Проблемы крымских репатриантов уже давно стали общегосударственными. Взаимное непонимание официальных властей и Меджлиса (представительского органа крымских татар), длившееся на протяжении первых пятнадцати лет независимости Украины, конфликты между местным населением Крыма и репатриантами не способствовали конструктивному диалогу. А реализация государственных социальных программ дала свои результаты только в последние несколько лет. И скорее в силу объективных, а не субъективных причин.

Как это было


Депортация (принудительное выселение) крымских татар с полуострова была осуществлена в годы Великой отечественной войны. Официально начавшаяся (и завершенная) в 1944 году, она являлась результатом сталинской политики «расселения народов». Предлог для выселения был найден быстро – сталинский режим отнес татар к категории «неблагонадежных» в послевоенное для Крыма время, и обвинил в сотрудничестве с оккупантами.

Несмотря на высокие заслуги перед страной Советов - по официальным данным около 15% партизан, действовавших в Крыму в 1942-1943 годы, составляли крымские татары – с ними обошлись очень жестоко. Согласно переписи населения 1939 года, на Крымском полуострове проживало более 218 тысяч крымских татар. На протяжении всего трех дней – с 18 по 20 мая 1944 года - было депортировано около 200 тысяч человек, из которых от 15 до 46% погибли в ходе депортации. Вплоть до 1956 года депортированные проживали в спецпоселениях, практически не имея никаких прав. Небольшое количество протестовавших против существующего положения вещей приговаривались к тюремным заключениям.

На сегодняшний день помимо Украины, где проживает около 300 тысяч крымских татар (15% населения Крымского полуострова), большое количество представителей этой национальности зарегистрировано в Узбекистане (100-200 тысяч человек), Российской Федерации (20 тысяч).

Шаги навстречу


Мероприятия по улучшению отношений Киева с Меджлисом были осуществлены в эпоху президентства Виктора Ющенко. В 2009 году он даже поручил Генеральному прокурору провести расследования, дать правовую оценку депортации, а также инициировал конструктивный диалог между высшим представительским органом крымскотатарского народа и Кабинетом министров. Несколькими годами началось интенсивное обустройство мест компактного проживания татар (проводились работы по прокладке линий электропередач, телефонных кабелей, трубопроводов) О своем желании вернуться на этническую родину высказалось еще около 200 тысяч крымских татар из других республик бывшего СССР.

В январе 2011 года в ходе визита в Турцию спикер Верховной Рады Владимир Литвин предложил турецкой стороне оплатить строительство тысячи квартир в год для репатриантов, а также разработку совместных украинско – турецких программ по восстановлению прав крымских татар. По заверениям главы правительства Турецкой республики, Анкара будет осуществлять не только финансирование жилищного строительства, но и способствовать строительству школ с обучением на крымско–татарском языке.

Кроме того, в рамках программы Украина – НАТО принято решение о продлении срока репатриации крымских татар сроком до 2015 года.

Проблемы


Истории с самозахватами земельных участков в Крыму звучат все реже. Если в эпоху президентства Кравчука, Кучмы, в начале президентства Ющенко ситуация выглядела довольно напряженной, то сейчас она относительно стабильна. Программа репатриации крымских татар, внедренная в прошлом десятилетии, начала давать первые результаты. Депортированные в 40-ые годы и их потомки обеспечиваются жильем и земельными участками. Им предоставляется широкая национальная автономия – например, Меджлис, в отличие от советского периода, является легитимным представительским органом крымских татар. Увеличивается количество школ с крымско-татарским языком обучения.

Но, как мы уже заметили, так было не всегда. Острое противостояние крымских татар и власти продолжалось вплоть до 2008 года. Самыми скандальными стали захваты земельных участков на Южном берегу Крыма, в частности, на Ай-Петри, в Большой Ялте, Судакском, Бахчисарайском, Феодосийском районах. Всего было захвачено более 1700 гектаров земли, из которых 48 гектаров – заповедники. Например, на территории заповедника Ай-Петри без разрешительной документации были установлены кафе, бары и зоны отдыха. Законные владельцы вынуждены были доказывать свое право собственности в судебном порядке. Но когда дело доходило до принудительного исполнения, захватчики оказывали упорное сопротивление. Как следствие - на протяжении нескольких лет собственники земельных участков не могли ими распоряжаться.

Конфликты также порождались жадностью некоторых репатриантов. Получив землю без каких – либо серьезных обязательств, они продавали ее, а затем осуществляли самозахват новых территорий. И такая практика осуществлялась в условиях, когда объем финансирования программы репатриации, хоть и незначительно, но рос из года в год.

С другой стороны, уже традиционная проблема для Украины – нехватка достаточного количества средств – не обошла стороной и решение крымско-татарского вопроса. На помощь со стороны Российской Федерации, как правопреемницы СССР, рассчитывать не приходится, поскольку она отказалась от финансирования и участия в программах репатриации еще в 1993 году.

Продление вышеупомянутой программы репатриации этнических татар на Крымский полуостров может привести к тому, что ее условиями воспользуются не только депортированные, но и недобросовестные представители других национальностей, близких к крымским татарам. Как следствие – земля будет принадлежать не только пострадавшим от сталинского режима, но и тем, кто таковыми не являются.

Перспективы


С каждым годом обстановка вокруг «крымского вопроса» становится все более спокойной. Этому способствует ряд факторов: жилищные проблемы репатриантов, хоть и с большими трудностями, но решаются, между Меджлисом и органами государственной власти налажен тесный диалог, случаи захвата земельных участков становятся редким явлением. Несмотря на желание многих крымских татар вернуться на этническую родину, большинство из них, в силу объективных причин не могут прибыть в Украину. Как результат – не возникает необходимость в выделении земельных участков, коих в Крыму осталось не так уж много, а также поиске бюджетных средств на их адаптацию. Налажено международное сотрудничество в вопросе репатриации. Несмотря на массу проблем, которые все же остаются нерешенными, крымские татары все больше адаптируются в условиях украинских реалий.

Жуков Денис

novostiua.net


Поделитесь в соцсетях: