Как и герой «Илиады», Китайская Народная Республика может казаться непобедимой. В 2010 году эта страна обогнала Америку по таким показателям как промышленное производство, потребление энергии и продажа автомобилей. В течение последних 20 лет ее военные расходы ежегодно росли в номинальной стоимости в среднем на 16%. По данным МВФ, Китай обгонит Америку как крупнейшую экономику мира (в плане покупательной способности) в 2017 году. Но когда Фетида, мать Ахилла, опустила ребенка в реку Стикс, чтобы дать ему дар неуязвимости, она должна была держать его за что-то. Наряду со многими другими проблемами, с которыми сталкивается Китай, он тоже имеет свою смертельную точку невидимой слабости: это – демография.

«Политика одного ребенка»


За последние 30 лет общий показатель деторождения в Китае (среднее число детей, которых в течение жизни может родить женщина), снизился с 2,6 – значительно выше среднестатистического показателя, который необходим для нормального стабильного роста населения – до 1,56, что значительно ниже этого уровня. Кроме того, низкий уровень рождаемости может сохраниться надолго, поскольку дети, рожденные в семье с одним ребенком, в дальнейшем сами желают иметь только одного ребенка. В будущем Китайской Народной Республике, вероятно, придется пройти долгий период чрезвычайно низкого уровня рождаемости, причем независимо от того, будет ли продолжаться так называемая «политика одного ребенка».

Правительство приняло незначительные поправки к политике (в частности, позволяя единственному ребенку в семье, который будет в браке с другим единственным ребенком иметь несколько детей), и, возможно, будет еще изменять данную политику в будущем. Но сейчас общая тенденция остается такой, что уровень рождаемости как минимум не растет. Особенно в самых богатых районах страны. Шанхай зафиксировал уровень рождаемости всего 0,6 в 2010 году, – вероятно, самый низкий уровень в мире! К примеру, уровень рождаемости в США составляет 2,08 и продолжает расти.

Разница между 1,56 и 2,08 не очень большая. Но в дальнейшей перспективе это будет иметь огромное влияние. Как прогнозируют специалисты, в период до 2050 года население Китайской Народной Республики не слишком уменьшится – с 1,34 млрд. в 2010 году до около 1,3 млрд. в 2050 году. Предполагается, что после 2050 уровень рождаемости начнет восстанавливаться. Однако если он останется низким, население Китая уменьшится до менее 1 млрд. в 2060 году. С другой стороны, население США имеет тенденцию к росту на 30% в ближайшие 40 лет. А Китай достигнет наибольшего количества населения в 2026 году. Но ведь никто не знает, когда Америка дойдет до своего пика населения.

Возраст населения


Различия между двумя странами еще более впечатляющие, если посмотреть на средний возраст населения. В 1980 году китайская медиана составляла 22 года. Это характерно для молодых государств, которые еще развиваются. В настоящее время она составляет 34,5. Этот показатель типичен для богатых стран, и он не очень отличается от показателей США, где медиана составляет 37 лет. Однако Китай стареет беспрецедентными темпами. Из-за сокращения рождаемости детей, средний возраст населения увеличится до 49 лет в 2050 году, что почти на девять лет больше, чем будет в США на тот момент. А некоторые города будут еще младше. Комитет народонаселения и планирования семьи Шанхая говорит, что до 2020 года более трети населения города достигнет среднего возраста в 60 лет.

Эта тенденция будет иметь весомые социальные и финансовые последствия. Вполне очевидно, что Китай получит большое количество пенсионеров, прежде чем он разработает систему ухода за ними. Таким образом, в отличие от многих других развитых стран мира, Китай скорее состарится, чем разбогатеет. На сегодняшний день 8,2% от общей численности населения Китайской Народной Республики старше 65 лет. Тот же показатель в США – 13%. К 2050 году доля Китая достигнет 26%, что выше, чем в Америке.

Небезызвестный факт, что в традиционной китайской семье дети, преимущественно сыновья, заботятся о родителях (хотя сейчас это меняется). Но быстрое старение также может означать, что китайцы столкнутся с феноменом «4-2-1»: когда каждый ребенок будет нести ответственность за 2-х родителей и 4-х дедушек и бабушек. Даже с очень хорошими сбережениями, маловероятно, что молодые люди будут в состоянии или вообще захотят нести такое бремя. Поэтому множество пожилых китайцев будут полагаться только на систему социального пенсионного обеспечения.

В 2000 году Китай создал национальный пенсионный фонд, но только 365 миллионов людей получают формальные пенсии. И система находится в кризисе. Почти половина (отдельных) пенсионных фондов, которыми управляют провинции, имеют проблемы, и местные органы власти иногда отказываются осуществлять выплаты.

Но это лишь часть более широкой проблемы. В период между 2010 и 2050 годами рабочая сила Китайской Народной Республики сократится как доля населения на 11% с 72% до 61%. Это – огромное сокращение, даже с учетом того, что сейчас доля рабочей силы от количества населения исключительно велика. Это означает, что соотношение числа иждивенцев резко вырастет. В настоящее время это соотношение составляет 11 – примерно половину уровня Америки. Но к 2050 году это соотношение вырастет в четыре раза до 42.

Еще больше поражает то, что к 2050 году число людей, которые будут приближаться к завершению своей трудовой жизни (то есть в возрасте 50 лет) возрастет более чем на 10%. Ну а число тех, кто только будет приступать к трудовой деятельности, уменьшится вдвое.

Последствия…


Эти изменения означают конец «Китайской мировой мануфактуры». Видимо, бесконечный поток дешевой рабочей силы начинает иссякать. Несмотря на массу малообеспеченного сельского населения, Китай уже сталкивается с нехваткой рабочих. Поскольку рабочая сила начнет систематически сокращаться после 2013 года, эти проблемы будут только усугубляться.
Китай наметил возрастную структуру рынка работ страны, и знает, когда начнется нехватка рабочей силы для каждой профессии. Правительство, вероятно, будет пытаться компенсировать влияние, ища работников за рубежом. А крупномасштабная иммиграция создаст свои собственные проблемы.

Америка является одним из редких примеров страны, сумевшей использовать массовую иммиграцию, чтобы создать квалифицированную рабочую силу. Эта страна также является открытым, многонациональным обществом с многовековой историей иммиграции и сильными политическими и правовыми институтами. В Китае нет ни одного из этих признаков.

При отсутствии предполагаемых институтов, все уровни китайского общества опираются на «гуаньси» (guanxi) – неформальную сеть связей, в основу которых положены семейные отношения. Но что произойдет, когда уменьшится число больших семей? Одним из результатов может стать переход к более предсказуемой правовой системе и (возможно) более открытой политической культуре. И, поскольку изменения в экономике Китая приведут к снижению темпов роста, китайские руководители должны будут принимать трудные решения о еще больших затратах, они должны будут решать, что стоит покупать: «оружие или палочки для пенсионеров».

Китай не является уникальным в решении этих проблем. Все богатые страны сталкиваются с ростом пенсионных расходов. Но в борьбе с ним эта страна имеет некоторый козырь, а именно: низкие налоговые ставки и низкие общественные ожидания благосостояния. Тем не менее, Китай также является необычным в двух отношениях: он намного беднее, чем другие страны со стареющим населением, поэтому его демографический переход будет более резким.

Итог
Представляется маловероятным, что Китай сможет преодолеть свои демографические проблемы только экономическим путем. Напротив, эти проблемы будут тянуть вниз темпы роста, не говоря уже об огромных социальных вызовах, которые они принесут. Ахиллесова пята Китайской Народной Республики не будет фатальной. Но она заставит героя прихрамывать.

Паламарчук Ирина


Поделитесь в соцсетях: