Принятая 28 июня 1996 года Конституция независимой Украины открыла путь к декриминализации нашего законодательства – отмена смертной казни, введение альтернативных «нетюремных» видов наказаний и т.п. Так, о гуманизации законодательства свидетельствует положения статьи 28 Основного Закона, где говорится, что ни один человек не может быть подвергнут пыткам (физическому страданию), а также нечеловеческому, жестокому, или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Ну что ж, все это похвально, ведь в уголовном праве и уголовном процессе по-настоящему демократического правового государства пыток нет и быть не может. Но так ли все на самом деле… Давайте разбираться.

Правовой аспект


Под пытками подразумевается как умышленное причинение физической боли, морального или физического страдания человеку путем побоев, так и мучений или других насильственных действий, которые противоречат его воле. Пытки нельзя проводить даже с целью получения информации, свидетельства или признания, наказания за действия, в совершении которых человек подозревается или вообще не совершал, а также с целью запугивания его или других лиц. Все это законодательством строго запрещается.

Что касается показаний, полученных под пытками, в уголовном процессе они считаются недопустимыми для использования, потому что, как говорится в Конституции Украины, ни какое обвинение не может быть основано на доказательствах, полученных незаконным путем. Так, перечень видов наказаний, закрепленный в статье 51 уголовного закона, не содержит ни телесных, ни таких, которые бы нарушали достоинство человека.

На практике


Наше законодательство потихоньку становится более гуманным, но, как ни странно, общество – нет, в том числе, речь идет и об отечественной правоохранительной системе. Чтобы иметь большее представление о ситуации, стоит вспомнить наше коммунистическое прошлое.

Итак, многочасовое стояние у стены с распластанием по ней, одевание капюшонов, содержание в помещениях с громким постоянным звуком, лишение сна, пищи и воды, помещение вполне здорового человека в психиатрические отделения, выставление обнаженного человека перед другими людьми, принуждение есть экскременты или другие несъедобные вещества и – все это самые популярные акты жестокого, унижающего достоинство, бесчеловечного обращения с личностью прошлого.

Такие действия, естественно, вызывали стресс, чувство ужаса, беспокойства, унижали и оскорбляли человека, ломали его физическое и моральное сопротивление, убивали в человеке все человеческое. Это прошлое, которое должно было стать поучительным уроком для всех, которое должно было натолкнуть на то, чтобы люди сделали правильные выводы и пошли в своем развитии дальше, к гуманному обществу с гуманными видами на все.

Горько осознавать, но вышеуказанные правовые гарантии сегодня не могут в достаточной мере обеспечить охрану права человека на личную неприкосновенность и признание его достоинства. И хоть не в такой степени как в советские времена, но все же сегодня нередки случаи применения некоторых из вышеперечисленных методов (подвешивание тела, посягательство на половую неприкосновенность, принуждение есть несъедобные вещи и тому подобное). К тому же, почти каждый день мы можем видеть по телевидению и читать в прессе новости, где родственники подозреваемого жалуются на случаи физического насилия над ним в следственном изоляторе. И это еще не весь перечень. Если копнуть глубже, его можно продолжать и продолжать. Но суть не в этом, главное – понять, что руководит людьми, практикующих незаконные пытки, а также найти возможные пути изменения сложившейся ситуации.

В контексте данной проблемы существует важный вопрос о сублимации в уголовном праве. Речь идет о том, что люди очень неохотно расстаются с тем, к чему успели привыкнуть (и неважно, речь идет о плохом или хорошем). Так, говоря о пытках нельзя утверждать, что их нет, они есть, просто приобрели другой вид. Существует и предварительный арест тогда, когда он не вызывается необходимостью, а также превышение всех возможных процессуальных сроков под стражей. Запугать, сломить волю, подавить любую попытку сопротивления – весьма популярные, но не имеющие никакого отношения к правосудию, законности и восстановлению справедливости, методы добычи информации или незаконного «закрытия» дел, «висяков» тоже есть...

Другой аспект проблемы – лишение свободы в условиях тотальной «туберкулизации» некоторых колоний в государстве. Даже кратковременное размещение в такую среду вполне здорового человека может сделать его инвалидом. Ну разве это своего рода не пытка?

Анализ причин


Да, в некоторых украинских учебных заведениях, готовящих будущих практических работников правоохранительных органов, сегодня излагаются учебные дисциплины, смысл которых заключается в изучении особенностей проведения допроса подозреваемого (обвиняемого) с целью недопущения пыток и других нарушений прав человека. Весьма одобрительно. Но этого недостаточно для решения проблемы.

Нельзя осуществить реформирование правовой сферы Украины, о чем сейчас много пишется и говорится и в научных кругах, и на высших ступенях власти, не проведя интеллектуальной реформы, не изменив тоталитарного стиля мышления на качественно иное мышление, мышление, отвечающее современным реалиям жизни.

Так, как правило, тип мышления среднестатистического следователя (прокурора, судьи) в Украине, сформировавшийся на основе легизма, ориентированный на негативный образ человека, на образ подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) заранее презюмированного преступником. Вот так зачастую и происходит пренебрежение одним из важных конституционных принципов – презумпцией невиновности лица.

Дух легизма ощутим и в уголовной норме, которая провозглашает одну из целей уголовного наказания – кару. В юридическом правопонимании целью наказанием должна быть отдача равным за равное, то есть сохранение принципа справедливости: право нарушено, право восстановлено. А кара как цель наказания неизбежно влечет за собой репрессии, пытки, унижение достоинства и тому подобное. И наоборот: юрист, который ищет справедливости, не может действовать несправедливо.

И напоследок
Почему так происходит? Да, проще всего все списать на власть, но ведь причина не только в этом. Мы живем в независимом государстве вот уже 22 года, а мышление наше так и осталось в большей степени «советское». Да, в свое время натерпелись мы, может, поэтому ввиду психологии человека отвечаем тем же, то есть агрессией на агрессию. Но так нельзя! Как и каждому государству, нам нужно развиваться, двигаться вперед. Иначе, оставаясь обозленными, несправедливыми, мстительными, мы ничего не достигнем, с нами никакая страна в мине не будет считаться, никто нас не будет ни уважать, ни ценить, ни даже бояться.

Паламарчук Ирина


Поделитесь в соцсетях: