Одной из причин указанных процессов является неуважение, нетерпимость, так сказать, интолерантность к украинской культуре и нации, существовавшей во времена, когда Украина находилась под гнетом имперских государств.
Как известно, предпосылками возникновения толерантности общества является признание ценности и автономии личности, уважение прав и свобод человека, равное отношение к представителям разных рас, наций и народов, открытость к разным вероисповеданиям и способам жизни в условиях полиэтничности национальных сообществ. Но в первую очередь, толерантность является признаком высокоразвитого демократического общества и правового государства, поэтому она не может существовать в условиях тоталитарных режимов, характеризующихся отсутствием демократических свобод и полным контролем государства как над отдельной личностью, так и над всеми сферами жизни общества.
Во времена, когда другие европейские государства постепенно проходили этапы развития от феодализма, буржуазных государств к государствам социальной демократии, Украина долго была лишена таких возможностей, не имела государственно-политической самостоятельности, а ее территория изначально была разделена между двумя могущественными империями – Российской и Австрийской, а затем оказалась в составе одной из самых жестоких тоталитарных государств современности – Советского Союза.
Как следствие, процесс построения в нашей стране правового государства в целом и гражданского общества в частности, фактически, начался только с момента обретения ею независимости в 1991 году, когда подавляющее большинство европейских государств уже имело налаженный и отработанный организационно-правовой механизм защиты прав и свобод человека. Почему так произошло? Давайте разбираться.
Формирование украинской нации
Политика Российской империи накануне Первой мировой войны была направлена не только на уничтожение на украинских землях любых элементов государственности или автономии, но и на ликвидацию национального самосознания украинского народа, уничтожение его как отдельной нации. В империи Габсбургов украинцы, хотя и находились под социальным и национальным гнетом, но об ассимиляции речь не шла, поэтому они имели больше возможностей развивать свой язык, культуру, научную и политико-правовую мысль.
Конституционные реформы в Австро-Венгерской империи конца 19 в. активизировали национальную и общественно-политическую жизнь, изменили общественное сознание, заложив основы конституционализма и парламентаризма, а декларирование, хотя и формальное, равенства всех народов империи, пробудило национальное достоинство украинского народа.
Однако, как ни прискорбно это осознавать, но разрозненность и вечный лозунг «моя хата с краю» сыграли головокружительную роль в наиболее значащие периоды развития нашего государства. Так, в первой половине ХХ в. Украина вновь оказалась разделенной между двумя государствами – Польшей и СССР, обе из которых проводили политику террора, репрессий, разрушения культуры, национального сознания, ассимиляции и физического уничтожения украинского народа.
Демократические государственные образования и институты, созданные украинцами после свержения Российской и Австро-Венгерской империй, были устранены, миллионы украинцев расстреляны и сосланы в лагеря, национально-освободительное движение жестоко подавлялось, любые проявления патриотизма преследовались и карались, преимущественно путем обвинений в контрреволюционной деятельности, смертью и ссылками.
А вследствие голодоморов 20-х, 30-х и 40-х годов – сознательного геноцида украинского народа, и масштабных политических репрессий, кроме огромной части сельского населения, Украина потеряла значительную часть научной, образовательной, культурной, военной элиты и духовенства. Была ликвидирована Украинская автокефальная церковь, проводилось насильственное навязывание атеизма и коммунистической идеологии.
После присоединения Западной Украины к УССР, облегчения не произошло, а террор против украинской нации только усилился. В советское время террор был всеобщий, он охватывал все слои населения. В обществе распространились поиски «врагов народа», взаимные подозрения, доносы. А главным следствием массовых репрессий стало физическое уничтожение наиболее активной, интеллектуальной части нации.
Что имеем
Сегодня в сознании украинцев, которых на протяжении многих веков убеждали в их неполноценности, этнической неполноценности, укоренился комплекс «младшего брата», «малоросса», «хохла».
Через коммунистическую уравниловку, коллективизм, уничтожение индивидуализма, постоянный страх быть сосланным, заключенным или вообще уничтоженным физически, навязывание государством взглядов, любовь к Украине является для многих национализмом, «бандеровщиной», а единственно возможным и здоровым является советский патриотизм.
Как мы знаем, на протяжении веков украинцы теряли национальное самоуважение и этническую идентичность. Чтобы выжить, часто нужно было отрекаться от своей культуры, обычаев. Все это стало предпосылкой искажения процессов формирования здоровой украинской нации и национального (этнического) осознания украинского народа, зарождения этнического стыда как защитной реакции украинцев на многовековой массовый террор тоталитарных режимов.
Шанс есть!
Имеет ли украинская нация надежду на нормальное развитие и восстановление здорового самосознания и самоидентификации? Можно ли преодолеть кризис и разрозненность в украинском обществе, разделение нации на «восточников» и «западников», восстановить национальную гордость? На самом деле, да, все возможно.
Первые знания о своей этнической принадлежности ребенок получает благодаря семье и родителям в 6-7 лет. Где-то лет в 8-9 он уже может четко идентифицировать себя со своей этнической группой, выдвигать основания идентификации – родной язык, место жительства, национальность родителей. В нем просыпаются национальные чувства. В возрасте 10-11 лет этническая идентичность у ребенка формируется в полном объеме, как особенности разных народов он отмечает уникальность истории своего народа, специфику традиционной бытовой культуры.
Положительные этнические чувства рождают в человеке радость относительно своей принадлежности к собственной нации, желание быть ее частью, гордость за достижения своего народа. И наоборот, негативные этнические чувства могут привести к отрицанию собственной этнической идентичности, чувству стыда, униженности, желанию принадлежать к другому народу.
Итог
Восстановление национальной гордости и самоуважения очень важно для развития любого народа, в частности, и нашего. Поэтому последовательная политика государства в области образования, воспитания в семье и школе, крайне важны, так как в это время ребенок, а потом взрослый человек, проникается гордостью и любовью к своей Родине, языку, культуре. И только от того, как мы воспитаем молодое поколение, которое родилось свободным от «имперских» стереотипов о собственной отсталости и провинциальности уже после получения Украиной независимости, зависит, насколько успешным будет процесс формирования новой национальной элиты.
Паламарчук Ирина
Поделитесь в соцсетях: