В развитых странах сегмент общего инвестирования априори является источником «длинных» денег для экономики, а также одним из ключевых способов заработка для рядовых инвесторов, которые вкладывают миллиардные средства в инвестфонды. Например, в США активы ІСІ достигают 80% ВВП, в странах ЕС превышают 50%. Это говорит о том, что фондовый рынок там, за рубежом, работает эффективно, в то время как в Украине – еле-еле.
На рубеже кризисных лет, в 2009-2010 годах, когда украинские биржи показывали более чем двукратный рост, а инвестфонды приносили своим пайщикам до 100% в год, еще была надежда, что ІСІ станут достойной альтернативой банковским продуктам и валюте, в которой украинцы так любят хранить деньги. Но за этот год рынок полностью растерял остатки оптимизма: активы публичных инвестфондов до августа достигли смехотворных 202 миллионов гривен, или около 0,01%, а убытки вычитаются десятками процентов. Более того, с рынка начали уходить крупные компании, чего не было даже в разгар кризиса.
Кто будет следующим?
Одним из первых «беглецов» оказалась компания BG Capital, которая закрыла свое представительство в ноябре 2011 года. Такое решение было связано с тем, что «Банк Грузии», который владел компанией и также «БГ Банком» (сейчас – банк «Первый») вывел из Украины свои активы.
Через год, в декабре 2012, о сворачивании своей работы в Украине объявил также брокерский дом «Открытие», принадлежавший российской компании с аналогичным названием. Также в декабре прошлого года отказался от управления активами известный оптимист украинского фондового рынка – бизнесмен Игорь Мазепа, контролирующий группу Concorde Capital. Он решил продать КУА «Конкорд Эссет Менеджмент» и «Пиоглобал Украина», входивших в число лидеров.
Очередной крупной «ласточкой» в январе текущего года стала инвесткомпания «Ренессанс Капитал», которая работала в Украине еще с далекого 2004 года. Правда, это решение не было неожиданным, поскольку новый владелец группы «Ренессанс» в России, которая владела украинской компанией, Михаил Прохоров еще в конце 2012 года дал понять, что будет отказываться от убыточных активов. И хотя в сегменте управления инвестфондов компания не работала, ее закрытие стало тревожным сигналом.
Опасения оправдались: в июне стало известно о ликвидации КУА Citadele Asset Management Ukraine – дочерней компании латвийского Citadele Banka. Так же как и «Ренессанс», КУА работала в Украине с 2004 года. Причем довольно успешно. Если в начале 2006 года компания управляла чистыми активами на 57 миллионов гривен, то в январе 2008, как раз перед тем, как рынок начал падать, стоимость СЧА превысила 445 миллионов гривен. Однако к июню нынешнего года, когда компания объявила о закрытии, объем активов сократился более чем в 100 раз. Кроме того, два фонда, оставшихся под управлением компании, за пять месяцев нынешнего года задекларировали убыток: «Цитаделе фонд Украинских Облигаций» в размере 12%, а «Цитаделе Украинский Сбалансированный фонд» – более 60%.
Апофеозом стало решение, которое озвучила КУА «Райффайзен Аваль». В середине июля акционеры компании пришли к мнению, что продлевать лицензию на управление активами, срок действия которой заканчивается 15 октября, нет смысла. В итоге, едва ли не единственная успешная на «мертвом» рынке КУА, стоимость активов в управлении которой с июня 2012 года по июнь 2013 года выросла на 35%, тоже потеряла в него веру.
Затяжной спад
Безусловно, зарабатывать на рынке, который не растет уже более года, крайне сложно. Например, индекс «Украинской биржи» «завис» еще с июня 2012 года и колеблется около отметки 900 пунктов, слегка отклоняясь от этого значения. Следовательно, даже спекулянты теряют терпение. А в инвестиционных фондах ситуация еще более печальная.
Так, согласно данным Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса, за год, с 13 августа 2012 по 13 августа нынешнего года, около десяти открытых фондов получили убытки на уровне 10-20% и более. В интервальных фондах ситуация не лучше – потери до 5-10%, так же как и в закрытых, убытки которых достигают 20% и более. Зарабатывают только те фонды, которые ориентированы на вложения в инструменты с фиксированной доходностью: облигации, депозиты, золото, частично недвижимость. Все остальные, в портфелях которых доля акций достигает 30% и более – несут убытки.
Несомненно, в таких условиях удерживать инвесторов крайне сложно. С января по август количество сертификатов открытых фондов в обращении сократилось с 10,7 млн. до 8,3 млн. штук, интервальных – с 160,6 тыс. до 153,2 тыс. штук, закрытых с 133 тыс. до 119,7 тыс. штук.
В свою очередь венчурные фонды, напротив, демонстрируют положительную динамику. Например, за 2 года, с 1 квартала 2011 года по 1 квартал 2013 года, стоимость чистых активов венчурных ІСІ выросла с 93 миллиардов гривен до 129 миллиардов, или почти на 39%. Но так как венчуры в Украине используются в большинстве случаев для оптимизационных и других схем легализации доходов, расценивать аккумулированные там средства как реально работающий капитал, к сожалению, нельзя.
В надежде на улучшение
Осень вряд ли принесет инвестиционному рынку оживление, поскольку свободная ликвидность давно перетекла в банки или была конвертирована в валюту, в то время как фондовый рынок эту ликвидность теряет. Так, средства физических лиц на счетах банков на 1 августа достигли 411 миллионов гривен, в то время как дневной объем торгов на «Украинской бирже» в день составляет 20 миллионов гривен и ниже, хотя 3 года назад, в августе 2010 года, эта цифра была в 5-7 раз больше.
А чем уже рынок – тем сложнее на нем вести маржинальный бизнес и целесообразность существования многих компаний оказывается под большим вопросом. Так, КУА может работать в «плюс» только при условии, что в ее управлении есть 50-60 млн. гривен активов. Если взять данные Investfunds, то таких компаний всего четыре: «Финэкс-Капитал», «Инвестиционный капитал Украина», «Кинто» и «ОТП Капитал». Остальные, к сожалению, за бортом, и продолжают терять накопленные запасы.
С другой стороны, 344 лицензии на управление активами для такого рынка, как украинский – слишком много, особенно если учесть, что с публичными фондами работает не более 30 компаний. Чем занимаются другие – не может даже сказать Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, которая уже давно выказывала свое недовольство в сторону КУА, которые занимаются так называемыми «частными инвестициями» и декларируют доходность венчурных фондов в сотни процентов в год.
Специалисты утверждают, что рынок должен очиститься, на нем есть место для 5 крупных КУА, которые будут предлагать ликвидные, интересные инвестору продукты. Но вопрос в том, какой будет цена такой «чистки». Ведь нужно учитывать, что публичные фонды в большинстве своем работают с деньгами рядовых инвесторов. А принимая во внимание глубокое падение рынка и обесценивание активов, далеко не все из них могут рассчитаться по своим обязательствам, что ставит под угрозу и без того шаткое положение инвестиционной отрасли в Украине.
Паламарчук Ирина
Поделитесь в соцсетях: