Шестнадцатый саммит Украина-ЕС состоялся 25 февраля в Брюсселе после долгого периода охлаждения. Виктор Янукович встретился с президентом Европейского совета Херманом Ван Ромпеем и президентом Европейской комиссии Жозе Мануэлем Баррозу, чтобы обсудить будущее Украины с ЕС.

Однако, несмотря на заявление Януковича о том, что Киев сделает все возможное для того, чтобы подписание соглашения об ассоциации Украины с ЕС состоялось, саммит не привел к приближению этого момента. Только реальные действия Украины ускорят этот процесс.

Так был ли саммит успешным? Он был успешным по одной причине, что он состоялся. То, что он прошел, значит, что обе стороны стремятся к диалогу, а продолжение диалога является успехом уже само по себе.

Встреча продолжалась два часа, а не двадцать минут, как первоначально планировалось. Такая долгая встреча президентов является признаком того, что, несмотря на резкое снижение демократических стандартов в Украине, лидеры ЕС по-прежнему готовы «инвестировать» время в разговор с Януковичем.

Но саммит, конечно, не является прорывом, несмотря на то, что руководство Украины пытается изобразить его именно таким образом. Для Киева важно помнить, что прорывы могут произойти только на саммитах с ЕС, если они будут тщательно спланированы и подготовлены чиновниками и дипломатами заранее. Однако это не касалось прошедшего саммита.

Что Украина получила от саммита? Большинство предложений, полученных от ЕС не являются новыми. Президенты обсудили три набора практических вопросов экономической интеграции, энергии и мобильности. ЕС готов предоставить Украине 610 млн. евро в виде макрофинансовой помощи, если Украине удастся реформировать свою экономическую политику и получить кредит от Международного валютного фонда, чтобы погасить свои долги. В области энергетики ЕС заявил о своей готовности оказать финансовую поддержку в модернизации газотранспортной системы Украины.

Предложения ЕС имеют различные инструменты, чтобы помочь той или иной стране проводить реформы. Однако если страна не готова к реформам, то предложения ЕС вряд ли будут полезны.

Единственное предложение, которое можно рассматривать как подарок от ЕС в области мобильности – это упрощение визового режима и, возможно, со временем безвизового режима с ЕС для украинских граждан. Тем не менее, это не будет наградой для украинской власти, но является жестом открытости по отношению к обычным украинцам.

Разве саммит может ускорить подписание Соглашения об ассоциации? Определенно нет. Тем не менее, что это не из-за проблем на саммите. Три условия ЕС должны быть выполнены для того, чтобы подписание соглашения стало возможным.

Будет ли позиция России давить на ЕС, чтобы ускорить подписание соглашения? Это маловероятно. Россия предложила Украине вступить в Евразийский таможенный союз, но ЕС ни боится России, ни обеспокоен тем, что он потеряет Украину, если она выберет Таможенный союз. Некоторые отдельные члены ЕС обеспокоены Россией и ее евразийским интеграционным проектом.

Тот факт, что Янукович был приглашен на саммит, свидетельствует о важности Украины, как регионального стратегического партнера для ЕС. ЕС заинтересован в заключении сделки с Украиной и помогает ей стать более совместимой с ее стандартами.

Также следует учесть, что подписание соглашения зависит от одного человека - президента Украины. Он единственный, кто может использовать эту возможность с умом. Тем не менее, для того чтобы это произошло, его личные интересы должны, наконец, совпасть с интересами своей страны. Несмотря на заявления на саммите и планы украинского правительства на бумаге, вероятность этого достаточно низка. Принятие избирательного кодекса или освобождения заключенных лидеров оппозиции может оказаться слишком дорогостоящим на фоне президентских выборов в 2015 году.

Но, конечно, в истории страны были еще более драматические повороты, так что еще есть надежда на будущее отношений между ЕС и Украиной в плане Соглашения об ассоциации.


Поделитесь в соцсетях: