Какое место в нашей стране занимает человек, общество? «Смотря, какой человек!» – очень распространенный ответ в Украине. Это там, за границей, глава государства может жить в пятиэтажке рядом с обычными людьми (например, Ангела Меркель, первое лицо Германии). Это там, за границей, человек и общество являются влиятельными, с ними считаются, и когда решается судьба придомовой территории – как в Швейцарии, которая побила все рекорды по количеству и качеству местных референдумов, – и судьба государства – как в Норвегии, Граждане которой (граждане с большой буквы) трижды голосовали против вступления в ЕС, потому что это не соответствует интересам рыбаков и аграриев.

Влиятельными могут быть только Люди, которые знают, что государство – для них, а не они для государства, которые относятся к чиновникам как к персоналу, нанятому ими для выполнения определенных полезных действий для них, людей, работы. Люди, которые знают, что такое достоинство.

Да, и украинские граждане прежде не отставали, были самодостаточными и не очень надеялись, что кто-то что-то сделает за них. Когда собственных усилий хватало, брались за работу сообща. Украинцы издревле – нация самоуправляемая, свидетельство тому – первая в мире конституция Филиппа Орлика. И даже более трех веков доминирования государства над народовластием и, как следствие, – привычки к патернализму не до конца уничтожили у нас дух независимости, волю к демократии.

Все же, при том, что толока «на селе» еще не совсем стерлась ни из нашей памяти, ни из повседневной жизни, самоуправление как общественную ценность сейчас вынуждены импортировать из Европы. Кстати, а не из-за того ли, что наше государство все больше сползает к авторитаризму, что, мягко говоря, не соответствует европейским демократическим ценностям, нас и не видят в европейских структурах?

Самоуправление в Европейском союзе


Как либеральная философия, так и христианская наука об обществе ссылаются на принцип субсидиарности, согласно которому Человек как общественное существо должен отвечать за себя и быть готовым к совместным действиям в обществе. Согласно этому, одному из основных принципов деятельности Европейского союза, решения государством должны приниматься так, чтобы давать людям шанс самим решать проблемы. И только если это за пределами их возможностей, проблема должна решаться на более высоком уровне.

Таким образом, прежде всего, надо дать возможность решить проблему отдельным индивидуумам, а если они не справятся – семьям, после – общественным организациям, местным общинам, регионам, государству и, в случае необходимости, международному сообществу. Институты высшей ступени имеют право вмешиваться лишь в том случае, если невозможно решить проблему на более низком уровне, но вмешательство это должно носить характер «помощи для самопомощи».

На принципе субсидиарности построена Конституция Республики Польша, уже в преамбуле которой указано: «устанавливаем Конституцию Республики Польша как основной закон для государства, основанный на уважении и справедливости, на взаимодействии властей, общественном диалоге, а также на принципе субсидиарности, что укрепляет права граждан и их объединений». Согласно этому изречению об общественном диалоге и принципе субсидиарности, строится взаимодействие между неправительственными организациями и публичной администрацией в Польше. Потому как член Европейского союза обязан придерживаться принципа партнерства, под которым подразумевается, что в процессе принятия и выполнения решений, кроме институтов европейского сообщества, должны принимать участие не только страны-члены, а также и местные и региональные власти и субъекты, которые лучше знают возможности и потребности своего региона.

Субсидиарность является важнейшим принципом, который должен определять отношения на уровне «администрация – неправительственные организации» и предусматривать рациональные и практические отношения между единицами низшего и высшего уровня: если что-то не можешь, будет оказана помощь, если способен что-то сделать сам, выполнение этой задачи будет передано тебе. Такого рода отношения кратко определяет высказывание: «Государства должно быть так мало, насколько это возможно, и так много, насколько это необходимо». Применение этого принципа на практике не только укрепляет ответственность и повышает активность граждан, но и предоставляет свободу действий.

На практике


Принцип стремления к активному участию общественного сектора в формировании политики ЕС и принятии решений записан в Белой книге, посвященной реформе философии правления и большего привлечения населения и учета мнения каждого гражданина в принятии решений, а также в воплощении их в жизнь.

Указанные принципы способствуют такой модели взаимоотношений между администрациями различных уровней неправительственными организациями (НПО), в которой сотрудничество с НПО не является актом доброй воли или вопросом выбора, а является правовой обязанностью. В европейских странах НПО помогают властям выполнять их обязанности перед гражданами, принимая на себя реализацию некоторой части публичных задач, особенно, что касается социальных прав. В Нидерландах, Германии или Великобритании в среднем НПО предоставляют более 50% всех услуг, которые гарантированы гражданам законом.

А в Польше законом предусмотрено создание Совета общественно полезной деятельности, который назначается и снимается министром социальной политики, также в большинстве государственных организаций у них есть лицо, которое отвечает за сотрудничество с НПО, и действует правительственная программа – Фонд гражданских инициатив, которой предусматривается выделение средств на поддержку НПО, отобранных по конкурсу. Так, только в 2004-2007 годах выделялось по 30 миллионов злотых ежегодно, и из средств местного самоуправления было профинансировано почти половину общественных объединений – прежде всего, объединения, занимающиеся охраной здоровья, профилактикой и социальной помощью, спортивные клубы и добровольные пожарные дружины. До 38% НПО получали помощь и от бизнеса. Итак, в Польше самоуправляющиеся объединения заняли должное место в обществе: в 2004 году более половины поляков не представляли себе эффективного демократического государства без неправительственных организаций.

А что в Украине?


В Украине же до 2004 года активность граждан была весьма незначительной, и причин тому было много: это и та же привычка к патернализму, когда думать за тебя должен кто-то, прежде всего – власть, и неуверенность в собственной способности как-то повлиять на решение власти, которой поручено подумать за тебя, да и, чего скрывать, элементарное нежелание тратить свое время на общину, а главное – отсутствие осознания, что общество – это и есть ты.

К тому времени общественным организациям в Украине доверяло менее 10% граждан, а в работе НПО участвовало 2%. И хотя причин пассивности с 2004 года существенно не уменьшилось, община уже не та, что 9 лет назад: прежде всего, состоялся «Майдан», который доказал, что сплоченная община может быть влиятельной. Во-вторых, постепенно – к сожалению, очень медленно все по тем же причинам – приходит понимание, что качество жизни не только должно зависеть, но и на самом деле зависит от воли, от ответственности каждого гражданина, от осознания себя Гражданином, а не жителем территории, властью, которая, в конце концов, нанимает чиновника выполнять полезную для общества работу.

Исследование IFES, проведенное в сентябре 2012 года, свидетельствует, что и в Украине показатели доверия к самоорганизующимся общинам растут: 61% граждан считают, что эти организации вносят весомый вклад в развитие и улучшение ситуации в нашей стране. Поэтому мы уже даже превзошли показатели Польши в 2004 году – показатели 9-летней давности.

Паламарчук Ирина


Поделитесь в соцсетях: