В проекте обновления Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года в развитии электроэнергетики на первый план поставлено угольную и атомную отрасли. Бесчисленные заявления политиков и наличие национального проекта «Энергия природы» будто свидетельствуют о четких планах правительства по широкому распространению возобновляемых источников энергии. Однако Энергетическая стратегия государства и проект обновления ее электроэнергетической части возлагают ответственность за результат именно на развитие атомной и угольной отрасли. В 2030 году доля энергии из возобновляемых источников должна достичь 10%, собственно, в ЕС эти объемы производятся уже сегодня.

Малая альтернатива


Что касается непосредственно Европейского союза, там за цель приняли достижение формулы 20-20-20. Иначе говоря, до 2020 года страны Евросоюза должны уменьшить потребление электроэнергии на 20%, а 20% энергии добывать из возобновляемых источников. Еще в 2001 году доля этих источников энергии в Норвегии составляла 45%, Австрии – 21,5%, Новой Зеландии – практически 26%, Швеции – 29%, Финляндии – 23%, в Дании – 10%, Канаде – почти 16%. Мы же фактически оказываемся «в хвосте».

Согласно результатам исследований отечественных ученых и разведки Европейского банка реконструкции и развития, к 2030 году в нашей стране вполне возможно получить 30% энергии из возобновляемых источников, 80% в мире к 2050 году – таковы прогнозы ООН, но с такой стратегией Украине очень тяжело выдержать те темпы, которые сегодня взял мир, поэтому к 2030 году нужно попытаться достичь минимум 30%.

Наше атомное будущее


По сей день наше государство не ставит под вопрос развитие атомной энергетики в Украине. На данный момент в Европе уже практически не строят ядерных реакторов. Исключение – Финляндия, но и там перерасход 1,6 млрд. евро и задержка на три-четыре года. На фоне ситуации на международной арене предусмотренные в изменениях планы нашего правительства построить 5-6 новых реакторов просто нереальные. Еще более заоблачными кажутся планы на построение 22-х реакторов, как это было предусмотрено предыдущим вариантом Стратегии. Строительство этих реакторов предполагает свое начало после 2023 года. Также на отечественных АЭС вскоре будет массово заканчиваться срок эксплуатации энергоблоков. И это при всем том, что на сегодняшний день Украина вырабатывает избыток электроэнергии, а ректоры, которые находятся в эксплуатации, не работают на полную мощность.

Логичен вопрос: зачем понадобилось строить новые? В документе МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии) по коэффициенту использования установленных мощностей написано, что если реакторы находятся в эксплуатации менее 80% времени, то это экономически невыгодно. В нашей стране 80% времени не работает ни один реактор. Ориентировочно этот коэффициент еле достигает 70%.

Так как атомные реакторы на полную не работают, то энергосистеме вовсе не требуется такое количество энергии. Становится непонятным, почему не используя на полную мощность реакторы, которые уже существуют, мы планируем строительство новых...

Также в Украине по сей день не знают, что делать с отработанным ядерным топливом. Поэтому планируется оставить эту проблему следующим поколениям: «отложенное» решение заключается в сохранении топлива более 50 лет. На сегодняшний день это экологический вопрос, но уже завтра он станет экономическим. Франция и Швеция уже сегодня делают шаги к решению этого вопроса, пока их энергоблоки работают и приносят доход. К примеру, во Франции на решение этой проблемы выделяется € 30 млн.

Отработанный материал


Факт убыточности украинской угледобывающей промышленности известный всем. Украина не сумела выбраться с этой пропасти и продолжает практику государственного субсидирования. А субсидирование экономики является не рентабельным. Чем больше продукции изготовлено, тем больше получается субсидий, производители переполняют рынки продукцией, а цены на эту продукцию падают.

В Украине добыча угля получает прямые финансовые дотации. Например, себестоимость тонны угля на государственных шахтах за первый квартал 2013 года составляет 1430,1 грн., а продается этот уголь государству за 503,3 грн. Убыточность очевидна. Государство доплачивает шахтам по 926,8 грн. за каждую тонну топлива.

Вдумайтесь в следующие цифры: 3683300000 грн., что в пересчете составляет около 460400000 долл. Такая убыточность государственных шахт Украины за первый квартал 2013 года. С такими темпами убыточности, за год содержания государственных шахт государство потратит примерно 2 млрд. долл. Поэтому неудивительно, что 19 сентября 2012 Кабмин принял постановление № 987 о 66 угольных шахтах, которые в 2012-2014 годах подлежат приватизации.

По официальным данным на этих 66 шахтах работает 80730 работников. Средняя зарплата украинского шахтера составляйте 5-6 тыс. грн. «чистыми». Хотя долг перед шахтерами за первый квартал 2013 года был 69100000 грн.

Конечно, некоторые шахты будут законсервированы или совсем закрыты, оборудование распродано, работники уволены. Например, в Польше в 1990 году, в начале реструктуризации угледобывающей отрасли, было 388 тыс. шахтеров, а в конце 2012 года под государственным надзором осталось только 106 тыс. шахтеров.

В любом случае для выхода из этой пропасти одной лишь приватизации не хватит. Следует отойти от государственной дотационной экономики и принять еще несколько нетрадиционных решений. Ведь от этого зависит судьба 80730 шахтеров и 66 государственных шахт.

Паламарчук Ирина


Поделитесь в соцсетях: