Постсоветская система пионерского воспитания, хоть и не отошла в прошлое полностью, однако актуальность и доверие уже теряет. На сегодня все больше родителей потенциальных первоклассников пытаются заменить это сомнительное наследство альтернативными системами обучения.

Дети становятся полем для экспериментов различных методик и философий, а некоторые креативные родители даже создают неформальные домашние школы. С одной стороны, более сознательный подход к учебному процессу дает очевидные положительные результаты, а с другой – способствует появлению псевдоконцептуальних школ с громкими идеями, но в действительности с подходом советских времен.

Также открытым остается вопрос социализации «продвинутых» учеников таких школ, ведь даже если ребенок не посещал детский сад, столкновение с реалиями «стадной» школьной жизни обычно становится достаточно травматичным, клеймо «не такой, как все» может изрядно испортить жизнь.

Сейчас родители, которые стремятся уберечь своих чад от проблем традиционной школьной системы, имеют два основных возможных пути: или альтернативные школы той или иной зарубежной системы, где, кроме того, дают официальный документ о полученном образовании, или неформальные домашние школы, организованные такими самими родителями-энтузиастами.

Альтернативные системы: Италия – Австрия – Россия


Предложенная итальянкой Марией Монтессори система раннего развития была еще в 1906 году воплощена в жизнь. На первом месте она ставит индивидуальность ребенка: именно дитя, а не учителя, выбирает направление своих занятий.

Изначально эта система разрабатывалась для детей низкого уровня развития, но по истечении времени вышла на общий уровень. Сегодня в детских садиках и школах Монтессори отсутствуют и наказания, и вознаграждения, а мотивацией для обучения является, собственно, само обучение и стремление к познанию. Главной задачей педагогов Монтессори является создание соответствующих условий, при которых ребенку хотелось бы творить и развиваться.

На сегодняшний день в Украине есть немного детских садов и ранних школ (1-3-й классы), которые работают по этой системе, старшая школа пока находится на стадии развития. Родители тех малышей, которые попали в учреждения подобного рода, дают очень положительные отзывы этой системе, говорят, что их дети меняются на глазах: становятся более уравновешенными и самостоятельными, взрослеют.

Последователи вальдорфской системы, наоборот, не спешат прививать детям те или иные навыки, считая, что всему свое время, место и способ реализации. Эта система основана на антропософском учении австрийского мыслителя Рудольфа Штайнера и исповедует гармонию раскрытия внутреннего мира малыша в соответствии с природными циклами. Цель обучения – не только получение знаний, а вдобавок еще и переживание этих знаний и их применение.

В школах с этой системой много внимания уделяется музыке (с первого класса детей учат играть на флейте), рисованию, рукоделию. Также много внимания уделяют ритму, ибо во всем в природе есть ритм. В человеке это – сон и активная жизнь, сердце и дыхание, жизнь-смерть, А в природе это – день-ночь, времена года... Уроки строятся на основе ритмов и душевного настроя детей.

Система «школа-парк», автором которой стал российским преподаватель английского языка, доцент МГУ имени Ломоносова Милослав Балабан, подразумевает выход из школьных стен (в традиционном понимании) на свежий воздух, в парк, и учиться там. Занятия в парк-школе являют собой совокупность разновозрастных студий, которыми руководят разные мастера. Ученики в произвольном порядке, причем по собственному желанию, избирают себе учителей, при этом в любое время они могут изменить свой выбор.

Создатели этой системы образования убеждены, что, если ребенку дать спокойствие и не вмешиваться в его развитие, он разовьется сам настолько, насколько позволяет его природа. Добровольность выбора и посещения занятий, а также отсутствие традиционной системы оценивания – основа этой системы, а взаимопомощь и взаимодействие между детьми разной возрастной категории прививают им полезные коммуникативные навыки.

Обратная сторона


Различные образовательные системы со своими, индивидуальными корнями и мировоззрением имеют общие черты, это, в частности: отказ от деспотического классно-урочного формата занятий, отсутствие оценок и звонков, внимание к личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала. Но всегда ли красивые благородные лозунги соответствуют реальной политике учебного заведения?

Так, скажем, в некоторых из вышеперечисленных школ родители сетуют на хамское обращение с детьми, на случаи приложения физической силы к малышам и публичное унижение за, скажем, забытую тетрадь. Поэтому, как видно, даже благородная концепция не является панацеей от заложенных на генетическом уровне тоталитарных методов. Не спасают, к сожалению, концепции и от невежества – некоторые выпускники соответствующих учреждений, вспоминая с благодарностью на форумах свои школьные годы, демонстрируют абсолютную, безжалостную неграмотность.

За партой дома


Свою уникальную систему образования украинцы пока не предложили миру, но отдельные домашние школы становятся все более актуальными. Занятия в них проходят всего лишь пару раз в неделю, но почти весь день, а все остальное время дети грызут гранит науки самостоятельно, дома, под присмотром родителей.

Обязательными предметами в таких школах являются письмо, чтение, математика, а в течение месяца дети изучают еще один дополнительный предмет, например, географию, историю или народоведение. Все предметы изучаются предельно практично. Так, изучая тему «Человек», дети измеряют друг другу пульс – в нормальном состоянии и после прыжков. А, к примеру, географию преподают путешественники, подкрепляя свои рассказы зрелищными фотографиями.

Юридически домашнее образование в Украине разрешено, но родители должны закрепить своих детей за обычными школами, в которых раз в год, иногда два, те должны сдавать экстерном экзамены. Но практически это воплотить непросто: переполненные школы городов часто отказываются принимать дополнительных, «левых» учеников, из-за которых пришлось бы переписывать школьный устав.

Проблемой остается и контакт с внешним миром: какой бы позитивной не была альтернативная школа, рано или поздно ребенок столкнется с социумом, который живет по другим законам, незнание которых может нанести ему болезненный удар. Домашнее обучение не соответствует актуальной задачи ребенка школьного возраста – общение со сверстниками, где этот центр является чем-то вроде полигона для раскрытия потенциала и развития личности в контексте налаживания отношений, социализации, адаптации. Это все детям смогут немного заменить разве что «кружки»: боевые искусства, танцы, пение и т.д.

Итог
Система образования многократно менялось. Сначала было семейное образование, когда родители учили детей, как могли. Затем – ремесленное образование, когда отдавали ребенка какому-нибудь мастеру в подмастерья. Позже появились фабрики и заводы, началась индустриализация в обществе, появились школы, классно-урочная система, опять произошла смена общества, изменились потребности в обучении. Сейчас кризис образования очевиден: и в школах, и в ВУЗах...

То, что традиционная школа все менее соответствует потребностям современного ребенка, очевидно. И к единой приемлемой альтернативы пока далеко. Но, кто знает, возможно, если будет много различных попыток, общество все-таки выйдет на нормальную, приемлемую, современную систему обучения.

Паламарчук Ирина


Поделитесь в соцсетях: