Страсти, кипящие вокруг борьбы за духовную (церковную) власть в Украине, мало чем уступают политическим баталиям. К последним нас, за более чем за 20 лет независимости, уже приучили. Касательно верхушки духовенства, то церковная власть для нее представляет такой же лакомый кусок, как для политиков власть светская.

История конфликта


Вопрос о создании самостоятельной украинской церкви возник еще в эпоху начала ХХ века. Во времена, именуемые украинской национальной революцией, которые ознаменовались деятельностью Украинской Народной Рады, открылись широкие возможности для развития национальной государственности и церкви. Но после окончания революционных событий о решении «церковного вопроса» как-то подзабыли.

Вновь о создании независимой церкви заговорили во время немецкой оккупации Украины. А после 1944 года речь об этом не велась. В эпоху Советского Союза вопрос о создании автокефальной церкви в Украине на новый уровень был поднят в 1989 году, и ознаменовался первыми публичными заявлениями о необходимости предоставить украинскому православию суверенитет. Окончательно формирование самостоятельной украинской церкви, независимой от подчинения Москвы, датируется 1992 годом.

С одной стороны, это событие имело весомую объективную причину: Украина, как суверенное государство, должно создавать свою собственную духовную власть. С другой стороны, еще не были разорваны тесные связи между украинским и русским духовенством, которое на протяжении многих лет оставалось в стороне от политических событий. Что неудивительно, инициатором создания Украинской автокефальной православной церкви стали западные регионы страны.

Несмотря на относительно небольшую распространенность православия (по сравнению с центральными и восточными регионами) в западных областях, церковные деятели этих регионов стали инициаторами создания независимой от московского подчинения церкви (что, собственно, и было осуществлено).

На сегодняшний день автокефальная церковь представлена Украинской православной церковью Киевского патриархата. Однако УПЦ КП до сих пор не прошла процесса канонизации, поэтому официально не признается ни Москвой, ни Константинополем. Не прекращается борьба за храмы и влияние на верующих. Следует заметить, что наиболее интенсивные попытки добиться признания осуществлялись во время президентства Виктора Ющенко. Однако они не увенчались успехом: несмотря на оптимистические, в целом, заявления Москвы, переговоры о канонизации прошли безрезультатно.

Раскол в УПЦ МП


На сегодняшний день конфликт наблюдается не только между сторонниками Украинской автокефальной православной церкви и Украинской православной церковью Московского патриархата, но и в середине самой УПЦ МП. Стремясь усилить свое влияние, используя тяжелое состояние здоровья митрополита Владимира (предстоятеля УПЦ МП), некоторые митрополиты (митрополит Донецкий Иларион (Шукало), Одесский Агафангел (Саввин) и наместник Павел (Лебедь)) вступили в открытое противостояние с его личным секретарем, архиепископом Александром. Не так давно (а именно – 21 февраля ), вопреки волеизъявлению главы Украинской православной церкви Московского патриархата, был собран Священный Синод. Его решение уже успели окрестить церковным переворотом: Александр был исключен из состава Синода, а также лишен сана архиепископа. Ситуация выглядит довольно странно: «оппозиционеры» утверждают, что письмо Блаженнейшего о запрете проведения Синода является поддельным, и Владимир уже не способен самостоятельно принимать ответственные решения, но при этом постоянно ищут его благословения.

По-видимому, ответ следует искать в одобрении действий Синода под председательством митрополита Агафангела со стороны Москвы. Патриарх Русской православной церкви Кирилл еще в начале февраля положительно высказался о решениях, принятых Синодом за время отсутствия митрополита Владимира. Более того, один из архиепископов РПЦ Ионафан еще недавно утверждал о «недееспособности» митрополита Владимира. Чем закончатся эти события – покажет время.

Православная церковь настаивает на объединении украинского народа вокруг могучей национальной идеи – идеи духовной сплоченности. Но вот возможность ее воплощения вызывает немало сомнений и критики. Ведь и московский, и киевский патриархаты по отдельности отстаивают мнение, что именно их влияние может оказать решающее и положительное значение для развития украинской духовности. Но, как это ни прискорбно, мы вынуждены констатировать факт: там, где есть место вопросам о дележе власти (а значит – и финансовых ресурсов) объединение вокруг одной только идеи выглядит маловероятным.

Жуков Денис

novostiua.net


Поделитесь в соцсетях: