональная система является странной, поскольку каждого из списка кандидатов местная организация политической партии привязывает к определенному территориальному избирательному округу. А территориальные избирательные округа делают примерно равными по количеству избирателей, фактически их делают квази-мажоритарными избирательными округами».

Политические эксперты предполагают развитие нескольких негативных для кандидатов событий:
1) представители какой-то из партий могут лидировать во всех округах, но мандаты получат не все в том случае, если еще хоть одна партия преодолеет проходной барьер в 5%;
2) кандидат от партии может набрать большинство голосов избирателей в округе, но не получить мандат, т.к. его партия в целом по всему городу набрала менее 5%;
3) ряд округов может вообще не быть представленным в совете, а некоторые могут иметь несколько депутатов;
4) депутатами от некоторых округов могут стать кандидаты, занявшие даже третье или четвертое место;
5) в случае если какая-то политическая сила недооценит своей популярности, и выставит меньшее количество кандидатов, чем получит мандатов в конечном итоге, данные места в совете останутся вакантными до конца срока полномочий местного совета.

Специалисты Украинского центра общественных данных считают, что во время проведениях местных выборов резко возрастет время установления результатов, а также повысится вероятность ошибок. Эксперты прогнозируют возможность проявления массового возмущения избирателей, которые не смогут понять, каким же образом те либо иные кандидаты стали депутатами.

Заместитель председателя ЦИК Андрей Магера комментирует положения нового закона: «...Выборы городских голов в два тура – это единственное положительное нововведение этого законопроекта. Но я бы пошел дальше: двухтуровую систему выборов нужно ввести не только для городских голов больших городов, но и на всех без исключения городских, сельских и поселковых голов. Потому что природа представительского мандата является одинаковой».

Владимир Пилипенко, заслуженный юрист Украины, представитель Украины в Венецианской комиссии, отмечает, что в данном законе имеются юридические ошибки, которые могут поставить под сомнение результаты выборов.

Эксперт акцентирует внимание на том, что сама система подсчета голосов вызывает множество вопросов. Первым этапом определяется проходной барьер 5% для партий, а дальше должна определяться избирательная квота (количество голосов избирателей, необходимых для получения одного депутатского мандата). Избирательная квота вычисляется так: суммарное количество голосов избирателей, поданных за местные организации политических партий, делится на количество мест в совете. Затем количество голосов, которые получила каждая партия, делится на избирательную квоту – таким образом узнаем, сколько мест получает каждая партия. Следующий этап подсчета – выяснение, какие именно кандидаты и в каких округах станут депутатами. Новый закон вводит новое понятие – «коэффициент выравнивания». Математические действия с ним могут привести к непредвиденным последствиям. Различия между реальными голосами избирателей и окончательными результатами кандидатов очень существенные.

Еще одну ошибку Пилипенко усматривает в том, что большое количество избирательных процедур выведены новым законом за пределы избирательного процесса, и такие важные предварительные шаги как определение количества территориальных избирательных округов, формирование территориальных избирательных комиссий фактически остались вне избирательного процесса. Опасность состоит в том, что ошибки на этапе процедур, не входящих в избирательный процесс, придется обжаловать в суде в общем порядке – шесть месяцев на подачу иска и его рассмотрение в течение разумного срока.

По мнению Ольги Айвазовской, координатора гражданской сети «ОПОРА», избирательная реформа в Украине «не состоялась что со старым законом, что с этим. Если мы закладывали какую-то цель реформы избирательного законодательства, то она не достигнута. Поэтому и старый, и новый закон – это одинаковое зло, не реформа».

Айвазовская считает, что новый закон не предусматривает пропорциональную систему с открытыми списками, о чем говорят народные депутаты: «Предложенная система ужасна, это манипуляция идеей открытых списков, мы даже не должны их называть, потому что когда-то, надеюсь, будем вынуждены писать законопроект «О выборах народных депутатов Украины». Я надеюсь, общество поймет, что это не открытые списки».

Кроме того, эксперт подчеркнула, что открытые списки предусматривают, что избиратель «при желании может поддержать первый, пятый или десятый номер» в предложенном партиями перечне. А принятый парламентом закон предусматривает, что область, район или город будут разделены на ряд округов, в которых партия предложит проголосовать за одного кандидата или вообще никого не выдвинет, и избиратель увидит в бюллетене только название партии.

Ярослав Юрчишин, член правления Transparency International Ukraine, эксперт «Реанимационного пакета реформ», акцентирует внимание на том, что в новом законе нет положения об открытых списках, фактически речь идет о голосовании за мажоритарщиков: «Открытых списков уже не будет, потому что в данном законе просто нет списков. Вы голосуете фактически за мажоритарщиков, но мажоритарщиков может выдвигать только партия. То есть речь идет о голосовании за мажоритарщиков с партийной привязкой».

Политологи и эксперты сходятся во мнении относительно того, что такая избирательная система удобна и выгодна лишь большим и рейтинговым партиям, которые с легкостью преодолеют 5%-ный барьер. Кандидаты же от тех партий, которые этой черты не осилят, даже если за них проголосует большинство избирателей, избранными считаться не будут.

Кроме того, не исключают эксперты и различных «закулисных» договоренностей между кандидатами от различных политических сил на округе, разного рода конкуренцию и, вполне вероятно, даже борьбу между кандидатами от одной партии, идущих по разным избирокругам.

Так, к примеру, Владислав Романов, политолог из Днепропетровска, отмечает следующее: «Далеко не все партии это пройдут – опасность внутренней конкуренции в партии. Ведь мы будем думать не о том, как победить на округе своих политических соперников, а о том, как снизить результат своего товарища по партии в соседнем округе. Значительная часть политических сил не сможет это пройти. Но, с другой стороны, это плюс, чтобы прекратить эту «семибоярщину» или «гетманщину», и выходить на более высокий уровень ответственности. Это серьезный вопрос политической этики и культуры, и такие вещи воспитываются годами. Надо относиться к этим выборам как к определенному адаптеру. И все-таки это шаг вперед».

Другой политолог, Виктор Пащенко, отмечает: «Да, это будет совсем разный уровень конкуренции. Если раньше боялись фальсификаций от конкурентов на округе, то теперь будут бояться фальсификаций со стороны коллег по партии. Я даже предполагаю, что может быть сговор между кандидатами на низшем уровне. Есть округ: у каждого кандидата задача – не набрать больше голосов, чем твой оппонент на округе, а больше, чем твой однопартиец на другом округе. Не исключено, что кандидаты на округе будут договариваться, чтобы поднять явку избирателей, потому что для них выгодно, чтобы явка была максимально большой».

Политолог Петр Охотин считает, что у других структур эта проблема стоит еще более остро, ведь избиратель будет голосовать не только за партию, но и за кандидата, «и тут появляется пространство возможностей для кандидатов, которые имеют хорошую узнаваемость, но не могут тягаться с «денежными мешками» в ресурсе. Какой может быть стратегия политиков местного уровня? Потенциальные кандидаты должны работать с персональным брендом и создавать собственную сеть сторонников. Это поможет им стать более интересными для руководителей проходных партий и побудить последних к переговорам».

В общем, новый Закон о местных выборах может и задумывался в качестве основы для кардинальной реформы избирательной сферы, однако данный документ далеко не совершенен. Более того, Закон пестрит неточностями, недомолвками и многочисленными спорными моментами. Аналитики, эксперты и политологи практически в один голос заявляют о том, что закон, который народные депутаты назвали «историческим», на самом деле не способен будет существовать долго.

Анна Воронцова


Поделитесь в соцсетях: