На нынешнее положение крымскотатарского населения Крыма сильно влияет политическое противостояние между крымскими властями и представителями Меджлиса, которые, естественно, пытаются претендовать на роль лидеров крымскотатарского национального движения.

Пресловутый конфликт между российскими властями и лидерами Меджлиса выразился в том, что Рифату Чубарову и Мустафе Джемилеву запретили въезд на территорию Российской Федерации (т.е. на территорию Крымского полуострова). Российские средства массовой информации данный шаг преподносили как такой, который направлен на снижение активности политических деятелей, которые якобы стремятся разжечь межнациональный конфликт в Крыму.

Факт отказа России признать Меджлис в качестве полноценного субъекта общественно-политической жизни Крыма проявился еще и в заявлении Сергея Аксенова, главы крымского правительства. Аксенов сообщил о том, что не имеет намерений идти на диалог с представителями Меджлиса, до тех пор, пока данная организация не будет официально зарегистрирована.

Так, Аксенов заявляет следующее: «Меджлиса для меня в юридическом поле не существует. Такой организации сегодня для меня лично, как для крымчанина, нет. Она не зарегистрирована в Минюсте РФ, точно так же она не была зарегистрирована, когда Крым находился в составе Украины. До тех пор, пока эта организация не будет находиться в юридическом поле, я ее не вижу и общаться с ней не намерен».

Стоит напомнить, что не так давно президент Российской Федерации Владимир Путин сделал акцент на том, что у российских властей «не может и не должно быть проблем с крымскими татарами». Также Путин подчеркнул, что власть будет «в постоянном диалоге с крымскими татарами – кроме тех, кто является членом Верховной Рады Украины, является гражданином Украины».

Как утверждают представители власти в Крыму, в общем-то, крымские татары настроены сотрудничать с российской властью. Однако, несмотря на это, ряд проблем во взаимоотношениях этих сторон не только сохраняется, но и может обостриться.

Учитывая риторику данных сторон, а также эскалацию украино-российского конфликта в дальнейшем, подобные прогнозы политические обозреватели считают довольно-таки обоснованными.

Например, Олег Белавенцев, уполномоченный президента Российской Федерации Владимира Путина в Крыму, прямым текстом называет сторонников меджлиса «пятой колонной», хотя и указывает на кое-какую поддержку со стороны бывших его представителей, которые, по его словам, сейчас «идут во власть». «Есть проблемы и вопросы с отдельными одиозными лидерами. И мы в отношении этих лидеров потихоньку работаем, аккуратно»,- отметил Белавенцев.

Некоторые крымские издания все чаще критикуют Меджлис и его лидеров, которые лояльно настроены в отношении новой власти на Крымском полуострове.

Так, газета «Крымское время» пишет следующее: «Меджлис крымскотатарского народа в последние месяцы словно впал в анабиоз», «Заносчивость в отношении политических оппонентов, покрикивание на власть, бесцеремонные попытки подменять исполнительные органы и влиять на кадровую политику, финансовые потоки – все, к чему нелегитимная структура привыкла на Украине, резко прекратилось. А действовать в рамках закона Меджлис не привык. Поэтому сначала ударился в истерику, но, когда прокуратура предупредила его об ответственности, растерялся, сник и затих».

Издание отмечает, что для того чтобы деятельность Меджлиса перестала выходить за рамки законодательства РФ, этому самому Меджлису необходимо исключить из своего состава собственного председателя Рифата Чубарова, который «охотно выступает от имени крымско-татарского народа, не забывая при каждом удобном случае заклеймить «оккупантов, захвативших Крым»», - отмечает издание.

Сам Меджлис при этом, руководствуясь нормами федерального закона «Об общественных объединениях», имеет право вести свою деятельность без государственной регистрации, не будучи при этом наделенным статусом и правами юридического лица. Однако одна из статей указанного закона говорит о том, что учредителем или членом общественного объединения не может быть иностранный гражданин, в отношении которого принято решение о нежелательности его пребывания в Российской Федерации.

Но, как отмечает Ахтем Чийгоз, заместитель председателя Меджлиса, для его представителей совершенно неприемлема регистрация Меджлиса как общественного движения: «Меджлис – выборный представительный орган крымскотатарского народа. Регистрация его в форме общественного объединения либо движения неприемлема. Ссылка на то, что нет аналогов на территории РФ, поэтому якобы оно не соответствует законодательству. Я думаю, что много аналогов не было до этих изменений, в частности по Крыму. Поэтому единственная приемлемая форма – это признание Меджлиса крымскотатарского народа и его выборных структур: только они могут говорить от имени народа».

Кроме того, Чийгоз призвал к тому, чтобы власти Крыма возобновили диалог с меджлисом: «Я думаю, что когда речь идет о коренном народе, о реализации его законных прав на своей исторической Родине, то [...] диалог с Меджлисом нужно немедленно возобновлять. В первую очередь, заниматься обеспечением безопасности нашего народа, чтобы не пропадали люди, чтобы не проходили обыски, «страшилки», чтобы народ мог спокойно существовать на своей Родине, развиваться и обеспечивать реализацию его законных прав».

Однако обозреватели уверены, что, несмотря на «лояльные» заявления крымских властей, они не желают идти на сотрудничество с Меджлисом. Вместо этого власти Крыма настроены на диалог с новым межрегиональным общественным движением крымских татар «Крым». Поговаривают, что эта организация через некоторое время может стать лояльной альтернативой Меджлису.

Ремзи Ильясов, вице-спикер Госсовета Крыма, а также глава вышеупомянутого объединения «Крым», рассказывает, что «в Меджлисе идут постоянные споры, он утратил конструктивную функцию и бездействует. А проблемы народа уже сейчас нужно решать». Кроме того, Ильясов подчеркивает, что новое движение создается не как альтернатива меджлису.

Как отмечает Ахтем Чийгоз, общественное движение «Крым» является «проектом власти», который был создан, чтобы «игнорировать представительный орган, который выбрали крымские татары». Крымским властям Чийгоз советует наладить диалог с Меджлисом, который является единственной организацией, имеющей авторитет среди крымско-татарского населения.

Нариман Джелял, заместитель главы Меджлиса, заявляет о том, что данный орган не будет сотрудничать с движением «Крым». Джелял акцентирует внимание на том, что новые власти Крымского полуострова пытаются ослабить финансово-материальную основу Меджлиса, чтобы воспрепятствовать его эффективной деятельности.

Как раз об этом, в частности, Джелял рассказал, комментируя ситуацию вокруг «Фонда ‘Крым’», руководству которого после проверок государственного комитета по охране культурного наследия Крыма был предъявлен штраф до 400 тысяч рублей, а юридическому лицу – «Фонд ‘Крым’» – до 5 миллионов рублей.

Джелял отмечает следующее: «Видимо, они уже запрограммированы действовать таким образом, хотя мы неоднократно предлагали им другой вариант сосуществования. Но, наверное, в кремлевских кабинетах пока верховодит «партия войны». А местное руководство хочет до конца продемонстрировать превосходство «победителя». Но этого не нужно бояться. Мы все сегодня проходим некий тест на стойкость».

До какой степени Меджлис сможет сохранить свое влияние на крымско-татарский народ, будет в значительной степени зависеть от того, насколько эффективно Меджлис сможет решать самые острые и животрепещущие проблемы своего народа (в т.ч. и тех проблем, которые связаны с соблюдением прав человека).

Стоит вспомнить о том, как Александр Павличенко, постоянный представитель Украины при ООН, заявил не так давно, что наше государство настаивает на необходимости введения независимого мониторинга в Крыму из-за наличия массовых фактов нарушения прав человека.

Павличенко считает, что в настоящее время крымские власти покрывают преступления, совершенные против крымско-татарского народа. Он отмечает следующее: «Мы обеспокоены массовыми и систематическими фактами нарушения прав человека в незаконно оккупированном Крыму. Россия насильно навязывает свое законодательство в Крыму. Оккупационные власти также поддерживают преступные акты против крымских татар». Павличенко делает акцент на том, что РФ отказывается от проведения расследования, а также от комментариев по поводу убийств и исчезновений проукраинских активистов в Крыму.

Рифат Чубаров, председатель Меджлиса, немногим ранее призывал ООН создать специальную комиссию по Крыму, отметив то, что над крымскими татарами, находящимися на территории Крыма, нависла угроза физического уничтожения.

Во время своего выступления на первой Международной конференции по коренным народам, проходящей в Нью-Йорке, Рифат Чубаров заявил о том, что крымскотатарский народ подвергается дискриминации со стороны новых властей лишь за то, что не приемлет оккупацию Крыма.

Чубаров заявил следующее: «Репрессии приобретают угрожающие для жизни и безопасности крымских татар масштабы и характер. Среди них – похищения и исчезновения людей, бандитские нападения на крымскотатарских и украинских активистов гражданского общества, массовые обыски в домах граждан, в мечетях, медресе, библиотеках и школах. Де-факто крымские власти поставили себе за цель уничтожить национальные институты крымскотатарского народа – курултай крымскотатарского народа и меджлис крымскотатарского народа, которые осуществляют свою деятельность в полном соответствии с принципами декларации ООН о правах коренных народов».

Кроме того, Чубаров сделал заявление о присоединении крымскотатарского народа к требованиям других коренных народов «о наделении представительных институтов коренных народов в статусе постоянных наблюдателей по всей системе ООН», а также о поддержке создания специального органа ООН с мандатом на содействие и защиту прав коренных народов: «В случае с Крымом и в связи с угрожающими безопасности и жизни крымских татар обстоятельствами, мы не можем ждать, пока такой орган будет создан. Соответственно, мы призываем ООН создать специальную миссию по Крыму, определив правовые и другие механизмы ее постоянного присутствия в Крыму».

Правозащитная организация «Human Rights Watch» тоже обратила внимание на ситуацию с несоблюдением прав крымских татар на полуострове. Представители организации напоминают о том, что в сентябре нынешнего года крымские власти угрожали распустить Меджлис крымских татар и опечатали его офис в Симферополе. Бывшему и теперешнему председателям Меджлиса (Мустафе Джемилеву и Рифату Чубарову) был запрещен въезд в Крым. С августа в мечетях, школах и частных домах крымских татар проходят обыски, во время которых спецслужбы ищут, как они заявляют, «оружие, наркотики и запрещенную литературу». Кроме того, правозащитная организация сообщает о случаях похищения людей в Крыму, причем в большинстве случаев исчезают представители крымскотатарского населения.

Юлия Горбунова (правозащитная организация «Human Rights Watch») заявляет о том, что «исчезновения людей усугубляют атмосферу страха и враждебности по отношению к тем, кто разделяет проукраинские взгляды, включая крымских татар. Существующие власти Крыма должны расследовать все обстоятельства исчезновений, включая версии о причастности к ним сил самообороны Крыма и российских спецслужб».

Среди представителей Меджлиса звучат заявления о возможности создания «не оккупированной» крымской автономии в Херсонской области с центром в Геническе. Как считает Мустафа Джемилев, при новом составе Верховной Рады шансы на принятие изменений в Конституцию Украины, которые бы предоставили части Херсонской области статус одного из районов АР Крым, растут.

Джемилев рассказывает следующее: «Мы обсуждали идею создания административного центра с Яценюком, с Петром Алексеевичем. Этот вопрос еще не снимается с повестки дня. Но проблема в том, что это – конституционная норма. Речь шла о том, чтобы прилегающие к Крыму районы – Генический, Скадовский и другие – присоединить к АР Крым и так создать структуру не оккупированной части республики. Для этого надо изменить соответствующую статью Конституции, в которой говорится о том, что Крымская АР создается в границах бывшей Крымской области. Чтобы ее изменить, нужно не менее 300 голосов в парламенте. Перспективы набрать 300 голосов не было. Сейчас я не исключаю, что мы предложим такой законопроект».

Помимо этого, планируется создать специальный батальон крымских татар для защиты Херсонской области, граничащей с Крымом. «Мы с президентом обсудили вопрос создания военного крымскотатарского объединения южного направления, потому что в Херсонской области достаточно тревожная ситуация. Это пока на стадии обсуждения, а там посмотрим», - высказал свое мнение по этому поводу Мустафа Джемилев.

Также Джемилев рассказал о том, что почти 450 крымских татар уже задействованы в боевых действиях в Донбассе. Они служат в различных военных батальонах и сражаются на передовой. Джемилев считает, что родственники этих военнослужащих подвергаются особой опасности на территории Крыма и часто становятся заложниками местных властей, поэтому имена этих людей должны быть засекречены. «Крымские татары понимают, конечно, что будущее крымскотатарского народа – это независимая сильная Украина», - подытожил Мустафа Джемилев.

Удастся ли Меджлису сохранить свое влияние в Крыму? Это во многом будет зависеть от эффективности решения российскими властями проблем жителей полуострова, от успешности развития крымскотатарских структур, которые были бы альтернативой Меджлису.

Читайте также: Социолог: 70% украинцев считают, что между Украиной и Россией идет война

На сегодняшний день эксперты не могут сделать конкретных прогнозов по этому вопросу. Зато они уверены в том, что фактор крымскотатарского народа будет вовсю использоваться разными политсилами и дальше...

Анна Воронцова


Поделитесь в соцсетях: