«Укрнафта» и «Укртранснафта»
Пожалуй, началом развития событий вокруг олигарха можно считать принятые 19 марта нынешнего года парламентом изменения к закону об акционерных обществах. Данным законом был введен единый подход к снижению кворума для всех акционерных обществ, включая те, в уставном капитале которых есть корпоративные права государства, где она является владельцем 50% и более простых акций.
Данный шаг приблизил украинское законодательство к международным стандартам относительно кворума общих собраний акционерных обществ. Кроме того, упомянутый закон внедряет новый подход, при котором для принятия решения в акционерном (коллективном) предприятии необходимо 50% голосов акционеров плюс один голос. Также документом усовершенствован механизм избрания и деятельности органов акционерного общества, обеспечивается действенный механизм исполнения решений общества относительно выплаты дивидендов.
Таким образом, введенные механизмы дали возможность взять под государственный контроль компании «Укртранснафта» и «Укрнафта», которые, несмотря на то, что находятся в государственной собственности, фактически контролировались Игорем Коломойским.
Планировалось, что назначенный временно исполнять обязанности руководителя «Укртранснафты» Юрий Мирошник перво-наперво проведет проверку финансовой деятельности данной компании. Стоит отметить, что Игорь Коломойский, который приехал защищать отстраненного от руководства компанией Александра Лазорко, заявил о рейдерском захвате компании, а увольнение Лазорко назвал незаконным. Когда один из журналистов поинтересовался у Коломойского, что тот делает в помещении государственной компании, олигарх ответил представителю СМИ грубой бранью.
После этого, 20 марта нынешнего года, глава украинского государства Петр Порошенко объявил Коломойскому выговор «за нарушение правил профессиональной этики, поступок, который порочит его как государственного служащего».
Далее Коломойский приехал защищать другую компанию («Укрнафту»), да не один, а с вооруженными людьми, для того, чтобы якобы предотвратить рейдерский захват компании. Так, свое присутствие возле офиса Укрнафты, усиление охраны и сооружение железного забора олигарх объяснил «плановыми работами против рейдеров».
Стоит отметить, что Укрнафта – это крупнейшая украинская нефтегазодобывающая компания. В сфере нефтедобычи доля компании на рынке составляет 68%, а в добыче газа – 11%. В состав Укрнафты входит 6 региональных производственных подразделений, 3 газоперерабатывающих завода, 3 буровых управления и 563 АЗС практически во всех регионах Украины.
В компании «Укрнафта» государству (в лице НАК «Нафтогаз Украины») принадлежит 50% + 1 акция, а группе «Приват», согласно данным разных источников, не меньше, чем 42%. Фактически же получилось, что Укрнафта стала почти частной компанией, т.к. ключевые позиции в руководстве имеет именно группа «Приват».
Михаил Гончар, экс-заместитель директора «Укртранснафты», отмечает, что группа «Приват» с помощью «Укрнафты» и госкомпании «Укртранснафта» создала, по сути, вертикально-интегрированную структуру, где присутствуют все три сегмента: добыча, транспортировка, переработка нефти, а также продажа нефтепродуктов через сеть заправок, которой владеет все та же группа «Приват». Все это привело к созданию частной монополии в нефтяном секторе, со всеми соответствующими последствиями.
Также Гончар считает, что конфликт вокруг этих двух компаний был заложен очень давно: «Глубинная суть конфликта заключается в паразитарной форме украинской олигархии как явления. Принцип очень простой: хорошо вести бизнес тогда, когда берешь под контроль государственные активы, делаешь их де-факто своими, и они работают на частный интерес».
Обострение ситуации вокруг губернатора Днепропетровска
Очередное обострение ситуации вокруг Игоря Коломойского произошел 23 марта, когда глава СБУ Валентин Наливайченко озвучил ряд обвинений в адрес руководства Днепропетровской области. Так, Наливайченко, например, заявил о том, что его ведомство проверяет высокопоставленных чиновников Днепропетровской облгосадминистрации на причастность к финансированию преступной группировки, связанной с перевозкой контрабанды через линию разграничения зоны АТО, а также похищением людей и убийством сотрудника СБУ в Волновахе.
Сразу же после этих событий четыре депутата-мажоритарщика от Днепропетровской области заявили о своем выходе из состава фракции «Блок Петра Порошенко», а зампредседателя Днепропетровской ОГА Геннадий Корбан обвинил Валентина Наливайченко во лжи.
В Днепропетровске была проведена пресс-конференция, во время которой сторонники Коломойского высказали собственные претензии к властям. Кроме того, было объявлено о проведении в Днепропетровске 25 марта народного вече в поддержку Игоря Коломойского. Геннадий Корбан, заместитель председателя Днепропетровской ОГА, заявлял, что народное вече в Днепропетровске является инициативой общественных организаций. В тот же день Петр Порошенко заявил о том, что не допустит существования ни у одного губернатора «карманных вооруженных сил».
В конечном итоге, учитывая публичность конфликта, вполне закономерным развитием событий стало подписание в ночь на 25 марта президентом Украины Петром Порошенко указа об отставке Игоря Коломойского с должности председателя Днепропетровской облгосадминистрации. Данный документ был подписан во время личной встречи Порошенко с Коломойским. Последний, кстати, сам попросил об увольнении.
Петр Порошенко акцентировал внимание на необходимости удержания под контролем ситуацию в регионе: «Мы должны обеспечить мир, стабильность и спокойствие.
Днепропетровщина должна оставаться бастионом на Востоке Украины, защищать мир и спокойствие граждан».
Мнения экспертов по поводу отставки Игоря Коломойского
Как сторонники, так и противники Игоря Коломойского, во время обсуждения его отставки, оценивали ее причины и последствия по-разному. В качестве одного из аргументов в поддержку Коломойского было утверждение о «несвоевременности» наведения порядка в компании «Укрнафта» в тот момент, когда Украина находится под ударом. Властям в такое время необходимо единство, и именно Коломойский был одним из столпов нынешней власти.
И все же большинство экспертов отметили, что выигрыш от увольнения Игоря Коломойского намного перевешивает неизбежные потери. Так, политик Тарас Черновол на своей странице в Facebook написал следующее: «Сильный шаг. Наконец время полумер закончилось».
Политолог Владимир Фесенко отметил: «Увольнение Коломойского – это проявление силы воли государства через решение Президента. Государство отстояло свои интересы, и реализовало на данном этапе свои решения». Политолог также добавил: «Конечно, будут спекуляции на тему раскола… Но олигархические схемы управления экономикой и политикой развалят Украину быстрее, чем агрессия Путина».
Тарас Березовец, глава компании «Berta Communications», считает, что решение Петра Порошенко удовлетворить прошение об отставке Коломойского может стать поворотным в карьере самого президента: «Порошенко – человек компромиссов, в отличие от того же Коломойского. И поэтому Петр Алексеевич до последнего избегал открытой конфронтации с харизматичным олигархом».
Также Березовец отмечает, что «публичные бои за них вели депутаты, силовики, заместитель губернатора. Порошенко и Коломойский избегали прямых обвинений в адрес друг друга, понимая, что отмотать ситуацию после этого будет куда сложнее. Однако ситуация в «Укртранснафте» и «Укрнафте» не оставила президенту выбора. Если бы здесь он проявил компромиссность, его бы ждало ослабления внутри страны и непонимание внешних партнеров, в первую очередь США».
Юлия Мостовая (еженедельник «Зеркало недели») писала о том, что конфликт между Порошенко и Коломойским был развязан по мягкому сценарию: «Вообще-то этих переговоров могло и не быть. Порошенко и Коломойский – очень похожие по эмоциональному складу люди, были готовы с разбегу воткнуть бивни друг в друга. Просто один оторвался от земли, а второй почувствовал, что его в землю хотят загнать. Но дело в том, что, заступив за черту, которая определяет монопольное право государства применять силу, Игорь Коломойский проиграл. Президент такого оставить без наказания не мог. И это абсолютно правильно».
Запад в этом конфликте поддержал позицию государства. Причем, как отмечает Мостовая, формулировки были достаточно жесткими: «Оказалось, что даже министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер умеет разговаривать понятно, и четко формулировать мысли – не так, как в вопросах российской агрессии и оценки действий террористов на территории Украины. Американцы и британцы в публичных заявлениях также были черно-белые».
Кроме того, издание «Зеркало недели» сообщало также и о ряде деталей закулисных переговоров, которые предшествовали объявлению решения президента об отставке Коломойского (в частности, об отдельной роли, которую сыграли в этой ситуации США). Интерес Штатов очень даже понятен: ведь любой политический конфликт в Украине является проигрышем в войне с Россией. Так, еще во время того, как Коломойский был председателем Днепропетровской ОГА, с ним встретился американский посол Джеффри Пайетт. Коломойский и Пайетт имели довольно продолжительную беседу, содержание которой содержится в тайне. Можно лишь предположить, что речь шла о стратегических интересах и политических договоренностях. Как бы там ни было, но официальный представитель Государственного департамента США Дженнифер Рене Псаки заявила, что обстоятельства отставки Игоря Коломойского – исключительно внутреннее дело Украины.
Конфликт вокруг Коломойского: акция, замаскированная по государственные интересы?
Но далеко не все усматривают в событиях вокруг Коломойского начало масштабного «наступления» на олигархов. Так, к примеру, Владимир Омельченко, директор энергетических программ Центра им. Разумкова, выразил опасения по поводу того, что за раздуванием скандала вокруг «Укртранснафты» и «Укрнафты» стоят люди, работающие на интересы других, конкурентных Коломойскому бизнес-групп. Омельченко называет данный конфликт «акцией, замаскированной под государственные интересы».
Эксперт Михаил Гончар также ставит под сомнение то, что в нефтяном конфликте речь идет о защите государственных интересов. Если действительно речь идет о восстановлении контроля государства над своей долей в нефтяных активах, отмечает Гончар, то способ, при помощи которого это происходит, вызывает много вопросов. «Способ абсолютно недалекий и, можно сказать, бандитский. Это порождает и вопрос, и неприятие. В наведении порядка в этой сфере, в действиях, которые якобы должны были отражать национальные интересы, просматриваются действия других конкурентных олигархических групп. Последствия этого могут быть очень негативными: как для государства, так и для бизнеса, а также общества», - отмечает эксперт.
Стоит отметить, что и Омельченко, и Гончар акцентируют внимание не только на ошибочности способов, но и на времени возникновения конфликта. Гончар отмечает: «Нелогичным выглядит то, что власть начала наведения порядка с той олигархической группы, которая выступает в защиту интересов Украины. Можно сомневаться относительно глубины патриотических мотивов Игоря Коломойского, но важно то, что он, в отличие от другой олигархической братии, был едва ли не единственным из крупных бизнесменов, кто сумел организовать и оборону, и защиту внутри Днепропетровской области, частично Запорожской и Одесской».
В свою очередь, Омельченко говорит о том, что «безусловно, нужно избавляться от влияния бизнеса в государственном управлении. Но это надо делать комплексно. Если все завершится сменой одного олигарха на другого, ни к чему хорошему это не приведет».
Политолог Владимир Фесенко считает, что у Порошенко нет никаких конфликтов с представителями крупного бизнеса: «Противостояние Порошенко и бизнесменов или межолигархических войн в Украине нет. Петр Порошенко и сам представляет большой бизнес, и имеет хорошие отношения с большинством его представителей. Единственный конфликт – с Игорем Коломойским. Показательно, что представители власти, которые были связаны с ним, а именно Премьер Арсений Яценюк и глава МВД Арсен Аваков, не поддержали его в этом конфликте, а стали на сторону государства. Отставка Коломойского и его заместителей развязала этот конфликт на ближайший период».
Напомним, что 26 марта нынешнего года президент Украины Порошенко и экс-губернатор Днепропетровщины Коломойский, дали совместную пресс-конференцию в Днепропетровске, на которой заявили об отсутствии между ними какого-либо конфликта. «Нет конфликта и нет недопонимания… Взвесив все «за» и «против», я принял решение об отставке. Внутренние и внешние враги хотели вбить клин между нами и командой Президента. Самый правильный шаг – это было у них этот козырь выбить», - сказал Игорь Коломойский.
Прогнозы экспертов по поводу дальнейшей деятельности И. Коломойского
Некоторые эксперты прочат Коломойскому дальнейшую блестящую политическую карьеру. Команда Коломойского задумалась о создании собственной политической силы. Так, источник из окружения олигарха сообщил следующее: «Естественно, это будет патриотическая партия, созданная по типу «Самопомочі», которая соберет туда лучших людей… Возможно, что эта партия выйдет на политическую сцену уже этой осенью во время выборов в местные советы и возможных внеочередных выборов в Верховную Раду».
Руслан Бортник, возглавляющий Украинский институт анализа и менеджмента политики, считает, что отставка Коломойского с поста губернатора, по сути, развязывает ему руки для политической борьбы: «Отставка Коломойского, по моему мнению, означает, что далее он будет раскручивать политический вектор противостояния. Коломойский сбросил с себя, условно говоря, «кандалы» государственного служащего, «кандалы» подчиненного Порошенко. И далее следует ожидать очень активной деятельности Игоря Валерьевича в направлении создания новой политической силы на юго-востоке Украины, формировании полноценной большой фракции в парламенте, раскрутке политического проекта «Возрождение» или другого, который сейчас связывают с Коломойским».
Эксперт Тарас Загородний предполагает, что голоса за некую «партию Коломойского» фактически полетят в руки олигарху от отчаявшихся граждан: «На местных и парламентских выборах «партия Коломойского» будет собирать голоса тех, кто разочаровался в «Народном фронте» и «БПП» и не хочет идти в «Оппозиционный блок». Коломойский также частично потопчется по «Взаимопомощи», заняв нишу русскоязычного патриотизма, который, как ни странно, будет более привычным, чем патриотизм Запада Украины, а, следовательно, и более привлекательным в нынешних условиях».
Что говорит сам Коломойский?
Коломойскому удалось завоевать ощутимую популярность среди жителей Днепропетровска и области. В 2014 году, во время руководства регионом, прифронтовая Днепропетровщина оставалась мирной и стабильной. Несмотря на кризис в государстве, в Днепропетровской области своевременно платили пенсии и пособия, функционировали учебные заведения, больницы, промышленные предприятия. А по экономическим и финансовым показателями этот регион занял первое место по Украине.
Антон Геращенко так написал по поводу Коломойского на своей странице в Facebook: «Коломойский и его команда – Г. Корбан, Б. Филатов, С. Олейник и много других днепропетровских патриотов, которых они объединили, совершили настоящий подвиг
весной и летом прошлого года, когда не дали пророссийским силам устроить шабаш не только в Днепропетровской, но и Запорожской областях». Геращенко также добавил, что в то время на это не был способен весь аппарат СБУ, МВД и других спецслужб, который находился «в полном параличе» после победы Майдана.
Владислав Романов, политолог из Днепропетровска, отмечает следующее: «Днепропетровщина – прифронтовая область, и это накладывает свой отпечаток на методы, которыми решается много вопросов. Если бы команда Коломойского не приняла крутых мер, область давно захватили бы сепаратисты. Президент понимает, что надо вырабатывать другие правила поведения, особенно в бизнесе. С этим багажом дальше жить нельзя».
Что касается самого Игоря Коломойского, то он заявляет о том, что не планирует идти в политику, а желает сосредоточиться на общественной деятельности и бизнесе. Так, в эфире программы «Право на власть» (телеканал «1+1»), Коломойский сообщил следующее: «Я не собираюсь играть в политику. Собираюсь, может, заниматься общественной деятельностью и продолжать заниматься бизнесом на благо Украины». Также Коломойский считает, что в глазах общества он всегда будет оставаться бизнесменом, «поэтому нет смысла менять свое назначение, чем занимался последние 25 лет».
Олигарх также отметил, что своей отставкой решил конфликт интересов между бизнесом и государственной службой. Коломойский считает, что президент Украины Петр Порошенко долго проявлял «всяческую деликатность, корректность и долготерпение с точки зрения даже не моих выходок, а моего отношения к жизни и несовместимости моей внешней позиции с должностью губернатора, который вертикально подчиняется президенту. Это терпение длилось 10 месяцев, но в какой-то момент собралась критическая масса, когда мы должны были – чтобы остаться в добрых и нормальных деловых отношениях – пожать друг другу руки и сказать, что эта страница перевернута и мое губернаторство закончено».
Однако вместе с тем Игорь Коломойский уверен, что последние публичные скандалы являлись всего лишь поводом для его отставки, а причина исходит из его бизнес-прошлого: «Я не смог расстаться со своим бизнес-прошлым. В душе я остаюсь бизнесменом, а не чиновником. И как бы я себя не заставлял, у меня не получается. Только те события, которые развивались, - военные действия, выборы - не позволяли мне уйти в отставку раньше. И, по большому счету, я считаю, что это позитивное решение и для меня, и для Президента. Потому что никто в лице врагов Украины никак снаружи не сможет вбить клин. Мы движемся вместе с Президентом, со страной, с днепропетровчанами, у нас одни флаги над головой и мы флаги никогда не меняли».
Также экс-губернатор Днепропетровщины не считает, что его отставка является показателем борьбы президента Украины Порошенко с олигархами: «Я не считаю мою отставку и те события, которые произошли, борьбой президента Порошенко с олигархами, «деолигархизацией» общества. Потому что не было борьбы Порошенко с губернатором Коломойским. Был конфликт интересов внутри самого Коломойского. Определенный дуализм личности, который, я считаю, благополучно разрешился».
Читайте также: Интерпол отказал в требовании России о розыске Коломойского
Вместе с тем нужно отметить, что отставка Коломойского еще не означает достижения компромисса между ним и государством за контроль над компаниями «Укрнафта» и «Укртранснафта». А все потому, что уволив Коломойского, Порошенко тут же подписал изменения к Закону Украины «Об акционерных обществах» относительно снижения кворума, необходимого для проведения общего собрания, который фактически выбивает из рук Игоря Коломойского управленческие козыри в компании «Укрнафта».
Анна Воронцова
Поделитесь в соцсетях: