Впервые за все годы своей независимости Украина сталкивается с подобным вызовом её целостности и суверенитету. Не будем давать правовую и морально-этическую оценку этим событиям, сохраняя нейтралитет, сейчас куда важнее разобраться в возможных путях решения сложившейся проблемы и их последствиях.

Что характерно, взгляд обеих сторон конфликта на вторжение российских войск в Крым диаметрально противоположен, как на уровне СМИ, так и на уровне гражданского общества. Это доказывает тот факт, что и в ХХ, и в ХХI веке сила влияния пропаганды на общественное сознание остаётся максимально эффективной. Информационные фильтры, запущенные на государственном уровне, мешают объективно воспринимать общую картину, однобоко освещая информацию.

Итак, чтобы разобраться в ситуации и максимально правильно спрогнозировать дальнейшее развитие событий, необходимо понять цели и мотивы Российской Федерации. И здесь мы вступаем лишь в область гипотез и версий, т.к. правду знают только в высших эшелонах власти.

Для России стратегически важным моментом является базирование Черноморского флота в Крыму, и отстаивать свои интересы в этом регионе Кремль будет до последней возможности. По сути, это главный оставшийся рычаг влияния Украины на Россию, т.к. роль нашей газотранспортной системы с каждым годом всё больше нивелируется альтернативными проектами Российской Федерации, о чём уже свидетельствует сокращение объёмов транзита газа через территорию Украины примерно на 20 процентов. В перспективе это означает ещё большую зависимость Украины от воли Кремля, ведь, по сути, в торгах по газу у Украины были лишь два сдерживающих ценообразующих фактора – это наша «труба» и предоставление в аренду военной площадки флоту РФ. И, как свидетельствуют «Харьковские соглашения», последний фактор для России является более приоритетным.

Роль Украины


Совершенно очевидно, что в данной ситуации Украина является заложником противостояния двух геополитических исполинов – России и США. И многое, что в последнее время происходило и сейчас происходит в нашей стране, можно рассматривать в контексте нового витка холодной войны между этими двумя сверхдержавами.

В благие мотивы о братской любви и взаимопомощи между нашими народами сейчас верят только самые наивные. Мнение о существовании какой-либо угрозы русскому населению в юго-восточных регионах также не выдерживает критики. Эта версия разрушается одним доказательством – когда в 2004 году Президентом стал Ющенко, с его явной националистической и антироссийской риторикой, никто не торопился вводить войска в Крым для защиты русскоязычного населения. А ведь тогда насильственная украинизация общества велась на государственном уровне по всей стране. А мифических «бандеровцев» в Крыму никогда не было и нет. Равно, как нет их и в новом правительстве – Ярош и Тягнибок не занимают в нём никаких постов. О «хаосе и беспорядках» лучше всего скажет сухая статистика – после отстранения правительства Януковича не зафиксировано ни одного случая смерти из-за этих самых беспорядков, хотя во время его правления погибло до сотни человек, тысячи получили травмы разной степени тяжести. И хотя технология Майдана сейчас зеркально реализовывается в юго-восточных регионах, новая власть реагирует на это совершенно иначе, нежели это делали Янукович, Захарченко и Пшонка – жёсткими силовыми методами и преследованиями.

С другой стороны мы видим такое же нагнетание обстановки в украинских СМИ, а особенно ультраправыми организациями, которые заявляют об аннексии и попытках присоединения Крыма к России. Едва ли это можно назвать главной целью спецоперации российских военных, ведь в таком случае Кремль теряет больше, чем приобретает. Реакция мирового сообщества уже продемонстрировала возможные последствия таких действий Кремля, угрожая политической и экономической изоляцией России. Из конкретных шагов в этом направлении следует отметить приостановление подготовки к саммиту Большой Восьмёрки в Сочи всеми странами-участницами. Но, несмотря на громкие заявления западных политиков и международных организаций о готовности помочь и недопустимости разделения Украины, о необходимости сохранности её суверенитета, всё равно явно виден тревожный звоночек для нашей страны. И эти опасения состоят в том, что кроме заявлений и декламаций, никакой реальной военной помощи ни ООН, ни НАТО, ни США, ни Евросоюз предоставлять не собираются. Есть только слова и обещания, но конкретные действия, например, передислокация войск или хотя бы проведение в смежных регионах военных учений, отсутствуют. Это опасный прецедент для всей системы международных договоров и коллективной ответственности. Нарушения Будапештского меморандума, многих других норм международного права и договоров – яркое тому свидетельство. К слову, Будапештский меморандум, к исполнению гарантий которого взывает Украина, не ратифицирован, а поэтому особой юридической силы не имеет. Также ситуация с Крымом является очередным свидетельством слабости внешней политики Обамы. Это уже не первое геополитическое поражение США в противостоянии с Россией за последнее время, до этого были Сирия и Египет.

Чего же хочет Россия?


Итак, резюмируя, рискнём предположить, что главная цель России в Крыму – гарантии базирования там Черноморского флота, а также ряд более мелких сопутствующих целей. Достигается это следующим сценарием: установление пророссийского правительства в Крыму (Сергей Аксенов), демонстрационный ввод войск и аккумуляция русскоязычного населения для обеспечения гарантий безопасности новому самопровозглашённому правительству, проведение референдума о расширении прав автономии Крыма, в числе которых, вероятно, будет возможность заключения международных соглашений, особенно по части дислоцирования ЧФ Российской Федерации. Важная деталь – это дата проведения референдума – 30 марта. Кремлю необходима реализация своего сценария до выборов в Украине 25 мая 2014, т.к. одной из главных их претензий к новой власти является нелегитимность последней. А после выборов новая власть уже будет легитимной, и тогда обосновать военное вторжение и невыполнение условий соглашений будет сложнее. Для этого Путину и нужен заложник-марионетка Янукович, якобы законный Президент Украины, который сейчас будет подписывать любые указы и заявления, выгодные правительству РФ. В результате успешного выполнения этого сценария мы получаем де-юре Крым в составе Украины, а де-факто – с полностью контролируемым российскими властями местным правительством, с широкими полномочиями на уровне практически суверенной страны и под защитой армии РФ в случае, если центральная власть Украины попробует оспорить такой новый статус Крыма.


В случае проигрыша


Что же будет при провале данной операции в Крыму, предсказать ещё сложнее. Очевидно, что нас ждёт новый виток экономической и торговой войны между Россией и Украиной, как следствие этого - сближение с Евросоюзом, а особенно с НАТО, как гарантом безопасности целостности Украины в будущем. Демарш Путина на пресс-конференции 4 марта позволяет сделать выводы о том, что не всё идёт по плану и коррективы вносятся уже по ходу развития событий. Например, совершенно неожиданное и не поддающееся никакой логике заявление Владимира Владимировича об отсутствии российских военных в Крыму. Назвав людей в форме войск РФ, с полной боевой амуницией и спецтехникой с российскими номерами самообороной Крыма, Путин окончательно разрушил свой так старательно создаваемый имидж не только среди украинцев и европейцев, но также и среди значимой части россиян.

К чему приведет баталия


Такие политические игры на грани фола могут иметь очень серьёзные последствия, ведь один эмоциональный росчерк пера, один дрогнувший палец новобранца на курке в заблокированных военных частях в Крыму – и весь полуостров погрузится в совершенно никому не нужную войну, в братское кровопролитие. Никакой даже самый продуманный план военной операции не предусмотрит таких моментов, они спонтанны и непредсказуемы, но могут обернуться большой трагедией.

NovostiUA.net


Поделитесь в соцсетях: