Украинская ГТС
Отечественная газотранспортная система – это совокупность магистральных газопроводов, газохранилищ, газоизмерительных и компрессорных станций.
Наша ГТС считается второй по своим масштабам и мощности в Европе и одной из крупнейших газотранспортных систем мира. Возможность прокачки газа на границе РФ с Украиной составляет 288 млрд куб. м в год, на границе Украины с Польшей, Румынией, Белоруссией, Молдавией — 178,5 млрд куб. м в год, в том числе со странами ЕС — 142,5 млрд куб. м в год.
Если говорить о техническом состоянии ГТС, то достаточно вспомнить, что в Парламенте регулярно поднимается вопрос: «За какой счет модернизировать ГТС?». Как таковая газотранспортная промышленность зародилась в нашей стране в далеком 1924 году. Первый газопровод был возведен и запущен в эксплуатацию от пгт Дашава до города Стрый. Уже к 1990 году протяжность отечественной ГТС составила около 30 тысяч километров.
Проект объединения «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» провалился
Основным пользователем нашей ГТС все годы независимости Украины считалась Российская Федерация. Газ, которой течет по трубам через нашу страну к европейскому потребителю (страны Центральной и Западной Европы) - это то, то и делает нашу ГТС пока ещё ценным наследием для страны.
Согласно хронологии, то украинско-российские отношения на своем веку повидали несколько крупных газовых конфликтов, однако ни один не сравнится с нынешним положением дел.
Стратегическая выгода ГТС заключается в весьма удачном географическом месторасположении. Мы находимся между основными газодобывающими регионами и потребительским сектором, который расположен в странах еврозоны. Российский природный газ через отечественную ГТС попадал в 18 стран Европы: Австрию, Болгарию, Боснию, Грецию, Италию, Македонию, Молдову, Румынию, Германию, Польшу, Сербию, Словакию, Словению, Венгрию, Францию, Турцию, Хорватию и Чехию.
Присутствие газохранилищ с активным объемом в 34,5 млрд кубометров.
Ещё в 2010 году начались разговоры об объединении украинского «Нафтогаза» с российским «Газпромом» в единый консорциум, в который предлагалось включить и Европу. Однако Путин заговорил о создании СП (совместное предприятие). Радужные перспективы сулили массу выгодных моментов. Например, совместное предприятие – это расширение экспортной базы, привлечение сферу дополнительного финансирования и более плотное насыщение рынка.
Однако судьба распорядилась иначе, сегодня мы с «Газпромом» по разные стороны баррикад, как в прямом, так и в переносном смысле.
Судьба украинской ГТС и переменчивые настроения Европы
Самый, пожалуй, волнующий вопрос: «Чем обернется нынешняя ситуация для украинской ГТС?»
С началом военно-политического кризиса обострились и экономические проблемы в стране. Как ни крути, но разрыв партнерских связей с РФ по некоторым направлениям дает о себе знать.
Украинские политики же решили гнуть линию независимости во всем. Однако такая самостоятельность больше похожа на то, что мы просто попросились в «газотранспортные прыймы» к США и ЕС. По крайней мере, об этом говорят громкие заголовки в авторитетных новостийных изданиях Украины, например, «Украина предложила ЕС и США свою ГТС». Однако раздувать из искры пламя ещё рано. Во-первых, предложить то предложили, а вот возьмет ли кто? Это вопрос уже совсем другой. Да и суть этого «предложения», как ранее пояснял Премьер-министр Яценюк, заключается в том, чтобы ЕС и США присоединились к совместной модернизации и, конечно, эксплуатации нашей ГТС.
"Мы обратились в Европейскую комиссию к нашим европейским партнерам и к США с вопросом о совместной модернизации и эксплуатации украинской газотранспортной системы", - рассказал Премьер.
В Парламенте начали активно обсуждать тему приватизации национальной газотранспортной системы. Некоторые политики начали побаиваться, что в числе этих самых «приватизаторов» окажется и «Газпром» с существенной долей в деле.
Многоликую политику Европы можно проследить ещё с тех времен (а прошло уже несколько лет), когда мы обращались к ЕС с вопросом о получении средств на модернизацию ГТС, тогда Комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер заявил, что выделение средств из Европы будет лишь при наличии гарантий от России предоставления на прокачку по этой трубе нужного количества голубого топлива. А Россия, само собой, просто так давать такие гарантии не будет. Поэтому, дескать, нашим властям остается одно, уговорить РФ не строить «Южный поток»…
На пороге «большого реверса»
Увеличение реверсных поставок дало бы Украине существенные преимущества. Так, в Европу мы обращались и с предложением открытия «большого реверса», ведь у Правительства на руках находится реверсное Соглашение. Так, цена на газ для нас по реверсной схеме действительно будет ниже той, которую сегодня диктует РФ.
Зима близится…
Пока вопрос о судьбе ГТС завис в воздухе. Есть масса экспертных мнений, но минимум реальных фактов, а обывателю остается лишь взглянуть на реальные цифры.
Совсем недавно глава НАК «Нафтогаз» Андрей Коболев заявил, что накопленных в газовых хранилищах 14 млрд кубометров голубого топлива хватит государству минимум до декабря текущего года.
По словам того же Коболева, сама ГТС стоит 25-35 миллиардов долларов.
«Большие расхождения, поскольку в таких оценках есть вопрос - сколько этот актив зарабатывает. Этот вопрос будет определять, до какого предела - верхней или нижней приближаться конечная цифра», - пояснил Коболев.
Тем временем, 16 июня текущего года российская сторона начала поставлять в украинскую ГТС только транзитные объемы газа. Есть несколько вариантов развития событий, но доподлинно известно одно, газовый вопрос стране нужно решать уже сейчас - мы на пороге зимы...
Поделитесь в соцсетях: