Стоит напомнить, что в начале февраля нынешнего года Верховная Рада Украины не захотела поддержать инициативу «Оппозиционного блока» по поводу переговоров с РФ относительно возможности введения в нашу страну международного миротворческого контингента.
Глава фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко тогда заявил, что эти миротворцы будут также российские, поэтому фактически это было бы просьбой к российской стороне оккупировать украинскую территорию и заморозить конфликт на долгий срок, как это произошло в Грузии.
Полицейская миссия ЕС
Но немного позже многие представители власти (включая и самого президента Украины Петра Порошенко) высказались за необходимость проведения на востоке Украины миротворческой миссии. При этом Порошенко отметил, что лучшим форматом миротворческой миссии для Украины будет полицейская миссия ЕС: «Уверен в том, что это будет наиболее эффективной и наиболее оптимальной гарантией безопасности ситуации, которая сложилась, когда мир не соблюдают ни Россия, ни те, кто ее поддерживает».
Павел Климкин, глава украинского МИД, высказал свою точку зрения, что миротворческая миссия может начать работу под эгидой как ООН, так и Евросоюза. Также Климкин считает, что на Восток Украины сначала следует ввести миротворцев, а уже после полного прекращения огня – полицейскую миссию.
В конце марта Порошенко обратился к Жан-Клоду Юнкеру, председателю Еврокомиссии, с просьбой поддержать рассмотрение в институтах ЕС возможность направления миротворческого контингента в Украину. Напомним, что Юнкер должен был приехать в Киев 30 марта, но данный визит был отложен «из-за непредвиденных обстоятельств».
Совет национальной безопасности и обороны Украины (далее - СНБО) посчитал, что обеспечение нацбезопасности нашей страны, а также обеспечение эффективной имплементации минских договоренностей требуют обращения в Совет безопасности ООН и Совет ЕС с просьбой о разворачивании на территории нашей страны международной операции по соблюдению мира и безопасности. Как считают члены СНБО, миротворческая миссия ООН должна быть размещена вдоль линии разграничения на Донбассе и неконтролируемых участков государственной границы с Россией.
На основании этого Совет нацбезопасности и обороны Украины предложил Порошенко обратиться к указанным международным организациям с просьбой направить миротворцев в нашу страну.
Стоит отметить, что в решении СНБО сказано, что обращение к ООН и ЕС относительно введения в Украину миротворческой миссии «вызвано необходимостью создания условий для скорейшего восстановления правопорядка, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц, создания условий для возвращения жителей в вынужденно оставленные места постоянного проживания, и восстановления нормальной жизнедеятельности в населенных пунктах оккупированного Донбасса».
Законодательная база
Кроме того, СНБО предложил украинскому правительству как можно скорее внести предложения по законодательному регулированию вопросов проведения миротворческой операции на территории нашего государства.
После этого, 2 марта нынешнего года, решение СНБО было введено в действие соответствующим указом Президента Украины. Кроме того, проект постановления об обращении в Совбез ООН и Совет ЕС о развертывании на территории Украины международной операции по поддержке мира и безопасности был внесен Петром Порошенко в украинский парламент, и 17 марта данный проект был поддержан народными депутатами.
В тексте решения Верховной Рады сказано: «Верховная Рада постановляет: одобрить обращение от имени Украины в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций и Совет Европейского союза о развертывании на территории Украины международной операции по поддержанию мира и безопасности».
Помимо этого, Верховная Рада поддержала предложение Порошенко по поводу допуска на территорию Украины иностранных войск для участия в международных учениях.
Стоит напомнить, что в феврале нынешнего года в ООН и Совет ЕС было направлено предварительное обращение по вопросу направления в Украину миротворцев, о чем в свое время сообщал глава украинского внешнеполитического ведомства Павел Климкин. В это же время представительство Украины при ООН в Нью-Йорке начало консультации по реализации решения СНБО.
Как отмечал тогдашний постоянный представитель Украины в ООН Юрий Сергеев, «все понимают позицию, которая была провозглашена СНБО Украины. Все понимают, что Минские договоренности оказались под угрозой в связи с невыполнением их российской стороной, и подписантами из Луганска и Донецка. И поэтому, чтобы спасти весь минский процесс и помочь имплементировать эти договоренности, нужны сторонние усилия. Такими усилиями, и с нами согласны, могут быть международные миротворческие коллективные силы».
Также Сергеев подчеркнул следующее: «Это сигнал Москве: остановиться, опомниться и вернуться к тому, о чем договаривались. Россия теряет к себе доверие. Здесь, в ООН, все понимают, что подпись России под документом стоит столько же, сколько бумага, на которой она ставится. Мы понимаем, что может быть блокировка. Но есть другие тактические шаги, как обойти право вето. Я не буду о них говорить, но они есть».
Далее, 19 марта 2015 года, представительство Украины при Евросоюзе сообщило об официальном обращении в Совет ЕС с просьбой рассмотрения возможности развертывания международной операции по поддержанию мира и стабильности в Украине. В этом сообщении сказано следующее: «Представительство Украины при ЕС официально передало руководству евроинституций соответствующее обращение в Совет Европейского Союза с просьбой должным образом рассмотреть этот вопрос и начать консультации о начале операции ЕС в рамках общей политики безопасности и обороны».
Сомнения по поводу введения миротворческого контингента в Украину
Ряд экспертов констатируют тот факт, что многие европейские чиновники и политики относительно введения миротворцев в Украину заняли довольно сдержанную позицию. Например, верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Фредерика Могерини считает, что на сегодняшний день первоочередной задачей является имплементация достигнутых в Минске соглашений, которые предусматривают, что контролировать ситуацию в Украине должна ОБСЕ.
Ян Томбинский, председатель представительства Еврокомиссии в Украине, констатирует факт отсутствия четкой позиции ЕС и ООН по поводу миротворческой миссии. Томбинский отмечает: «По вопросу введения миротворцев в Украину еще нет четкой позиции в ЕС и ООН. Соответствующего решения не будет ни завтра, ни послезавтра. Не нужно тешить себя иллюзиями относительно быстрого решения, это долгосрочная перспектива». По поводу отправки в нашу страну полицейской миссии Евросоюза, Ян Томбинский сказал, что «такое решение должен принимать ЕС, а не ООН. Но что там будут делать полицейские? Там идут реальные боевые действия. В этом случае там нужны именно миротворцы ООН».
Бронислав Коморовский, президент Польши, сообщил, что Варшава поддерживает идею миротворческой миссии ООН в Украине. Но «сложно представить, что было бы согласие всех стран-членов ЕС для организации миссии такого типа, когда там ведутся военные действия. Поэтому, безусловно, задачей номер один является реализация перемирия. Хотя бы даже ограниченного, но все-таки перемирия».
Гжегож Схетына, глава польского Министерства иностранных дел, отмечает, что организация миротворческой миссии Евросоюза в Украине пока вряд ли возможна. «Должны перестать погибать люди, должна быть фактическая демаркационная линия, нужно вывести тяжелую военную технику, - тогда можно говорить о миротворческой миссии», - подчеркнул Схетына. Также он отметил, что решение о миротворцах должно складываться из двух частей: «первая – это полное перемирие в Украине, вторая – решение Совета Безопасности ООН относительно отправки туда миротворческих сил».
Позиция политиков Германии
Как сообщалось в разных масс-медиа, представители фракций Бундестага довольно скептически отнеслись к возможности отправки миротворцев в Украину. Внешнеполитический представитель фракции Социал-демократической партии в Бундестаге Нильс Анен отметил: «Европейский или международный миротворческий контингент имел бы смысл лишь в том случае, если бы с ним согласились обе стороны конфликта. Однако я этого на данный момент не вижу».
Схожего мнения придерживается и уполномоченный немецкого правительства по вопросам сотрудничества с РФ Гернот Эрлер (тоже член Социал-демократической партии Германии): «Такую миссию воплотить трудно, ведь для этого нужно согласие России». Эрлер также добавил, что «на данный момент о соблюдении минских соглашений должна позаботиться Россия», которая должна использовать свое влияние на сепаратистов на Востоке Украины и прекратить поставлять им вооружение.
Омид Нурипур, представитель партии «зеленых» в германском Бундестаге, сомневается в возможности отправки миротворцев в Украину. Нурипур уверен, что специальная мониторинговая миссия ОБСЕ является единственной миссией, которая может наблюдать за соблюдением режима прекращения огня: «Это единственная на данный момент организация, которая включает Россию, не давая Москве одновременно диктовать правила своей работы».
Кто поддерживает идею введения миротворцев
Но не все политики относятся к идее введения в Украину миротворческого контингента скептически. Так, к примеру, Норберт Рёттген, глава комитета Бундестага по международным делам, считает интересным предложение о размещении международных миротворческих сил в Украине. Рёттген убежден, что такой шаг свидетельствует о выведении конфликта на международный уровень, который должен обеспечить новый уровень сотрудничества.
В вопросе введения в Украину миротворческого контингента наше государство поддерживает и Швеция. Президент Украины Петр Порошенко заявил об этом после встречи со Стефаном Лёвеном, премьер-министром Швеции.
Франсуа Олланд, президент Франции, высказал мнение о необходимости усиления миссии ОБСЕ и активизации процесса привлечения миротворческой миссии для урегулирования ситуации на Донбассе.
Какова позиция Российской Федерации?
Стоит отметить, что представители Евросоюза приоритетной задачей считают выполнение условий минских соглашений, а не рассмотрение возможности введения в Украину миротворцев.
Подобную позицию занимает Россия. Виталий Чуркин, полномочный представитель Российской Федерации в ООН, отмечает: «Минские соглашения предусматривают роль ОБСЕ. Об ООН или Европейском союзе в них ничего нет».
А Сергей Лавров, министр иностранных дел России, считает, что сама идея о вводе миротворческой миссии ООН в Украину «вбрасывается» нашей страной якобы для затягивания реализации минских соглашений: «Когда после достижения такой тяжелой, но комплексной договоренности, которая была подписана всеми, вбрасываются новые идеи, невольно возникают вопросы о том, насколько искренне были те, кто такие инициативы выдвигает». Лавров акцентирует внимание на том, что в минских договоренностях не упоминается «какая-либо иная форма международного присутствия, кроме миссии ОБСЕ».
Алексей Пушков, глава Комитета по международным делам Государственной Думы РФ, считает, что без одобрения России отправка миротворцев в Украину невозможна: «Киев не сможет навязать ООН отправку миротворцев в Украину в обход России. Такие решения принимает Совет безопасности ООН. Без нашего согласия это невозможно».
Что касается представителей самопровозглашенных Донецкой народной республики и Луганской народной республики, то они уверены, что нет никакой необходимости во вводе миротворческого контингента на территорию Донбасса.
Мнения украинских политиков и экспертов
По поводу позиции представителей украинского политикума можно сказать, что они достаточно критически относятся к идее введения в Украину миротворцев. Так, например, «свободовец» Юрий Левченко заявил следующее: «Перспектива, что будут введены миротворцы, на самом деле нулевая, потому что для того, чтобы были введены миротворцы, нужно решение Совбеза ООН. Если решением Совбеза будет определено, что в состав миссии не войдут россияне, Россия ветирует его. То есть оно невозможно».
Нестор Шуфрич, народный депутат от «Оппозиционного блока», вообще считает вопрос о миротворческой миссии нецелесообразным. В своем заявлении Шуфрич напоминает о том, что ранее его партия предлагала Верховной Раде обратиться в ООН для введения миротворцев в Украину, но данная инициатива была подвергнута «уничижительной критике со стороны власти и коалиции в парламенте». Также нардеп предлагает взять инициативу урегулирования конфликта на Востоке Украины парламенту: «Мы должны помочь исполнительной власти урегулировать этот конфликт. Не только потому, что у нас сейчас парламентско-президентская республика, а в первую очередь потому, что коллективные решения в этой ситуации будут более взвешенные и ответственные, чем решения одного человека».
Очень разнятся и мнения украинских политологов и экспертов. Например, политолог Тарас Березовец уже не единожды высказывал сомнения по поводу того, что привлечение миротворческого контингента поможет разрешить ситуацию в краткосрочной перспективе.
По мнению Березовца, основной проблемой данной инициативы является то, что она означает неспособность государства обеспечить собственный суверенитет на своей территории. Также политолог напоминает, что устав ООН предусматривает развертывание операций по поддержанию мира на основе мандатов Совета Безопасности ООН. Березовец задается вопросом: «Выдаст ли такой мандат постоянный член Совбеза ООН - Российская Федерация?».
Помимо ООН, миротворческий мандат может выдать ОБСЕ. Однако в этом случае, считает политолог, «может возникнуть множество вопросов в свете эффективности работы существующей мониторинговой миссии ОБСЕ». Потому единственным приемлемым вариантом для нашего государства эксперт называет полицейскую миссию Европейского Союза.
Журналист Денис Казанский (издание «Український тиждень») отмечает, что решение украинской власти правильное, но запоздалое: «Принимать его нужно было давно, вместо второго бесполезного Минска... Если РФ теперь будет блокировать введение миротворческого контингента на Донбасс, это уже будет выглядеть откровенной апологией агрессии и даст в руки Украины дополнительные козыри».
Юрий Бутусов, главный редактор интернет-издания «Цензор.НЕТ», напоминает о том, что ввод миротворческого контингента в Югославию снизил эскалацию конфликта, однако не привел к окончанию войны: «Гарнизоны миротворцев могут оборонять себя, могут ловить бандитов, могут сопровождать конвои. Но они не будут держать сотни километров фронта, и они не будут вести за нас войну. Россия будет продолжать поддержку войны против нас, она будет сохранять очаг напряженности. Потому что это единственное средство для Путина заставить нас признать оккупацию нашей земли в Крыму и на Донбассе, и снять с себя санкции».
Дмитрий Тымчук, военный эксперт Центра военно-политических исследований, отмечает следующее: «Совершенно очевидно: в Совбезе ООН склоки начнутся уже на стадии принятия резолюции о создании миротворческой миссии. Россия, которая может заблокировать любое решение Совбеза ООН, будет настаивать на введении своих «миротворцев». Таким образом, для Украины желательна именно миссия Евросоюза без участия представителей РФ».
Юрий Палийчук, украинский политолог, считает миротворцев реальной силой, которая способна прекратить огонь на Донбассе. Вместе с тем эксперт отмечает: «Но здесь есть проблема. Россия будет настаивать на том, что миротворцы должны быть их. Понятно, что мы на это не согласимся, потому что это скрытая оккупация. Мы будем требовать, чтобы это были миротворцы из стран Запада. На что в ответ уже не согласится Москва, если это будут страны-участники НАТО. И получается такой тупик. Привлечение нейтральных государств выглядит довольно проблематичным, так как вариантов очень мало… Можно было бы искать такой вот гибридный вариант, когда у нас может быть миротворческий контингент Беларуси, Казахстана и, условно говоря, Испании и Бельгии. Для нас это была бы идеальная конструкция, если бы такой вариант был возможен. Если такие миротворческие силы зайдут на линию разграничения, тогда действительно появится шанс на то, что боевые действия прекратятся. И дальше уже можно будет говорить о политическом и дипломатическом урегулировании».
Алексей Мельник, содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра им. Разумкова, считает, что для того, чтобы ввести на Восток Украины международные миротворческие силы, нужно прекращение огня и согласие сторон. И только потом можно ввести в зону конфликта миротворческий контингент. «Да, это мог бы быть первый шаг к прекращению войны, - контроль над тем участком границы, которая не контролируется со стороны Украины. Но, учитывая то, что несколько месяцев отклонялось даже предложение относительно расширения полномочий специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на наблюдение по всей территории украино-российской границы как раз со стороны России, вероятность проведения подобной операции, даже если она будет инициирована ОБСЕ или Евросоюзом, крайне мала», - считает эксперт.
На сегодняшний день вопрос введения миротворцев в Украину будет подниматься президентом Украины Петром Порошенко в ходе запланированного на 13-14 мая визита в Германию. «Я поднимал этот вопрос во время визита генерального секретаря ООН в Украину. Мы будем говорить и во время наших встреч в Европе об учреждении миротворческой операции под эгидой Совета безопасности ООН, европейских сил безопасности, которые позволят нам обеспечить выполнение минских договоренностей», - отметил Порошенко. Также президент акцентировал внимание на том, что такой шаг является необходимым для обеспечения выполнения минских соглашений об урегулировании ситуации на востоке Украины: «…Хочу еще раз подчеркнуть: миротворцы не являются каким-то отдельным проектом. Миротворцы – это метод обеспечения имплементации минских договоренностей».
Анна Воронцова
Поделитесь в соцсетях: