Не так давно в столице Украины прошел XVII саммит Украина-ЕС. И, кстати, он стал первым саммитом между Украиной и Евросоюзом после событий на Евромайдане.

Так, на этом мероприятии был рассмотрен ряд вопросов, среди которых – макрофинансовая помощь из Евросоюза, поддержка Украины в условиях российской агрессии, и пр. В работе саммита участвовали президент Украины Петр Порошенко и премьер-министр Арсений Яценюк. ЕС представляли президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и Президент Европейского совета Дональд Туск.

Глава нашего государства во время своего выступления озвучил приоритетные направления: введение миротворческого контингента на Восток Украины, предоставление нашей стране безвизового режима, а также перспектив членства в ЕС. В частности, Порошенко отметил: «Я призываю ЕС, поддерживая евроинтеграционные стремления украинского народа, признать, что Украина, как любое другое европейское государство, которое уважает и готово защищать общие ценности, может в будущем стать членом ЕС. Конечно же, при условии достижения всех критериев».

Также Порошенко дал обещание, что Украина за пять лет достигнет тех условий, которые необходимы для подачи заявки на членство в ЕС: «...Стратегическим ориентиром наших стремлений к преобразованию является перспектива членства в ЕС. Это – ключевая цель, ради которой проводятся реформы, это ключевая цель нашей программы «Стратегия-2020», и убедительная поддержка этого курса гражданами постоянно подтверждается опросами общественного мнения». Премьер-министр Яценюк в своей речи снова призвал европейские компании стать акционерами украинской газотранспортной системы, а также обеспечить вступление в силу с 1 января 2016 г. соглашения о зоне свободной торговли с Украиной.

Основные вопросы, поднимавшиеся на Саммите


Стоит отметить, что во время проведения Саммита лидеры Евросоюза акцентировали внимание на важности скорейшей ратификации Соглашения об ассоциации государствами-членами ЕС, в соответствии с их внутренними процедурами.

Активная стадия процесса реформирования будет иметь решающее значение в ракурсе политической ассоциации и экономической интеграции нашего государства с ЕС. Так, представители ЕС положительно отнеслись к таким моментам: началу работы Конституционной комиссии, прогрессу в процессе децентрализации, пересмотру законодательства относительно общественного вещания, принятию пакета антикоррупционного законодательства, назначению директора Национального антикоррупционного бюро Украины, принятию закона о Счетной палате Украины, и т.д.

Также лидеры Евросоюза считают необходимым дальнейшее ускорение реформ в сфере основополагающих системных вопросов, таких как завершение внедрения инклюзивной конституционной реформы с целью создания предпосылок для углубленной реформы судопроизводства, децентрализации и ратификации Римского статута Международного уголовного суда; своевременное завершение реформы соответствующей законодательной базы накануне выборов в органы местного самоуправления; борьба с коррупцией; повышение уровня прозрачности и ответственности системы судопроизводства; реструктуризация энергетического сектора; реформа в сфере гражданской безопасности; модернизация системы управления госфинансами путем более прозрачной системы госзакупок, улучшенного фискального менеджмента, а также усиленного внешнего аудита.

Представители ЕС осудили столь явные нарушения суверенитета и территориальной целостности Украины со стороны РФ, поскольку такие действия нарушают Устав ООН, Хельсинский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г. Нарушены были и конкретные обязательства России относительно уважения суверенитета и территориальной целостности Украины с точки зрения Будапештского меморандума 1994 года, а также двустороннего Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве 1997 года.

Помимо этого, европейские лидеры призвали все стороны быстро и полностью выполнять минские договоренности, подчеркнув в связи с этим ответственность российских властей. Представители ЕС призвали к освобождению всех заложников и незаконно содержащихся лиц (в т.ч. иНадежды Савченко).

Во время проведения Саммита была заключена договоренность относительно активизации совместных усилий по оказанию помощи украинцам, пострадавшим в результате боевых действий в Донецкой и Луганской областях. Кроме того, стороны договорились о необходимости предоставления соцпомощи внутренне перемещенным лицам, а также о совершенствовании механизма координации и устранения правовых и административных преград для беспрепятственного оказания международной гуманитарной помощи тем, кто в ней нуждается.

Было уделено должное внимание и сотрудничеству Украины с ЕС в энергетической сфере. Обсуждалась важность надежного энергетического партнерства между Украиной и странами ЕС. Что касается сферы безопасности атомной энергетики, то, учитывая международные обязательства, лидеры выразили готовность продолжать сотрудничество междув ракурсе скорейшего реформирования энергетического сектора Украины, совместной модернизации и эксплуатации украинской ГТС и подземных газовых хранилищ, обеспечения поставок газа из Европы в Украину.

Среди прочих вопросов, лидеры также подтвердили свою поддержку нашей страны относительно безвизовых поездок (правда, при условии выполнения оговоренных в Плане действий по либерализации ЕС визового режима для Украины предпосылок).

Кроме того, европейские лидерыподдержали углубление межнациональных контактов (в частности, путем участия Украины в программе «Erasmus+», поддерживающей мобильность студентов, академическое сотрудничество и молодежные обмены). Также ЕС всецело приветствует стремление к ассоциированному участию Украины в Программе ЕС «Творческая Европа», Рамочной Программе Евратома, Программе ЕС по повышению конкурентоспособности малых и средних предприятий. Также является чрезвычайно важным необходимость скорейшего заключения Соглашения между Украиной и ЕС об общем авиационном пространстве.

Оценки политиков и обозревателей


МИД Украины, подводя итоги Саммита, акцентировал внимание на ряде наиболее важных достиженийданного мероприятия. Так, Дмитрий Кулеба, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Украины, заявил следующее: «...Я бы отметил три достижения саммита Украина-ЕС. Европейский Союз бок о бок остается с Украиной в противостоянии с агрессором, признается успешность реформ, которые уженачались в

Украине, т.к. это открывает окно для укрепления дальнейшего взаимодействия с Украиной. И третье – это то, что ни ЕС, ни Украина не намерены откладывать вступление в силу Зоны свободной торговли далее, чем на 1 января 2016 г.».

Однако, несмотря на это, представители некоторых масс-медиа, которые, очевидно, ожидали от этого саммита более значимых и глобальных решений,работой саммита разочарованы. Так, к примеру, Корреспондент.net отмечает, что «конкретных результатов и серьезных прорывов саммит не принес, основные вопросы, которые поставило украинское руководство перед европейскими коллегами, так и остались без ответов. Вместо этого, высокие гости ограничились дежурными фразами и словами поддержки».

А издание «Сегодня» писалоследующее: «...Наши чиновники надеялись на четкий сигнал от Евросоюза, что Украину там ждут и готовы помогать без оглядки. Но Киеву в очередной раз напомнили, что вкладывать сюда деньги европейский бизнес станет, как только страна изменится к лучшему. Утром – реформы, вечером – деньги. Так коротко можно подвести итог саммита Украина-ЕС».

Украинские политики относительно итогов Саммита высказывают различные, порой противоположные, мнения. К примеру, Олег Ляшко, лидер Радикальной партии, считает, что данное мероприятие стало провальным по всем пунктам, т.к. ЕС отказал Украине во вступлении в свои ряды, отодвинул внедрение безвизового режима, не захотел присылать своих миротворцев и рисковать их жизнью, и т.д.Кроме того, Евросоюз не списал долги Украине, не предоставил квоты на продукцию, не изменил аграрно-сырьевой характер будущей зоны свободной торговли. Ляшко считает, что саммит наглядно продемонстрировал такой факт: Европа запугана Путиным и не собирается оказывать Украине существенную поддержку.

Другой политик, Юрий Луценко, лидер парламентской фракции «БПП», отметил усталость, обиду и разочарование участников саммита Украина-ЕС: «...Мы – обиженные отказом в безвизовом режиме и перспективе членства. Они – разочарованные медлительностью и хаотичностью реформ». Вместе с тем Луценко добавил, что на фоне всего этого Киеву стоит избавиться от «подростковой привычки жить эмоциями» и перестать «надеяться на помощь старших в критический момент», вместе с тем пора уже «стать взрослыми и взять всю ответственность на себя».

Весьма интересен тот факт, что накануне данного саммита немецкое «DeutscheWelle» произвело опрос среди немецких экспертов по поводу их мнения о грядущем саммите. Так, опрос показал, германские политологине ожидают от саммита каких-то серьезных решений. Например, Стивен Блокманс, старший аналитик Центра исследований европейской политики, в своем комментарии для «DeutscheWelle» сказал: «Я не ожидаю никаких важных решений, но жду откровенный обмен предложениями и идеями». Другие эксперты высказывали похожие мнения, заверяя при этом, что, несмотря на определенный скепсис в Брюсселе относительно готовности Украины к проведению реформ, их вряд ли будут ставить под сомнение.

А что думают украинские политические эксперты?


Василий Филипчук, руководитель правления Международного центра перспективных исследований, по поводу саммита отметил следующее: «...Учитывая тот факт, что нынешний саммит стал первым подобным событием после Евромайдана, где граждане нашей страны отдали свои жизни за европейскую идею, его результаты являются неутешительными. Помимо отсутствия реформ, власти провалили даже такое легкое задание, как безвизовый режим. Теперь каждый месяц будет только усложнять его получение в связи с возрастающим количеством беженцев. Мы теряем кредит доверия, который получили ценой человеческих жизней».

Владимир Горбач, политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества, акцентирует внимание на том, что «отношения между Украиной и Евросоюзом не выходят на новый уровень. Новые инициативы не появляются на подобных встречах. Плохо, что европейская бюрократия отстает в оценке происходящих событий и продолжает существовать в рамках реальности, которой уже нет. Никаких новых мэссэджей и новых идей ни Туск, ни Юнкер в Киев не привезли. Как будто ничего не произошло за последний год». Кроме того эксперт подчеркивает, что прошедший саммит эпохальным не стал, как и не открыл новую страницу в истории отношений Украины с Евросоюзом: «Это первый саммит в условиях выполнения Украиной Соглашения об ассоциации, но не более того. Перехода к новому формату или уровню сотрудничества не состоялось».

Наряду с этим Горбач отметил, что общая риторика заявлений все-таки изменилась: отечественное руководство «официально перешло с языка оправданий и просьб к ЕС на язык требований. Это касалось, в частности, инициативы президента относительно необходимости предоставления Украине перспективы членства в Евросоюзе и безвизового режима, и прозвучало это не как просьба, а как условие Украины. До этого момента нам навязывали мысль о том, что в Украине главные проблемы – это коррупция, отсутствие реформ, и это дает моральное право ЕС не помогать Украине в условиях войны с РФ. Это было как оправдание ограничения помощи Евросоюза Украине в финансовом, военном и других планах. Сейчас украинское руководство почувствовало, что это проблема, и начинает говорить с другой моральной позиции: это ЕС должен Украине, которая находится на переднем крае войны и отстаивает не только свои, но и европейские интересы. Таким образом, на нынешнем саммите произошло столкновение двух позиций – европейской и украинской. И в результате никакого однозначного решения не было принято. Я думаю, что ЕС надо дать больше времени для переоценки своего отношения к Украине».

Политический эксперт поясняет, что помимо отсутствия реакции на главные призывы украинских властей, это связано с тем, что ни Жан-Клод Юнкер, ни Дональд Туск не являются политическими лидерами Евросоюза. «Их должности называются президентами, но, по сути, они – чиновники. Они действуют в рамках своего мандата, а право принимать политические и стратегические решения принадлежит главам правительств стран ЕС. Думаю, в ЕС рассмотрят предложения и посылы, которые представил Порошенко», - говорит эксперт. Также Горбач добавляет, что «... мы ждем намного большего, чем ЕС готов нам не то что дать, а даже рассматривать. На саммите Евросоюз вновь продемонстрировал слабость и неготовность к новой ситуации, в которой оказалась Украина и Евросоюз, как ее сосед».

Украинский политолог Петр Олещук, со своей стороны, отмечает, что «вопрос относительно европейского будущего Украины не получил однозначного ответа. С одной стороны, ЕС продемонстрировал свое одобрение действиям Украины в последнее время, но при этом европейские партнеры не дали нам никакой конкретики о перспективе членства в ЕС». Аналитик также подчеркнул, что отношения между Украиной и ЕС так и остались на уровне деклараций и одобрения стремлений к изменениям, а саммит прошел на нейтральной волне, которая сейчас уже воспринимается как негатив.

Олещук разъяснил и точку зрения европейцев, отметив, что «что бы они сейчас не задекларировали, выполнить в ближайшее время это невозможно. Они по объективным причинам не могут назвать конкретную дату, к примеру, нашего вступления в Союз – ситуация в мире меняется ежесекундно. В ЕС также боятся вызвать негативную реакцию России. Мы должны понимать: если в ближайшее время наше европейское стремление не перестанет быть декларативным и не наполнится конкретикой, то наши европерспективы окажутся под большим сомнением».

Политолог Евгений Магда по поводу саммита Украина-ЕС отмечает, что данное мероприятие не стало прорывом в двусторонних отношениях, но оказалось лакмусовой бумажкой в диалоге Киева и Брюсселя. Эксперт делает следующие прогнозы после саммита: «...Его результаты сложно назвать прорывом, скорее, речь идет об осознании формата украинской евроинтеграции. Дело не только в заметной усталости Старого света от наших проблем, а в необходимости понимания на всех уровнях, что путь Украины в Европу не будет напоминать спринтерскую дистанцию. Скорее, это будет марафон с препятствиями».

Кроме того, по мнению Магды, «кристаллизация отказа» в безвизовом режиме, о котором украинские руководители говорили с прошлого года как о практически взятой высоте, свидетельствует не только о неэффективности диалога между Киевом и Брюсселем в части демонстрации успехов украинских преобразований. Политолог акцентирует внимание на том, что «это еще и напоминание о том, что в ЕС 28 стран, у каждой из которых есть собственные интересы, и раз уж европолитики прыгнули выше головы в части введения санкций против России, то и Украине нужно быть готовой, что ее не станут баловать лишними «пряниками». По крайней мере, на нынешнем этапе отношений и без демонстрации очевидных успехов».

Владимир Фесенко, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента», отмечает, что этот саммит Украина-ЕС был рабочим, следовательно, не стоило от него ожидать каких-либо принципиально новых решений: «...Часто у нас оценивают подобные мероприятия, впадая в крайности: либо все прекрасно, либо все пропало. Хотя, в первую очередь, необходимо понимать, что это был рабочий саммит, то есть это не тот саммит, на котором должны были принять какие-то принципиально новые решения».

Также Фесенко напомнил, что принципиальные решения по евроинтеграции нашей страны были приняты в прошлом году (к примеру, Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и ЕС): «Именно это решение будет определять наши отношения с ЕС на много лет вперед, как минимум, на пять-семь лет. В этот период мы должны будем работать над воплощением в жизнь этого соглашения. Я ведь почему настаиваю на том, что не нужно впадать в крайности? Потому что некоторые говорят, мол, а почему нет решения о вступлении Украины в Евросоюз. Я бы сказал, что это наивная и непрофессиональная постановка вопроса: мы еще толком не начали выполнять Соглашение об ассоциации, а уже требуем решений по нашему вступлению в ЕС. Это наивно и совершенно нереалистично.

Подчеркиваю, это был рабочий саммит. У нас уже 17 лет продолжаются такие отношения с ЕС. Но это первый саммит после Майдана и главное – после Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли. Потому сейчас основные усилия направлены не на то, чтобы принять какие-то новые решения, а дискуссия сосредоточилась на том, как выполнять то, о чем уже договорились. Важно то, что в ходе этого саммита обе стороны продемонстрировали готовность двигаться дальше и искать взаимоприемлемые решения.

Он продемонстрировал, что идет усердная работа над воплощением в жизнь Соглашения об ассоциации, что мы перешли в рабочую фазу. И Евросоюз продемонстрировал, что для европейцев Украина сейчас является важным партнером и одной из главных тем его внешней политики. И Украина продемонстрировала верность европейской интеграции и движение в этом направлении. Так что идет общая работа над выполнением общих обязательств».

Виталий Бала, глава Агентства моделирования ситуаций, оценивает итоги состоявшегося саммита довольно положительно. Политолог, в частности, отмечает следующее: «Саммит Украина-ЕС состоялся и, по моему мнению, положительно для Украины. Да, действительно, еще не понятно, что будет с безвизовым режимом, есть вопрос о миротворцах, не было Могерини. Но все, что нам нужно в первую очередь, было подтверждено, вопрос санкций, вопрос помощи Украине и, главное, имплементация Зоны свободной и всеобъемлющей торговли, несмотря на желание России отсрочить ее, начнет действовать, а это дает возможность нам для маневра в широком смысле этого слова и во многих сферах».

Подведем итоги


В общем-то можно сказать, что представители Украины ожидали от саммита поддержки своих европейских устремлений, а также подтверждения того, что западные партнеры не оставят Украину наедине с множеством политических и экономических проблем. Лидеры ЕС подтвердили, что поддерживают нашу страну, однако эта поддержка осуществляется пока что в основном на словах, а не на деле.

Пожалуй, одним из самых существенных итогов данного саммита – заявление главы Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера относительно вступления в силу ЗСТ между Украиной и ЕС с 1 января 2016 г. Юнкер заявил: «Мы слишком много откладывали, так можно откладывать до бесконечности».

Важно также, что ни наше государство, ни Евросоюз не буду идти на уступки России относительно введения в действие экономической части Соглашения об ассоциации. Причем Москва требует отложить полноценный запуск ЗСТ еще как минимум на год. И это при том, что до 1 января 2016 г. вступление в силу экономической части Соглашения и так уже откладывали по просьбе российской стороны. Евросоюз задался целью довести до конца ратификацию Соглашения уже в нынешнем году. И, конечно, немаловажным итогом саммита является то, что представители ЕС подтвердили сохранение европейских санкций против Российской Федерации, и не забыли отметить хоть и небольшой, но все же прогресс в сфере проведения реформ в Украине.

Анна Воронцова


Поделитесь в соцсетях: