Подвалы, заброшенные помещения, строительные площадки и недостроенные небоскребы – эти места считаются «уже» или «еще» непригодными для проживания. По иронии судьбы, они же способны привлекать «своих» жителей, хотя вряд ли способны предложить им хоть какие-то коммунальные условия вроде канализации или освещения. Их обитателями являются беспризорные подростки, для которых такие помещения становятся «вторым домом». Собственно «жители» его так не называют, найдя более правдоподобное название «тайник». Там подростки могут спрятаться не только от дождя и холода, но и от представителей правоохранительных органов.

Так называемые «тайники» характерны для крупнейших городов Украины – Одессы, Киева, Донецка, Харькова. Однако точного их количества не знают даже в социальных центрах. Причина проста – молодежь «мигрирует» с «тайника» в «тайник» как только их точный адрес становится известен сотрудникам правоохранительных органов или журналистам.

А на улице идет банальная борьба за выживание… Ежедневный поиск еды и денег, а также постоянное недоверие к тем, кто живет нормальной жизнью. Шансов быть избитыми у таких подростков больше, чем у любого другого. Драки могут происходить между группой уличных подростков и группой бродяг, или группой людей с наркотической зависимостью. Столкновениями с детьми «улицы» не брезгуют и «домашние» дети.

Улица для девушек


Около 40% уличных девушек имеют детей. Некоторые из них рожали по два или по три раза. Но как показывает практика, беременность автоматически не изменяет поведение девушек и не сразу мотивирует их поменять хоть что-то в своей жизни.

Жизнь уличных подростков не отличается разнообразием. Когда девушки узнают, что они беременны, они воспринимают это как развлечение, совсем не серьезно. Когда они попадают в социальный центр, с ними, конечно, ведут разговор о том, что они собираются делать. Их предупреждают, что оставить ребенка на улице им никто не позволит, ведь там дитё просто погибнет. Вот тогда и начинают искать определенные варианты – делать аборт или обдумывать эту проблему со своим партнером.

Призрак бесплатной медицины


И даже если девушка решила рожать, не факт, что ей удастся стать на учет в женской консультации. А это необходимо для того, чтобы проходить медицинский контроль и получать от государства материальную помощь после рождения ребенка. Иногда препятствием становится то, что у уличных подростков утеряны документы.

Без документов медицинские учреждения, как правило, отказываются предоставлять даже минимальную медицинскую помощь. Однако наличие паспорта не всегда гарантирует прием у врача, хотя согласно статье 49 Конституции Украины, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В частности, те граждане, в документах которых указана прописка по другому месту, должны уплатить в больничную кассу благотворительный взнос.

Таким образом, уличные подростки оказываются в замкнутом круге: большинство из них прописаны далеко от места «уличного» проживания. И даже все их вместе взятые денежные сбережения едва ли покроют «благотворительный взнос» даже для одного подростка.

Кроме того, некоторые медицинские учреждения просто боятся принимать к себе «уличных жителей», поскольку те не отвечают санитарно-гигиеническим нормам. Боятся также кожных заболеваний и туберкулеза. Некоторые уличные подростки действительно болеют туберкулезом, но штамп «уличного» не должен отпугивать врачей, ведь помогать людям - их долг.

Тестирование на ВИЧ


Оказание медицинских услуг для уличных подростков – как палка о двух концах. Поэтому говорить о том, что медицинские услуги не хотят предоставлять только клиники – не является полной правдой. Обычно этого не хотят и сами подростки. А ведь именно они являются особенно уязвимыми к ВИЧ, так как частенько ведут половую жизнь с несколькими партнерами, могут принимать инъекционные наркотики и становятся жертвами насилия.

В социальных центрах отмечают – далеко не все подростки больны ВИЧ и приводят статистику обследования уличных подростков Центрами по контролю и профилактике заболеваний (CDC, США) в 2008 году. Тогда было обследовано 900 подростков в трех регионах Украины. Из них ВИЧ-позитивной была лишь пятая часть. Если конкретнее – это 18,4% среди юношей и девушек в возрасте от 14 до 24 лет. Причем среди девушек уровень ВИЧ выше, и на это есть причина: они, как правило, переходят от одного парня к другому: от побежденного к победителю. То есть, как только поменялся лидер уличной «тусовки», девушка переходит к нему. И никто ее при этом не спрашивает. Девушки больше страдают от насилия, включая сексуальное. Но право на уважение имеет каждый человек, в том числе и бездомный. А значит, стоит думать о том, как решить эту проблему, а не прятаться от нее.

Когда некуда пойти


Согласно Закону Украины «Об основах социальной защиты бездомных граждан и беспризорных детей», центральными органами исполнительной власти по предотвращению детской беспризорности являются Министерство внутренних дел и Министерство по делам семьи, молодежи и спорта.

Дело в том, что взирая на украинское законодательство, у уличных подростков есть всего два варианта, как «уйти» с улицы, – работники правоохранительных органов возвращают их домой или, действуя по сценарию «Республики Шкид», – силой увозят сразу в детский приют, то есть в те места, откуда подростки уже бежали из-за «невыносимых условий».

Все уличные подростки сходятся в одном: больше всего им не хватает обычного человеческого понимания. А такие меры приводят лишь к тому, что беспризорные движутся по замкнутому кругу: «невыносимые условия» – улица – «невыносимые условия», а проблема вовсе не решается.

Делаем выводы!


Все заслуживают человеческого отношения, даже если и находятся «на обочине» общества. Альтернативой интернатам могут стать общественные организации. Главная задача таких учреждений – убедить подростка, что он сам должен бросить улицу. Сейчас это очень трудно, ведь подобные социальные центры – маленькие островки среди юридических реалий.

В Законе Украины «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей» указано, что, независимо от формы собственности, организации и отдельные граждане, могут участвовать в осуществлении социальной защиты в пределах своей компетенции. Но в этом Законе нет «типичного положения», которое бы наделяло их полномочиями. Как нет и желания чиновников подчинить в свое ведомство еще «какие-то» общественные организации.

Ну, а пока чиновники разбираются с бюрократическими законами, уличные подростки вырастают. В свой восемнадцатый день рождение они в один миг превращаются из беспризорных детей в обычных граждан с запущенными социальными историями. Проблемы, которые не были решены еще в их детстве, уже никого не интересуют.

В первую очередь, это касается служб, которые наделены соответствующими полномочиями согласно законам Украины. Ибо их поле деятельности распространяется только на несовершеннолетних. Ну, а сейчас взрослые де-юре, но незрелые де-факто, бездомные продолжают «таится» от общественной жизни в местах, которые уже стали для них домом.

Паламарчук Ирина


Поделитесь в соцсетях: