Президент Украины Петр Порошенко 20 августа подписал указ о создании новой должности – уполномоченного Президента Украины по делам крымскотатарского народа. А вскоре после этого на президентском официальном сайте появился второй указ: о назначении на данный пост народного депутата Мустафы Джемилева. Появление новой должности в аппарате Администрации Президента поддержали в Меджлисе крымскотатарского народа, надеясь на то, что благодаря этому удастся эффективно решать проблемы. По мнению экспертов, новое назначение Мустафы Джемилева даст ему больше полномочий и больше возможностей при ведении переговоров с международными партнерами.

В президентском указе говорится, что уполномоченный по делам крымскотатарского народа будет обеспечивать осуществление Президентом Украины полномочий касательно соблюдения конституционных прав крымских татар. Мустафа Джемилев признался, что сначала не думал занимать этот пост, однако Петр Порошенко настоял именно на его кандидатуре. Джемилев так пояснил суть своих новых обязанностей: «Основная задача уполномоченного – это подготовка различного рода документов, направленных на решение проблем крымскотатарского народа, как правовых, так и социальных. Понятно, уполномоченный будет предлагать Президенту видение относительно того, какими путями мы будем возвращать Крым». Джемилев также отмечает, что самая главная задача его деятельности на этом посту – помощь крымчанам, вынужденно покинувшим полуостров и временно поселившимся на материковой Украине.

Мустафа Джемилев сетует на то, что новые власти аннексированного Крыма запретили ему въезд на территорию полуострова, а, значит, возникнут сложности для реализации его, Джемилева, новых полномочий. Нариман Джелял, заместитель председателя Меджлиса, считает следющее: «Мустафа Джемилев, находясь в разных статусах, всегда отстаивал интересы крымскотатарского народа. Я чувствую надежду на то, что новый официальный статус даст ему возможность еще больше усилить свои действия». Джелял отметил, что в новосозданную структуру аппарата уполномоченного могут войти крымские татары, проживающие на временно аннексированной территории Крымского полуострова. Кроме того, важны будут профессиональные качества сотрудников аппарата уполномоченного.

Поддержали новое назначение и в Координационном комитете общественных организаций вынужденных переселенцев. А. Щекун, сопредседатель этого комитета, считает, что этот факт может стать позитивным сигналом, направляемым официальным Киевом Крыму.

По мнению экспертов, назначение на новую должность Джемилева – это первый шаг на пути к реализации постановления (парламент принял данный документ в середине марта нынешнего года) о признании крымских татар коренным народом. Игорь Семиволос, директор Центра ближневосточных исследований, утверждает, что теперь появилось больше возможностей для реализации данного постановления, кроме того, новая должность дает Мустафе Джемилеву много возможностей для сотрудничества с международным сообществом. Также Семиволос уверен, что статус уполномоченного Президента Украины – выше статуса народного депутата, т.к. даст уполномоченному дополнительные инструменты влияния.

Каково отношение российского руководства к крымским татарам


Россия, в свою очередь, тоже потихоньку определяется со своей позицией по отношению к крымским татарам. Во время объявления о «воссоединении» Крыма с Россией Владимир Путин подчеркнул, что российское руководство будет проводить мероприятия по завершению процесса реабилитации крымскотатарского народа. Вскоре после этого российским президентом был подписан указ о реабилитации крымских татар, а также других народов, депортированных с территории Крымского полуострова.

За все это время Крым не единожды посещали мусульманские лидеры из России, у которых была цель побудить крымскотатарский народ к сотрудничеству с Москвой. Вообще в России существует примерно 5 тысяч мусульманских общин. Более трети из них подконтрольны Координационному центру мусульман Северного Кавказа (далее - КЦМСК). Второе место по влиятельности – за Духовным управлением мусульман Татарстана (далее - ДУМТ), которое контролирует примерно четверть общин. Третье место занимает Центральное духовное управление мусульман России (далее - ЦДУМР), влияние которого распространяется на Латвию, Беларусь, Молдову, а также примерно на 20% мусульманских общин России. На Совет муфтиев России (далее - СМР) приходится еще примерно 18% общин.

Первым нанес визит в Крым (в марте нынешнего года) муфтий Татарстана К. Самигуллин, встретившись с лидером Духовного управления мусульман Крыма хаджи Е. Аблаевым. Самигуллин заверил его, что крымскотатарский народ при любых обстоятельствах может рассчитывать на поддержку мусульман Татарстана.

Затем Крым посетил Г. Гайнутдин, председатель СМР. Он тоже встретился с представителями Меджлиса, а также Духовного управления мусульман Крыма. Далее, в начале июня, в Крым приехала делегация ЦДУМР и Республики Башкортостан. Во главе этой делегации прибыл Шейхуль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин.

Важным событием стало прибытие на Крымский полуостров Рустама Минниханова, президента Татарстана. Минниханов встречался с Рефатом Чубаровым. Интересно, что Чубаровым был нанесен ответный визит: через несколько месяцев он посетил Казань, где и было подписано соглашение о сотрудничестве между казанскими и крымскими татарами. Данное соглашение предусматривает обмен делегациями между селами и районами Крыма и Татарстана, совместные научно-практические конференции, исследование исторических связей двух народов и т.п.

Через два месяца после аннексии Крыма президент России Владимир Путин встретился с некоторыми представителями крымскотатарского народа, разделяющих и поддерживающих политику Кремля относительно Украины и Крыма. С Мустафой Джемилевым Путин с момента аннексии Крыма лично не встречался, впрочем, как и с другими представителями Меджлиса. Единственная телефонная беседа Путина с Джемилевым состоялась накануне крымского референдума, при содействии Минтимера Шаймиева, экс-президента Татарстана. Когда Джемилев коснулся проблемы обеспечения прав крымских татар в новых условиях, Путин в качестве примера привел ему счастливую жизнь казанских татар в России.

Факты бесследного исчезновения крымских татар


Однако средства массовой информации рассказывают нам и о негативной стороне. Так, 12 июня крымскотатарский Меджлис обратился к ОБСЕ, ООН и международным правозащитным организациям с просьбой о помощи в предотвращении эскалации насилия против мирного населения в Крыму. В частности, в этом обращении отмечался факт того,

что за последние месяцы крымское общество столкнулось с очень опасным явлением, ранее совершенно нехарактерным для Крыма, – похищением людей.

Так, Меджлис напомнил, что в марте 2014-го похитили и впоследствии убили мусульманина, отца троих малолетних детей, Г. Аметова. Журналисты зафиксировали на видео незаконное задержание и принудительное этапирование Аметова днем, с центральной площади Симферополя. До сих пор это преступление остается нераскрытым.

Затем в конце мая один за другим исчезли трое активистов общественной организации «Украинский дом», жители Симферополя Л. Корж, Т. Шаймарданов и С. Зинедин. Что с ними произошло, где они находятся и живы ли, до сих пор неизвестно.

В обращении меджлиса сказано, что данные события расцениваются как акты насилия относительно мирных жителей Крыма, а также как акции устрашения крымского общества. Меджлис призвал ООН, ОБСЕ и международные правозащитные организации приложить все свои возможности и усилия для предотвращения в Крыму эскалации насилия против мирного населения.

Обыски в домах крымских татар и запрет на любые собрания


Еще один негативный фактор, о котором также рассказывают СМИ, - организованные ФСБ России массовые обыски в жилищах крымских татар. Впервые об этом в мае нынешнего года сообщил пресс-секретарь меджлиса Али Хамзин, во время проведения круглого стола, приуроченного к 70-летию депортации крымских татар сталинским режимом. По словам Хамзина, силовики аннексированной республики Крым заходили в дома татар, якобы в поисках террористов.

Затем для подобных обысков появился еще один повод: поиск запрещенной литературы. В августе ТСН сообщала, что в Крыму начались массовые обыски в мусульманских учебных заведениях, домах исламистов, в мечетях. ФСБ якобы ищет запрещенную исламскую литературу. В перечне «запрещенных» исламских книг больше двух тысяч наименований. Поскольку в Украине подобного списка нет, крымские мусульмане потребовали предоставить им время для избавления от запрещенных книг, о которых, конечно же, и понятия не имели. Но и после этого обыски не прекратились.

Сложная также ситуация относительно закрепленного Конституцией права крымских татар на свободу собраний. Например, 18 мая нынешнего года новые власти Крыма запретили проведение траурных мероприятий, посвященных годовщине депортации крымскотатарского народа. Затем, 26 июня, запретили празднование Дня крымскотатарского флага. Не позволили и проведение в центре Симферополя небольшого митинга, посвященного Дню памяти жертв сталинизма.

Наглядно демонстрирует политику Кремля относительно крымскотатарского населения и факт запрета въезда на территорию Крыма для Мустафы Джемилева и Рифата Чубарова.

По мнению Джемилева, Россия планирует убивать крымских татар, т.к. считает их «пятой колонной». Якобы существуют даже списки «неугодных» крымских татар, которых надо убрать, и прежде всего это члены Меджлиса. Также лидер крымских татар рассказал, что к нему обращались люди от Владимира Путина, и пытались договориться. Например, за проявление лояльности Джемилеву пообещали разрешить въезд на территорию Крыма, а также освободить сына, находящегося под стражей по подозрению в умышленном убийстве с мая прошлого года.

Лидеры и активисты крымскотатарского Меджлиса заявляют о том, что они будут противостоять этим притеснениям, однако только в рамках действующего правового поля. По словам Рифата Чубарова, «главным принципом борьбы крымских татар был и есть принцип ненасилия». А вот Алексей Малашенко, эксперт Московского центра Карнеги, в одной из своих публикаций рассказывает о том, что в Крыму есть представители молодежи, разделяющие салафитские убеждения и идеологию северокавказских союзников.

Есть в Крыму и турецкий вариант ислама и незарегистрированная организация «Хизб-ут-Тахрир», идеология которой подрывает основы крымскотатарской исламской традиции. Кроме того, есть в Крыму и такие направления, как ваххабизм и хабашизм. Это радикальные направления в исламе. Число представителей этих направлений – примерно 500-800 человек.

Мнения по данному поводу


Украинские эксперты сходятся в едином мнении по поводу того, что даже при нынешних условиях, даже в период войны, Украина не должна забывать о Крыме. Эксперты считают, что защита крымских татар и признание их коренным народом Украины может помочь в борьбе с аннексией Крыма (с точки зрения правового поля). Андрей Клименко, председатель правления Крымского экспертного центра, считает, что в новой Конституции нашего государства Крымский полуостров должен быть определен как национальная территориальная автономия крымских татар, что может стать краеугольным камнем в борьбе Украины за возвращение Крыма.

Помимо этого, по мнению эксперта, Петру Порошенко нужно издать распоряжение о том, что Совет министров Крыма продолжает действовать на территории Украины. Это необходимо для того, чтобы можно было защищать интересы крымских татар на правовом уровне.

Лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев убежден в том, что защита прав крымскотатарского народа поможет Украине в борьбе за аннексированный Крым. Джемилев считает, что крымских татар надо как можно скорее признать коренным народом, даже при том, что, когда в 2007 году Генеральная Ассамблея ООН одобрила Декларацию о правах коренных народов, Украина ее не поддержала.

Анна Воронцова


Поделитесь в соцсетях: