После того, как в руки журналистов попал вариант документа, который украинская сторона планировала подписать в Минске и тот Меморандум, который был подписан, то стало понятно, что Виктора Януковича и компанию развели, «как котят». Что хотел подписать Азаров? Оказывается, совсем не то, что было подписано…

Анализ документа


Название документа, которое предлагала украинская сторона, звучит так: «Проект Меморандума о предоставлении Украине статуса наблюдателя при Евразийской экономической комиссии» (ЕЭК). Зато в варианте, который был подписан, название такое: «Проект Меморандума об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Украиной».

То есть, с первой же строки становится понятно, что Украина не получила статус наблюдателя, о котором столько говорилось на самом высоком уровне. Далее в тексте документа украинцы предлагали написать о том, что Украина и ЕЭК подписывают Меморандум, основываясь на принципах равноправия, а также взаимного уважения и выгоды. Зато в конечном варианте от этой фразы осталось лишь словосочетание о взаимном уважении.

Также в украинском варианте Меморандума говорилось о том, что Украина понимает, что надо расширять торговлю между государствами-членами Единого экономического пространства и Таможенного союза и создавать каналы для продвижения товаров на мировые рынки, устранять все барьеры в совместной торговле, согласовывать экономическую политику в областях, где есть общие интересы и другое. Однако в Евразийской экономической комиссии оставили только одно предложение о том, что страны, которые подписывают Меморандум, руководствуются стремлением развивать сотрудничество в разных сферах экономики.

В документе говорится, что в будущем Украина может получить статус наблюдателя. В статье 2 Меморандума украинская сторона предлагала написать, что «Украина имеет право», в оригинале Украине только «предоставили возможность».

Украинская сторона писала, что представители Украины имеют право присутствовать на заседании Комиссии, а в подписанном варианте говорится, что присутствующим можно стать исключительно по приглашению председателя Совета ЕЭК и после согласия всех членов Комиссии.

Украинцы предлагали закрепить в Меморандуме, что Украина будет иметь право голоса, но русские этот пункт убрали. Также Украина не имеет права посещать закрытые заседания Комиссии.

То есть, права Украины в Таможенном союзе максимально ограничены. О том, что документ, подписанный в Минске, не имеет юридической силы, свидетельствует еще один его пункт: «этот Меморандум не является международным договором и не создает обязательств и прав, регулируемых международным правом». Стоит вспомнить хотя бы ратификацию Соглашения о создании Единого экономического пространства в 2004 году. Тогда также говорилось о том, что этим Соглашением Украина «поднимает уровень своей конкурентоспособности» и даже будет влиять на политику России.

В 2005 году тогдашний президент Виктор Ющенко согласился подписать только часть документов ЕЭП, которые регламентировали создание зоны свободной торговли и касались отмены пошлин для украинских товаров. Но он отказался подписывать документы, в которых речь шла о создании Таможенного союза и наднационального тарифного органа, как это сделали Россия, Казахстан и Беларусь.

Нынешняя позиция власти такая же. Янукович не хочет жертвовать своими полномочиями и суверенитетом Украины ради призрачных выгод Таможенного союза. Сегодня он все же Президент страны, а после вхождения в ТС станет еще одним Лукашенко. Зато Янукович пытается найти компромиссное решение, которое бы удовлетворило все стороны: Россию, Европейский союз и Украину.

К слову, Харьковские соглашения, которые тоже имели конкретную цель (добиться скидки на газ), требовали ратификации в парламенте и узаконили пребывание российского военно-морского флота в Крыму до 2022 года.

Между Европейским и Таможенным


Что же тогда получил Киев, подписав этот Меморандум? Право присутствовать при заседании Комиссии и обещание стать наблюдателем. Никаких обязанностей и прав, которые бы противоречили членству в ВТО и будущей зоне свободной торговли с ЕС Украине не предоставили. Вот почему Европа так спокойно и сдержанно отреагировала на подписание Меморандума. Представитель еврокомиссара Штефана Фюле Питер Стано говорит о том, что сотрудничество Украины с Таможенным союзом не должно быть в противоречии с будущими обязательствами Киева в рамках Соглашения об ассоциации, в том числе с всеобъемлющей зоной свободной торговли, а также не должно вредить возможности его подписания.

Важно также понимать, что в Таможенном союзе очень четко поставили Украину перед выбором: либо подписание Соглашения об ассоциации, либо участие в Таможенном союзе. Мол, украинской стороне стоит понимать, что нельзя одновременно принимать участие в Таможенном союзе и подписывать с Европейским союзом Соглашение об ассоциации.

В свою очередь советник президента Российской Федерации заявил, что договоренность предоставить Украине статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе, который на сегодняшний день только формируется, означает намерение Украины войти в ЕЭС, так как статус наблюдателя предоставляется лишь тем странам, которые хотят войти в их интеграционные объединения.

То есть членство в одном образовании исключает участие в другом. Меморандум пока нельзя считать членством – это лишь шаг для получения статуса наблюдателя. А приобретение этого статуса может противоречить интеграции в ЕС.

Наконец, украинские власти неоднократно заявляли о том, что вступать в Таможенный союз не намерены. Речь идет лишь о модели сотрудничества, чтобы украинские производители имели свободный доступ к рынкам государств-участников Таможенного союза.

«Сегодня не стоит вопрос о вступлении Украины в Таможенный союз – я не раз высказывал свою точку зрения», – заявил Виктор Янукович во время саммита Ялтинской европейской стратегии (YES), который проходил в Крыму в сентябре прошлого года.

В России же считают, что подписав Меморандум, Украина сделала первый шаг к евразийской интеграции. Однако, не все так однозначно. Нынешняя власть хорошо понимает, что стоит на перепутье двух цивилизационных курсов и политика многовекторности, которую много лет практиковали украинские политики, заканчивается. Ноябрьский саммит в Вильнюсе поставит точку в этой истории.

Паламарчук Ирина


Поделитесь в соцсетях: