Еще совсем недавно состояние известного украинского олигарха Рината Ахметова стремительно и стабильно росло. Однако теперь, когда на Донбассе правят балом боевики, перед Ахметовым стоит вопрос не преумножения бизнеса, а его сохранение. Еще в январе 2013-го Ринат Ахметов занимал 26-ю позицию в рейтинге богатейших людей мира (согласно версии агентства Bloomberg). Тогда аналитики компании оценили состояние Ахметова в 22.2 миллиарда долларов. А осенью этого года украинский олигарх в «золотую сотню» уже не вошел. В октябре нынешнего года Ринат Ахметов занимал 109-ю строчку рейтинга по версии того же Bloomberg, с состоянием в 10.4 миллиарда долларов.

Дмитрий Чурин, глава аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital, комментирует решение Bloomberg так: «Исходя из масштабов бизнеса (запасов природных ресурсов, мощностей по выплавке стали и выработке электроэнергии и др.), активы господина Ахметова стоят в несколько раз больше 10 миллиардов долларов. Но с учетом оккупации части Донбасса, где сконцентрированы активы бизнесмена, и повреждения инфраструктуры региона, оценка агентства Bloomberg выглядит адекватной».

Сейчас бизнес-империя Рината Ахметова переживает, пожалуй, самые тяжелые времена с самого начала своего становления. Чтобы это наглядно увидеть, достаточно проанализировать ставку доходности к погашению евробондов группы компаний СКМ, которая подконтрольна Ахметову.

Так, Александра Кушнир, трейдер по еврооблигациям Concorde Capital, рассказала изданию «Фокус» о том, что за последние три месяца доходность бумаг ДТЭК, с погашением в 2015 году, выросла на 47% (т.е. до 63%), а по еврооблигациям Метинвест – на 51% (до 65.5%). При этом доходность евробондов банка «ПУМБ» с погашением в конце нынешнего года взлетела на 228%, до 261%.

Как пояснила трейдер, такие цифры говорят о том, что инвесторы считают активы чрезмерно рисковыми и опасаются реструктуризации (т.е. продления сроков погашения долга). В самом СКМ такие прогнозы не комментируют, считая их некорректными.

Кроме того, у инвесторов вызывает панику сообщение о приостановке работы производственных мощностей компаний Рината Ахметова, которые расположены на территориях, подконтрольных террористам. В СКМ факт простоя объясняют тем, что для сотрудников работа была сопряжена с высоким уровнем угрозы их жизни. В пресс-службе СКМ отмечают: «В городах, в которых ведутся боевые действия, предприятия временно приостанавливают работу, а управляющие компании наших бизнесов переводят офисы в другие населённые пункты».

В то время как работники перебираются в более спокойные регионы, боевики своими атаками выводят из строя производственные мощности. Текущие сообщения пресс-служб компаний, подконтрольных СКМ, похожи на сводки с фронта. Сообщается в них в основном об артобстрелах, фактах мародерства, возгораниях и т.п.

Объявленное согласно Минским договоренностям перемирие Ринату Ахметову никакого облегчения или передышки не принесло. Так, в СКМ сообщают о продолжении артиллерийских обстрелов одного из наиболее крупных в нашей стране угледобывающих предприятий – «Комсомольца Донбасса», расположенного в г. Кировское Донецкой области. Функционирование этого предприятия было приостановлено еще 27 июля.

Невзирая на то, что очень долго активно велись восстановительные работы, добычу угля на этом предприятии возобновить так и не удалось. Причиной этого являются постоянные атаки со стороны боевиков. И теперь предприятие, которое давало специфический уголь марки Т, под потребление которого спроектированы украинские теплоэлектростанции, вновь затапливают.

Помимо этого, СКМ столкнулась с серьезной проблемой, связанной с перебоями поставок сырья на работающие предприятия, а также задержкой собственных транспортных средств с продукцией на блокпостах. По этой причине нарушились промышленные связи между предприятиями, которые расположены как в зоне боевых действий, так и в безопасных регионах.

Как убежден Дмитрий Чурин, глава аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital, по группе СКМ нанесли еще один серьезный удар, в виде переоценки валютных долгов. Эксперт подсчитал, что в этом году потери холдинга ДТЭК составили порядка десяти с половиной миллиардов гривен. При таких условиях СКМ не приходится рассчитывать на какую бы то ни было прибыль в ближайшее время. Даже по итогам первого полугодия 2014-го в ДТЭК были зафиксированы убытки в 7.582 миллиардов гривен.

Немного лучше складывается ситуация для Метинвеста. Здесь за первое полугодие нынешнего года прибыль данного металлургического холдинга составила 653 миллиона долларов, что на 46% выше, нежели показатель за аналогичный период прошлого года.

Основным фактором такого результата стала девальвация нашей национальной валюты, а также дальнейший курсовой эффект, очень выгодный для Метинвеста. Экспортеры ведь обычно получают выручку в евро и долларах, а основные расходы несут в гривне, и значит, от ослабевания гривны только выигрывают. На результаты Метинвеста даже не особо повлияли перебои в работе предприятий холдинга, которые начались в конце отчетного периода. Но результаты второго полугодия, из-за боевых действий на Донбассе, наверняка будут намного хуже.

Еще одним фактором риска для бизнеса Рината Ахметова является реприватизация. Теоретически эта угроза может исходить от самопровозглашенных ЛНР и ДНР, а также оккупационных властей Крыма и радикально настроенных украинских политиков и олигархов, которые заинтересованы в перераспределении активов.

Так, о том, что необходимо вернуть в собственность государства предприятия, которые были незаконно приватизированы при Викторе Януковиче, уже заявлял владелец группы «Приват», украинский олигарх Игорь Коломойский.

Пока что украинские власти не угрожают Ринату Ахметову повторением 2005-го (напомним, в то время у Ахметова и его бизнес-партнера по сделке Виктора Пинчука отобрали Криворожсталь, которая была незаконно приватизирована).

Но вместе с тем выдвигаются довольно серьезные претензии финансового характера. Например, украинский «Нафтогаз» напомнил Ахметову о том, что подконтрольное ему Киевэнерго имеет задолженность за природный газ, по состоянию на осень нынешнего года составившая более полтора миллиарда гривен. После того, как в средствах массовой информации появилась информация о судебных исках «Нафтогаза» по поводу данной задолженности, Киевэнерго частично долг погасило, сократив его до 960.3 миллиона гривен.

В данный момент власти нашего государства вряд ли решатся реприватизировать ахметовские активы. Максим Измайлов, аналитик отдела рейтингов корпоративной сферы IBI-Rating, по этому поводу отмечает следующее: «Для национализации у государства нет ни ресурсов, ни желания, а другие олигархи побоятся вступать в открытую конфронтацию с Ринатом Ахметовым, зная его как жесткого собственника и сильного оппонента».

А вот национализация по другую сторону фронта вполне может произойти, особенно учитывая заявления боевиков, крымских властей, а также резкое настроение в публикациях о Ринате Ахметове в российских средствах массовой информации.

Самопровозглашенные власти Крыма уже сделали заявление о национализации имущества украинского олигарха Игоря Коломойского. Потому активы других крупных бизнесменов тоже вполне могут стать рычагом для осуществления политического давления. В принципе, с активами Рината Ахметова ситуация может быть несколько иной: нейтральная позиция бизнесмена, проявляющаяся в его непубличности в последние полгода, может говорить о том, что олигарх ведет свою игру по принципу «чтобы никому не навредить». Конечной целью могут быть договоренности со всеми, дабы максимально сохранить свои активы.

В подтверждение этой теории можно привести довольно противоречивую информацию о том, что же случилось с расположенными на территории самопровозглашенной ДНР металлургическими мощностями Рината Ахметова. Так, пресс-центр так называемого правительства Донецкой народной республики рассказывает о договоренностях, которые якобы были достигнуты между самопровозглашенными властями и ахметовской компанией Метинвест касательно возобновления работы Енакиевского металлургического завода, а также его филиала в Макеевке.

До тех пор, пока не будет завершен вооруженный конфликт на Востоке Украины, эксперты не берутся дать точную оценку потерь бизнес-империи Рината Ахметова. Эксперт Максим Измайлов считает, что «с начала года стоимость горно-металлургических активов СКМ упала из-за обвала цен и слабого спроса на мировых рынках, а из-за военного конфликта пострадала энергетическая составляющая бизнеса, что может привести к падению стоимости активов более чем на 20%».

Игорь Лизогуб, директор департамента инвестиционного банкинга инвестиционной компании Pro Capital Investment, прогнозирует следующее: «В случае длительной оккупации Донбасса неизбежно произойдет разрыв производственных цепочек (основная часть горнорудных активов СКМ находится в Днепропетровской области), и возникнут проблемы с реализацией продукции». В этом случае нельзя исключать частичную или полную остановку предприятий с выплатой компенсации сотрудникам, а также фиксацию чистого убытка по итогам нескольких ближайших лет.

Как считает эксперт Дмитрий Чурин, даже такие мрачные перспективы вряд ли смогут разрушить бизнес-империю Рината Ахметова. Целостность его бизнеса в первую очередь будет зависеть от возможностей Украины защитить от сепаратизма Мариуполь, где расположены два крупнейших металлургических завода, подконтрольных Метинвесту – Азовсталь и ММК имени Ильича – а также стратегически важный порт.

Читайте также: Штаб Гуманитарной помощи Рината Ахметова обеспечил 4 тыс жителей Донбасса инсулином

Честно говоря, было бы удивительно, если бы Ринат Ахметов принял нынешнюю ситуацию как должное. Ведь его бизнес не пострадал во времена премьерства Юлии Тимошенко, а также быстро вышел из кризиса 2008-2009 годах. А факт переезда головных офисов компаний Ахметова в Запорожье и другие областные центры свидетельствует о том, что олигарх уже разработал доскональных план оборонительной тактики. Несмотря на то, что для Ахметова сейчас далеко не самые лучшие времена, он все-таки продолжает сохранять свое прочное политическое влияние, оставаясь самым крупным налогоплательщиком Украины, а также работодателем для трехсот тысяч сотрудников. Эксперты убеждены, что сокращение такого огромного количества персонала приведет к мощному социальному взрыву либо к переходу уволенных сотрудников на сторону сепаратистов.

Анна Воронцова


Поделитесь в соцсетях: