Вы заметили, что классическое неравенство исчезло из экономических дискуссий? Да, слово остается в моде, его по-прежнему склоняют во всех случаях. Но все чаще оказывается, что это тексты и речи о гендерном, расовом или экологическом неравенстве и т. д. А неравенство в традиционном понимании – экономическом, доходном или имущественном – отошло на второй план.

Почему классическое неравенство исчезло из экономических дискуссий

Недавно я обнаружил, что материал Мортена Нюборга Стёстада (Калифорнийский университет в Беркли) представляет собой первый анализ классических неравенств, с которым я столкнулся за несколько месяцев.

Работа посвящена тому, что произойдет, если мы изменим наше понимание феномена неравенства в экономической теории. Сегодня, пишет Стёстад, мы говорим о них в противовес эффективности. И для целей такого анализа мы рассматриваем необходимый компромисс между этими двумя ценностями.

Должны ли мы допустить большее неравенство и тем самым добиться немного большей экономической эффективности (больше конкуренции, стимулов к упорному труду, инновациям)? Должны ли мы повышать равенство, добиваясь социальной стабильности, эффекта спроса и повышения доверия к государству?

Именно так работают современные классики экономической литературы о неравенстве – от теоремы Стиглица-Аткинсона 1976 года до работ по налогообложению богатства, которые на протяжении десятилетия изучал Эммануэль Саес.


Поделитесь в соцсетях: