«Изнанка городов»
Трущобный туризм (слам-туризм, пуризм, бедняцизм) появился еще во второй половине XIX века в захолустных районах Лондона и Нью-Йорка. Трущобным туристом в какой-то степени можно считать Джека Лондона, который в 1902 году несколько недель жил и работал на «лондонском дне», а затем написал сборник очерков «Люди бездны».
Но расцвет популярности в мире этого туристического направления приходится уже на наше время. Путешественники воочию знакомятся с «изнанкой городов», с жизнью в крошечных лачугах, где ютится множество людей, где нет воды, света, канализации, где готовят на примусе и питаются объедками, где антисанитария, оборванные дети роются в горах мусора, чад, смрад и высокие шансы быть ограбленным…
В Бразилии – туры по фавелам (беднейшим районам), где проживает около 65 млн человек, начались в конце 1990-х гг. И здесь свою большую роль в популяризации слам-туризма тоже сыграл известный фильм – «Город Бога» появился в 2002 году и рассказывает о людях и событиях в фавелах Рио-де-Жанейро. Сегодня множество туристов приезжает посмотреть нищие кварталы Рио и Сан-Паулу. Интенсивно развивается трущобный туризм также в крупнейших африканских трущобах в Найроби (Кения), в Йоханнесбурге (ЮАР), в Мексике, Бангладеш, Намибии, Камбодже, Пакистане…
У пуризма как специфической разновидности туризма есть свой свод правил. Экскурсии, как правило, пешеходные, с небольшими группами туристов (человек 5-10). Самостоятельные прогулки по «территориям бедняков» представляют опасность. Спокойнее осматривать окрестности в сопровождении гидов. В этой роли часто выступают сами нищие и бездомные. Они прекрасно знакомы с «рельефом местности», идущих с ними путешественников не обижают «трущобные» хулиганы. Требуется осторожность с фотографированием. Далеко не всем может понравиться усиленное внимание к их быту, фотоаппарат может спровоцировать недовольство и агрессию обитателей трущоб. Многие компании, проводящие реалити-туры, вообще запрещают видео- и фотосъемку без разрешения местных жителей. Также лучше не демонстрировать дорогие украшения, оставить их в отеле.
«Обочину жизни» можно лицезреть не только в странах третьего мира, но и в Европе, США, Австралии. В Лондоне, Праге, Амстердаме уверенно проведут по трущобным тропам вчерашние бродяги. С прошлого года для работы экскурсоводами стали использовать бездомных в Барселоне. Люди, для которых дом – весь город, нередко знают его злачные места и потаенные переулки лучше многих гидов. И уж точно никто лучше их не расскажет, как можно выжить, завтракая объедками из мусорных контейнеров и ночуя на скамейке. А в Гётеборге за небольшую плату и самому можно переночевать в спальном мешке на скамейке в парке или в заброшенном здании, по соседству с местными бездомными.
В Чикаго можно отправиться на автобусную экскурсию по «черным кварталам» – беднейшим в «городе ветров». Многие местные – без крыши над головой, безработица в два раза выше, чем в среднем по США. В Нью-Йорке к услугам туристов «социально отчужденные» Восточный Гарлем и Бронкс с высокими уровнями безработицы и преступности.
Мир глазами обитателей улицы
Что так влечет людей в места, где словно проваливаешься в какое-то далекое глухое прошлое, и, кажется, что река времени остановилась?! Для одних – это возможность пересмотреть свое отношение к жизни, взглянуть на мир глазами обитателей улицы, понять, что кому-то живется гораздо тяжелее, порадоваться, что они живут другой жизнью. У других – это любопытство, интерес к неизведанному, у третьих накопилась пресыщенность музеями и пляжами и хочется каких-то новых свежих ощущений.
Слам-туристические экскурсии, как правило, достаточно недорогие – от $5 до $20. Нередко часть этих денег передается в благотворительные фонды и идет на улучшение условий жизни нищих, их обучение в общественных центрах или школах. Например, в Лондоне экскурсия стоит 8-10 фунтов, 80% суммы получает бездомный гид, а 20% поступает в волонтерскую организацию, которая помогает бездомным приобретать одежду и другие вещи. А в Мексике вообще есть бесплатные туры, однако, путешественники привозят нищим бутерброды и бутылки питьевой воды.
Трущобный туризм активно развивается, но не прекращаются дискуссии о его этичности, отношение к нему явно неоднозначное. Противники пуризма говорят, что он обнажает нищету, обездоленные люди становятся зрелищем, развлечением, наблюдения чужих людей за их бытом вызывает у них дискомфорт. Сторонники же отмечают важность взаимопонимания между туристами и жителями хибарок, окна в тот реальный мир нищеты и бедствий, о котором люди обеспеченные нередко забывают. Для населения трущоб – это возможность получить помощь, заработок, для путешественников – оказать моральную и материальную поддержку остро нуждающимся. Времена, когда стыдились открывать перед туристами свою нищету, во многих странах остались в прошлом…
Александр Кумбарг, NovostiUA.net
Поделитесь в соцсетях: