Так, за каждые крестины церковь в среднем получает 300 гривен, а за захоронение – примерно 1100 гривен. За венчание украинцы платят 700 гривен. К этому списку можно добавить еще такое модное сегодня «крещение» автомобиля – 100 гривен. Более того, во время 12 больших церковных праздников верующие тратят примерно по сто гривен на пасхальные аксессуары, свечи, разные церковные вещицы, а также пожертвования.
Таким образом, если умножить общую сумму собираемых средств на 56 лет (средняя продолжительность жизни украинца – 74 года – минус возраст до совершеннолетия – 18 лет), то получим сумму 69400 гривен – столько церковь зарабатывает на одном украинце.
Престижная профессия
Исходя из всего этого, становится понятным, почему священники так яро сражаются за своих прихожан. Мало для кого это дело веры, хотя не без исключений, для большинства это исключительно заработок. Церковники даже прибегают к тому, что покупают себе «должности». Об этом говорилось в программе «Территория обмана».
«У нас все продается и покупается – сан, приход, награда»,- сказал в интервью первый на всю страну отец Юрий. Именно за это, по его словам, он был изгнан из храма в селе Ольшанка, и теперь его не пускают в церковный двор. Как говорит отец Юрий, цена вопроса, касающегося получения церковного места вовсе не заоблачная. Так, к примеру, чтобы стать священником нужно подсобрать всего 500-600 долларов, причем это средняя цена. В маленькой деревушке и вовсе – 100 долларов. Ну а что касается крупных городов, таких как Киев, Харьков, Львов, Днепропетровск – придется заплатить и до 1000 долларов.
А вот бывший ученик семинарии Александр проучился там всего лишь несколько лет, а потом бросил, так как передумал становиться священником. Ему было известно, что кому-то придется платить за сан, но последней каплей стало то, что, как оказывается, в церкви существует должностной рэкет. «Здесь законы как везде, как в любом обществе – священник – пыль на сапогах епископа»,– таковы слова Александра.
Иерархия в Церкви практически как в армии: диакон (с греч. «служитель») как рядовой, а над ним – «капитан» – это священник, над «капитаном» председательствует «полковник» – что в переводе на «церковный язык» означает епископ. «Представьте, что полковнику надо строить дачу – попробуй отказать, так же диакон не сможет отказать епископу», – говорит Александр. Ну и еще одна параллель – генерал и патриарх.
«Святые» источники дохода
Как удалось выяснить журналистам, церковники зарабатывают на всем, включая липовые иконы, супердорогие свечи и «паленый» кагор. Таким образом, благодаря верующим они имеют довольно прибыльный бизнес. Одна только продажа свечей – бизнес в процентах – прибыльнее за торговлю оружием и наркотики. Доказательством этому могут послужить слова владельца одного из предприятий по производству свечей.
Он утверждает, что церковь рассчитывается за свечи только наличными, а налоговая на это закрывает глаза. Если в подробностях, то одна епархия закупает около 5-10 тонн свечей каждый месяц. При этом Московский патриархат в Украине имеет 46 епархий, Киевский – 26, а Украинская греко-католическая церковь – 29. В итоге получается примерно 1 млн 750 тыс. свечей. Если, к примеру, цена одной гривна, то выходит 1,4 млн грн. чистой прибыли ежемесячно.
Таким образом, по подсчетам, Греко-Католическая церковь зарабатывает на свечах около 34 миллионов чистой прибыли ежемесячно, Московскому патриархату «свечной бизнес» приносит примерно 65 миллионов гривен в месяц, а Киевскому – 44 миллиона.
Еще одной статьей бизнеса священнослужителей являются: свадьба, крещение, похорон. В храмах Киева за 350 гривен предлагают два варианта крещения, плюс необходимо платить за проведение фото- и видеосъемки. Расценки похорон разные – 400-800 гривен.
Помимо всего этого, у некоторых священников есть свой собственный бизнес, к примеру, ритуальный. Так, в одной из церквей Черкасской области у местного священника есть катафалк и гробы, которые продаются непосредственно в помещении храма. За катафалк служитель церкви берет 50 гривен, чтобы выкопать яму на кладбище необходимо заплатить 200 гривен. Как утверждает сам священник, у конкурентов данная услуга стоит вдвое дороже.
Но и на этом бизнес-идеи у священнослужителей не заканчиваются. Они умудряются зарабатывать деньги даже незаконными продажами мест на кладбищах. Примером может послужить случай, когда сельсоветом села Синяк Киевской области была выделена земля на захоронение, а местный священник сделал «липовый» сертификат, который пытался продать за тысячу гривен.
Очень прибыльной, если не сказать больше, является продажа икон в лавках. Причем, как утверждают эксперты-реставраторы, наценка идет в несколько раз. Иногда на дорогих иконах, писанных как будто по золоту, не только золото фальшивое, но и картины как таковой нет – картинка, напечатанная на принтере. Цена по-настоящему написанных икон, как правило, в 2-3 раза дороже. Если говорить в общем – цены втрое выше рыночных, и у многих икон нет никакой исторической или культурной ценности.
Также, как оказалось, церковники, не стыдясь, торгуют кагором и туристическими поездками в святые места. Причем алкоголь продают в обход закона, без каких-либо акцизов – освященный ведь...
Что касается непосредственно паломничества, цены здесь не каждому доступны, а условия проживания ужасные. К примеру, если ехать в Израиль, то придется жить в Палестине в условиях, больше напоминающих советские санатории…
Как видим, Церковь – это государство в государстве, в котором царят свои товарно-денежные отношения.
Паламарчук Ирина
Поделитесь в соцсетях: