Протесты, которые до сих пор тлеют на пространстве от Египта до Бразилии, заставили журналистов и ученых наперегонки искать причины теперешнего летнего недовольства в развивающихся странах. Каждая большая теория основывается на фактах – протестующие на улицах – и указывает на общую характерную всем черту: молодых представителей новоиспеченного среднего класса, которые умеют пользоваться социальными сетями. В этих нарративах протесты являются признаком существования опасностей экономического успеха, так как все большее процветание формирует класс людей, у которых есть финансовые средства и время, чтобы требовать от своих властей еще больших результатов, а также политической свободы.

Это похожая на правду история, которую многие очень хорошо научились рассказывать. Тем не менее, она слишком хорошо знакома, чтобы быть полностью убедительной. Средний класс выступает в авангарде протестов фактически со времен Великой французской революции. Он сыграл большую роль в Египте, Турции и Бразилии в мае-июле 2013 года, а также во время более ранних протестов в пяти-шести других странах, которые развиваются, начиная с 2011 года. Но возмущением среднего класса все никак не объяснишь.

Средний класс количественно растет уже в течение не одного десятилетия, а за последнее десятилетие быстрый экономический рост распространился с редкой равномерностью на большую часть развивающихся стран мира. Так почему же протесты разгораются именно сейчас, и лишь в некоторых странах?

Темпы роста среднего класса


Средний класс не увеличивался особо быстрыми темпами в тех странах, где недавно были протесты. По данным Брукингского института, в 20 крупнейших развивающихся странах, за последние 15 лет средний класс вырос в среднем на 18 процентных пунктов и составляет теперь немного больше половины населения.

«Средний класс» был определен Институтом как лица, которые могут тратить от 10 до 100 долларов в день, и под это описание должны бы подходить все люди, которые не так давно были готовы принять участие в протестах. Впрочем, с 2010 года акции протеста были также в тех странах, в которых, согласно данным Брукингского института, темпы роста среднего класса были быстрыми (например, в России) и медленными (к примеру, в Индии). А самые большие протесты вспыхивали в тех странах, в которых рост среднего класса был близок к среднему темпу: в Египте (14 процентных пунктов), Турции (22 п.п.), Бразилии (19 п.п.).

Также нет и четкой связи между самими протестами и разбитыми надеждами на благополучие и преуспеяние среднего класса. Так, с 2008 года средние темпы экономического роста в странах, которые развиваются, замедлились с 8 до 4%, так что фактически у каждого нового представителя среднего класса есть причины для разочарования. Некоторые охваченные протестами страны пережили исключительно тяжелые экономические спады, к примеру, не так давно Бразилия, а перед ней – Российская Федерация. Но экономика других стран росла быстрее, например, в Турции и даже в Египте до падения режима Хосни Мубарака. Так почему же и в этих странах так же протестует средний класс?

Пожалуй, общие характерные признаки протестов стоит искать не на улицах разных стран мира, а в коридорах власти. На сегодняшний день в 20 самых крупных развивающихся странах правящие партии находятся у власти в среднем чуть дольше 8 лет, или вдвое дольше, нежели еще десятилетие назад.

Из 9 стран, в которых правящая верхушка находится у власти больше восьми лет, самые крупные протесты против политики правительства прошли, во всяком случае, в шести: в Бразилии, Аргентине, России, Турции, Индии и Южной Африке.

Египет


С одиннадцати стран, в которых правящая верхушка находится у власти меньше восьми лет, громкие протесты имели место быть только в Египте. И в этой стране либералы бунтовали против правительства Братьев-мусульман по причине того, что они вернули политический авторитаризм предыдущей правящей верхушки и экономический застой – это, в сущности, был протест против сходства со старой диктатурой. Сейчас, когда исламисты проявляют свое сопротивление военному «перевороту», средний класс ощущает, что снова попал в ловушку того же давно беспокоящего Египет конфликта.

Бразилия


В Бразилии Рабочая партия стоит у власти уже 10 лет, и при президенте Дилма Руссефф партия соблюдает этатистский подход к развитию, который был основан еще ее предшественником – невзирая на то, что падение цен на сырьевые материалы сдерживает рост экономики страны, которая зависит от экспорта этого сырья.

Россия


Протесты, которые вспыхнули в России против Владимира Путина и его партии в 2011-2012 годах, были отчасти вызваны его бессилием диверсифицировать ориентированную на нефте- и газодобывающую экономику после 13-летнего пребывания у власти.

Турция, Южная Африка


В Турции главная проблема состоит в чрезмерной самоуверенности правящей партии, которая всем навязывает ту же модель, которая поспособствовала сильному росту в последнее десятилетие.

Забастовки шахтеров в Южной Африке, которые произошли впервые в 2010 году, остаются и дальше угрозой для двадцатилетнего правления Африканского национального конгресса.

Индия


Акции протеста против коррупции и неподобающего внимания правоохранительных органов к сообщениям об изнасиловании в Индии предоставили возможность выразить глубокую разочарованность девятилетним правлением коалиционной власти, в которой главенствует Индийский национальный конгресс.

Вчерашние герои


Это все протесты против «старых режимов», которые пропагандируют опасность чересчур долгого пребывания у власти. Ведь, часто происходит так, что даже успешные лидеры становятся слишком самоуверенными и самодовольными, теряя при этом способность довольно быстро проводить реформы, чтобы поддерживать равновесие роста в различных классах и регионах. В результате, многим людям надоедает старый режим, и они начинают враждебно относиться даже к таким гигантам послевоенного экономического развития, как Махатхир Мохамад в Малайзии или Сухарто в Индонезии. Как писал американский поэт, философ Ральф Уолдо Эмерсон, «каждый герой рано или поздно становится занудой».

До сих пор непонятно, почему сегодня так много старых режимов у власти, но последние десять лет были определяющими для развивающихся экономик, и быстрый рост был отмечен практически во всех развивающихся странах. Поэтому многим партиям по инерции посчастливилось остаться у власти. И сегодня, когда рост замедляется, люди теряют терпение к своим лидерам, которые не приспосабливаются к суровым условиям послекризисного мира.

Будущее протестов


Риск повторного воспламенения этих протестов частично зависит от того, имеют ли люди возможность поменять старые режимы. В истинных многопартийных демократиях, таких как Бразилия и Индия, ближайшие выборы предоставляют им такую возможность. Однако в таких странах, как

Южная Африка и Россия, где нет толковой альтернативы правящим режимам, значительно больше шансов повторения протестов.

Если акции протестов вспыхивают первым делом против старых режимов, то правильным будет и обратное умозаключение: новые режимы могут полагаться на снисходительное отношение к ним молодого среднего класса.

В Нигерии, Мексике, Филиппинах и даже в Пакистане относительно новые правящие верхи в полной мере используют свой политический капитал, проводя необходимые реформы. В этих странах у молодых, образованных и состоятельных людей нет причин, чтобы агитировать своих друзей в социальных сетях и выходить на улицы. Им достаточно наблюдений за политикой по телевизору.

Паламарчук Ирина


Поделитесь в соцсетях: