Для этого много не нужно: включаем телевизор за полночь и с помощью пульта находим передачу с симпатичной ведущей, которая предлагает вполне приличную сумму за то, что кто-то правильно назовет фамилию известной личности, изображенной на фото, или найдет отличия на двух рисунках, или угадает изображенное на экране слово из 10-15 букв. Мы смотрим на задание – и через пару секунд понимаем, что знаем правильный ответ! Причем тот же ответ, который, несмотря на все подсказки и призывы ведущей, ну никак никто не может отгадать. Еще одна ситуация. Ведущая увеличивает и увеличивает сумму выигрыша, начальные 100 грн. уже выросли до 800, а то и до 1500, а ответа в прямом эфире все нет и нет. Остается только набрать указанный на экране номер – и можно радоваться такому легкому пополнению семейного бюджета.
Но тут-то нас и ждет досадный сюрприз, даже два. Первый – набрав номер, мы и вовсе не попадаем в эфир и вместо этого слышим автоответчик, сообщающий, что на этот раз нам не повезло, и взывающий попробовать позвонить еще раз. Ну а второй – после звонка многих удивит баланс на их мобильном телефоне или счет за стационарный телефон.
В некоторых телевикторинах автоответчик предлагает дождаться прямого эфира. Учитывая стоимость минуты (соединение – 6-12 грн, а каждые последующие 12 секунд – 7-10 грн.), ожидание это в случае мобильного, очевидно, закончится вместе с деньгами на счете, а в случае стационарного – связь не прервется, но в конце месяца придет шокирующий счет.
Впрочем, автоответчик может сказать и фразу, мол «вы допущены к участию в викторине, ждите звонка», но обещанного звонка все нет, а ожидание заканчивается тем, что, в конце концов, кто-то, но не мы, произносит заветное слово в эфире и розыгрыш денег на этом заканчивается. Именно так все происходит для тех, кто впервые увидел телевикторину и забыл о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Как все происходит
Эти телевикторины иначе называются IVR-викторинами, технология которых заключается в автоматизированной обработке телефонных звонков при помощи автоответчика. Так, по команде компьютера автоответчик отвечает на входящий звонок одним, либо другим сообщением. Те номера, которым больше повезло, и было выдано второе сообщение, сохраняются в системе, а потом среди них выбирается лишь один, который и допустят к прямому эфиру. Да-да. Только один из тысяч дозвонившихся.
Собственно, об этом сообщает строка внизу экрана, бегущая мелким шрифтом. К примеру, к участию в телевикторине допускается каждый 60-й из позвонивших в студию людей, а к прямому эфиру – каждый 150-й из допущенных, также сообщается, что к участию в викторине не допускаются несовершеннолетние, что звонок платный, и адрес сайта, на котором можно ознакомиться со всеми условиями участия.
Под конец передачи или в конце отведенного на задание времени система выбирает всего один из «допущенных» номеров и ему звонит. После этого счастливый и безумно везучий участник радостно называет свой вариант ответа, как правило, правильный, и розыгрыш заканчивается. Так что же это, мошенничество или все же нет?
Обман или нет?
Юридически к телевикторинам не подкопаться: организаторы предупреждали, ну а если кто не разглядел строки внизу экрана, не ознакомился со всеми правилами – никто не виноват. Получается, что схема работы легальная, а это значит, что слово «мошенничество» здесь неприменимо. А вот примитивная нечистоплотность, нечестность и обман в наличии есть. Давайте разберем нюансы.
Итак, после ознакомления со всеми правилами викторины желание в ней поучаствовать, пожалуй, пропадет у подавляющего количества потенциальных участников. Судите сами: ставка в 150 грн. и возможность выиграть 1500 грн., возможно, была бы весьма привлекательна, если бы не столь низкие шансы на выигрыш.
Идем дальше. Периодически в прямом эфире ведущая произносит откровенную ложь, мол «наберите этот номер быстрее, скажите ответ первым, чтобы вас никто не успел опередить». А торопить потенциальную жертву является типичным приемом именно для мошенников. Таким образом, они не дают жертве возможности обдумать то, к чему ее склоняют. С аналогичной целью выставлены таймеры на экране, на которых все время показывают какие-то две минуты, а потом одну, 10 секунд – и это во время всего получасового действа. Все как будто призывает – «скорее, скорее, а то не успеешь, тебя опередят»... Эти приемы сбивают людей с толку, не дают возможности вдуматься, вчитаться.
Еще по поводу таймера. Если человек все же ознакомился со всеми условиями викторины, он понимает, что 100-м или 200-м счастливчиком он может стать только по окончанию викторины. Именно поэтому он будет выжидать конец действия, чтобы набрать заветный номер. Для организаторов такая ситуация зачастую означает загруженность системы и трата впустую большей части эфирного времени, ведь таких умников немало и многие будут пытаться дозвониться именно в конце. Для того чтобы не допустить возникновение такой ситуации, и придуман таймер, на котором человек может видеть, что время выходит, и что-то начнет предпринимать. Как раз для таких участников в этих шоу и присутствует с десяток «последних секунд», «последних моментов» и т.п.
Еще одна постоянно звучащая с уст ведущей ложь – фраза вроде «ну почему никто не звонит» или «неужели вы не можете отгадать это слово», или «почему никто не хочет забрать деньги» – согласитесь, уж кто-кто, а она точно знает, что звонки поступают непрерывно, а ответ в принципе угадать нетрудно, и единственная причина отсутствия ответа это то, что никто из позвонивших в прямой эфир сразу не попадает.
В эфир, как уже раньше говорилось, попадет только тот человек, которому система в нужный момент перезвонит (нетрудно догадаться, что момент наступает, когда планируемая сумма уже собрана, и можно приступать к следующему заданию). Но кто смотрел викторину хотя бы раз, наверное, заметил, что звонки в студии периодически звучат, и вместо правильного ответа звучит ерунда, которая не соответствует условию задачи и подсказкам, предоставляемым любезной ведущей. Доказать, что это метод «подстегивания» потенциальных участников, а вовсе не реальные звонки, порой несложно – в некоторых телевикторинах такие звонки пускают каждые несколько секунд. Но как мы знаем, в прямой эфир допускают только одного человека из, к примеру, 5000 позвонивших, и никак нельзя поверить в то, что в течение 10 минут в студию позвонило полмиллиона людей – причем все почему-то идиоты, которые не понимают условий задачи и несут полную чушь. Более того, иногда режиссер ошибается, выдавая в эфир ранее прозвучавший неверный ответ (все тем же голосом).
Еще одна уловка заключается в том, что сама передача оформлена по традиционному гипнотизирующему шаблону – студия, в которой происходит все действие, непрерывно ездит взад-вперед, моргают разные надписи, ведущая без остановки щебечет, при этом активно жестикулируя, размахивая купюрами, чтобы не дать потенциальной жертве сосредоточиться, сбить ее с толку и заставить сделать звонок.
И напоследок сакраментальный вопрос – платят ли они вообще выигравшим счастливчикам или вся передача идет в записи? Ответ довольно прост: да, скорее всего, платят. Сами посудите, собрав 100 тысяч гривен, можно и отдать каких-то 2 тысячи одному из участников. Ведь в противном случае это было бы уже мошенничеством, а зачем подставляться под статью?
Подведем итоги
Итак, IVR-викторина, по сути, является завуалированным видом азартной игры. Всем потенциальным участникам таких викторин нужно не забывать, что телефон это не только средство связи, а еще и платежное средство, звонить или слать СМС на короткие номера можно, подумав дважды, а то и трижды (они ведь и придуманы для того, чтобы снимать деньги со счетов доверчивых граждан). Помните, что только организатор азартных игр в них выигрывает.
Паламарчук Ирина
Поделитесь в соцсетях: