Практически сразу после аннексии Россией Крыма украинские средства массовой информации, ссылаясь на активистов крымскотатарского движения, начали рассказывать о том, что новые крымские власти хотят переподчинить себе Меджлис, поставив во главе его «своего» человека.

Рефат Чубаров, глава Меджлиса, отметил по этому поводу, что члены Меджлиса и делегаты курултая в Крыму «подвергаются различным формам давления, включая и прямой шантаж, с целью склонить их созвать заседание Меджлиса и принять решения, заранее подготовленные оккупантами, с целью смены руководства представительного органа крымских татар». Кроме того, на своей странице в соцсети Facebook глава представительского органа крымских татар написал: «Жесточайшая карательная политика, проводимая в отношении крымскотатарского народа с марта 2014 года, имеет своей конечной целью полное подавление воли и борьбы крымскотатарского народа за свои права на родной земле».

Ущемление прав крымскотатарского народа


Дабы подтвердить свои слова, Рефат Чубаров в качестве примера напомнил о похищениях и убийствах молодых крымских татар, а также о судебных преследованиях и арестах активистов. Подтверждают слова главы Меджлиса и запреты на проживание в Крыму лидеров крымских татар, и захват имущества Меджлиса и Фонда «Крым», и вооруженные погромы, обыски в мечетях, а также преследования верующих мусульман и участников так называемых «полян протеста».

Ситуация вокруг телеканала ATR


Кроме того, Рефат Чубаров акцентирует внимание на фактах давления на журналистов и угрозах закрытия независимого крымскотатарского телевизионного канала АТR.

Кстати, по поводу этого телеканала стоит отметить, что по состоянию на 28 мая нынешнего года Роскомнадзор признал, что крымскотатарскому телеканалу ATR отказали в регистрации. Максим Ксензов, заместитель главы Роскомнадзора, сообщил, что последний отказ в регистрации документов телеканала связан с письмом прокуратуры, которая якобы «сомневается в том, что учредители канала не являются гражданами других стран».

Ксензов также отмечает, что Роскомнадзор «готов консультировать телеканал по вопросу регистрации в установленном законом порядке на общих основаниях». Замглавы Роскомнадзора заявляет, что в Крыму зарегистрированы 28 средств массовой информации, которые в своей работе используют крымскотатарский язык.

Несколько раз медиа-холдинг ATR подавал документы в Роскомнадзор, однако их возвращали обратно по различным причинам. Напомним, что в ночь на 1 апреля нынешнего года телеканал ATR, а также детский крымскотатарский телеканал «Ляле» прекратили свое вещание. Кроме того, вещание прекратили также крымскотатарские радиостанции «Мейдан» и «Лидер».

Попытки «переформатирования» меджлиса


Рефат Чубаров напомнил и об аресте в конце января исполняющего обязанности главы Меджлиса Ахтема Чийгоза. Чубаров отметил, что после этого оккупанты приступили «к прямым действиям по разгрому Меджлиса крымскотатарского народа, деятельность которого даже в условиях бесправия и произвола, воцарившегося в Крыму, направлена на защиту прав и интересов крымскотатарского народа». Новая власть Крыма, как считает Чубаров, задалась целью переформатировать состав Меджлиса и сменить его руководство, исключив истинных авторитетов крымскотатарского народа. Чубаров заявил: «Оккупационные власти, осознавая особую роль и высокий авторитет избираемых самими крымскими татарами высших органов национального самоуправления коренного народа Крыма – курултая крымскотатарского народа и Меджлиса крымскотатарского народа – как в крымскотатарском сообществе и в Украине, так и на международной арене, ставят задачу «переформатирования» состава меджлиса и «смены» его руководства».

Глава Меджлиса добавляет: «Для реализации запланированной провокации оккупантами мобилизованы Ремзи Ильясов (ныне – “заместитель председателя “госсовета Крыма”), Заур Смирнов (ныне – “председатель государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым”) и Тейфук Гафаров (ныне – “заместитель симферопольского городского головы”), а также Руслан Бальбек – “заместитель главы Республики Крым”».

Также Чубаров напоминает, что Ильясов, Смирнов и Гафаров были ранее исключены из Меджлиса. В настоящее же время они, по мнению Рефата Чубарова, действуют в интересах оккупантов и шантажируют членов Меджлиса и делегатов курултая для созыва заседания и принятия выгодных России решений.

Мустафа Джемилев, народный депутат Украины, а также лидер крымскотатарского народа и экс-председатель Меджлиса, соглашается с Чубаровым, говоря о попытках оккупационных властей Крыма заменить главу Меджлиса: «Сейчас оккупационные власти работают с делегатами курултая с тем, чтобы они все-таки собрались на комитет и избрали какую-нибудь марионетку. На данный момент роль марионетки играет Ильясов. Но у них ничего не получается, они никогда не наберут людей, чтобы они пришли на курултай, да и вообще делегаты курултая считают, что проводить его на оккупированной территории нельзя. ...Обрабатывают каждого члена Меджлиса: кому угрожают, кому обещают какие-то привилегии, например, забирают какой-то мелкий бизнес и говорят, что вернут, если будет себя хорошо вести… Из 33-х человек троих им удалось привлечь на свою сторону, включая Р. Ильясова. Есть еще трое-четверо колеблющихся, они говорят, что все равно надо сотрудничать с властями, решать проблемы. Хотя в основе этого – страх, а не желание решать проблемы, потому что в режиме оккупации никакие проблемы решать невозможно».

Кроме того, Мустафа Джемилев подчеркивает, что «Чубаров – живой председатель Меджлиса, и он, находясь в Киеве, по скайпу довольно эффективно проводит заседания... В Крыму Рефата Чубарова представлял Ахтем Чийгоз, теперь его арестовали, и его обязанности исполняет Джелял Нариман».

Заир Смедляев, глава ЦИК курултая, тоже сообщал относительно того, что крымские власти не раз делали попытки «переформатировать» Меджлис, всеми способами стараясь собрать курултай, дабы провести «удобные» кадровые изменения.

Как отметил Смедляев, отдельные крымские татары хотят переформатировать Меджлис: отменить решение о выведении из его состава крымских чиновников: «вице-спикера» Ремзи Ильясова, «вице-мэра» Симферополя Тейфука Гафарова, а также главу «государственного комитета по делам межнациональных отношений и проблемам депортированных граждан» Заура Смирнова. Смедляев добавил: «…У них ничего этого не получается, и сейчас с помощью властей и спецслужб на несогласных членов Меджлиса и делегатов курултая оказывается давление, в т.ч. открываются уголовные дела, вызывают на допросы, приглашают на «беседы».

Член Меджлиса Ильми Умеров сообщал о том, что крымские власти пытаются оказывать давление на Меджлис, чтобы назначить исполняющим обязанности главы этого органа вице-спикера госсовета Крыма Ремзи Ильясова. Умеров отмечает, что в представительстве президента России состоялась встреча полномочного представителя Олега Белавенцева и Главы Крыма Сергея Аксенова с членами Меджлиса. Во время данной встречи со стороны властей поступали предложения восстановить на ближайшем заседании Меджлиса ранее исключенных из него крымских чиновников Ильясова, Гафарова и Смирнова.

Умеров на своей странице в Facebook пишет следующее: «На встрече присутствовали Р. Бальбек, Р. Ильясов, З. Смирнов, Э. Белялов. Может, еще кто-то присутствовал, я не знаю. Суть предложений заключалась в следующем: срочно ...собрать заседание Меджлиса, отменить решения о приостановлении членства в Меджлисе Ильясова, Смирнова и Гафарова, и (главное!) избрать (назначить) Р. Ильясова и.о. председателя Меджлиса крымскотатарского народа».

Нужно отметить, что Ильми Умеров считает такие предложения «верхом цинизма со стороны первых руководителей нынешней власти Крыма и их приспешников из числа крымских татар», и добавляет: «Лидеров не пускают в Крым, народ терроризируют арестами и обысками, запрещают привычные и важные для нас мероприятия, а теперь еще решили возглавить Меджлис».

Али Озенбаш, председатель Ревизионной комиссии VI курултая крымскотатарского народа, считает, что в условиях усиливающегося политического давления на крымских татар в Крыму органы национального самоуправления крымских татар вместе с меджлисом и курултаем должны официально объявить чрезвычайное положение. Озенбаш напоминает: «Еще 15 января 2015 года Ревизионная комиссия курултая сделала заявление, в котором указала на то, что некоторые члены меджлиса, в силу различных причин работающие в органах власти Крыма, в течение долгого времени не выполняют решений меджлиса и курултая, что противоречит интересам народа. Однако в текущих условиях возможности созвать курултай и провести ротацию членов меджлиса либо справедливые выборы нет».

Глава Ревизионной комиссии считает, что целесообразно объявить о введении чрезвычайного положения, временно сократить количество делегатов курултая, в срочном порядке определить форму, позволяющую сократить фактически недействующих членов меджлиса и избрать новых, временно предоставить меджлису право вносить изменения в документы, которые регламентируют деятельность курултая крымскотатарского народа.

Сам же вице-спикер госсовета Крыма Р. Ильясов по поводу своего избрания на пост главы меджлиса отмечал следующее: «Это не исключено. Вообще любой член меджлиса может стать его председателем. Но это решает курултай». Также Ильясов сделал акцент на том, что он по-прежнему остается членом меджлиса, и решение о приостановлении его членства в организации от 23 августа прошлого года не соответствует уставным документам курултая и меджлиса: «Это решение объясняется тенденциозным отношением к отдельным членам меджлиса, вымученными попытками выдавить людей, которые кому-то по каким-то причинам не нравятся. Никаких других причин нет. Я остаюсь членом меджлиса и не собираюсь уходить. Это решает только курултай, больше никто».

Встреча с крымским муфтием


Масс-медиа сообщали о том, что Ильясов и зампредседателя Совета министров Крыма Бальбек провели встречу с муфтием Крыма Эмирали Аблаевым, а также членами президиума меджлиса. Согласно данным провластного сайта «Крыминформ», участники данной встречи обсудили «общие вопросы взаимодействия меджлиса с органами власти, а также нынешний уровень участия меджлиса в жизни крымских татар, который был признан далеко не удовлетворительным». Во время встречи Ильясов отмечал следующее: «Я предлагаю забыть все личные обиды и начать плодотворно работать на благо нашего народа. У нас накопилось друг к другу много вопросов, и самая большая проблема в том, что мы перестали их обсуждать из-за внутренних, зачастую личных противоречий». Ильясов подчеркивает, что меджлис был и остается представительным органом крымскотатарского народа, его решения влияют на мировосприятие крымских татар.

Эмирали Аблаев такое мнение поддержал и призвал участников встречи к согласию во благо процветания. Аблаев подчеркнул, что духовное и национальное единение крымских татар должно возобладать над личными амбициями, а интересы народа на своей родине – превалировать над интересами отдельных лиц.

Комментируя итоги этой встречи, Ильясов оценил ее так: «Мы сошлись во мнении о том, что главные усилия следует направить на решение проблем народа... Десять членов меджлиса договорились совместно работать над решением проблем крымских татар и предложили остальным членам меджлиса, отбросив личные амбиции, участвовать в судьбе собственного народа».

Члены меджлиса, присутствовавшие на встрече, согласились с предложением зампредседателя меджлиса Айдера Аджимамбетова провести заседание меджлиса и рассмотреть сложившуюся ситуацию, назначив дату проведения курултая.

Позиция «конкурентов» меджлиса


Если говорить о так называемых «конкурентах» Меджлиса среди крымскотатарского движения, то, к примеру, зампредседателя Общественного совета крымскотатарского народа Энвер Кантемир Умеров уверен, что события последнего времени говорят о том, что крымские власти возвращают в политическое поле Республики Крым меджлис, который является «скрытым проектом» экс-главы меджлиса, «русофоба» Мустафы Джемилева.

Кантемир Умеров отмечает: «16–19 февраля 2015 г. состоялись знаковые встречи крымского руководства с членами меджлиса. Смысловым лейтмотивом этих встреч фактически стал посыл власти на возвращение меджлиса в политическое поле Крыма и предложение ему продолжить вершить судьбу крымскотатарского народа. Ну что же, руководителей Республики можно поздравить. Скрытый проект Мустафы по реанимации меджлиса – как обязательного «спарринг-партнера» крымской власти – перешел из фазы подготовки в решающую фазу практической реализации».

Кроме того, крымский политик, помимо прочего, добавил: «Сначала трехмесячное «заигрывание» с меджлисом и его «лидерами» на всех уровнях; заманчивые предложения власти и принципиальный отказ от сотрудничества, - как демонстрация волевых качеств «лидеров». Затем показной раскол в рядах «народных защитников» и вхождение некоторых из них во власть с благородной целью служения народу. А на самом деле – медленное, но верное сохранение и аккуратная расстановка своих кадров на нужных второстепенных постах, позволяющее де-факто осуществить свое присутствие и влияние в среднем звене крымского истеблишмента. И вот все бы хорошо, но длительные усилия по созданию собственного карманного общественно-политического движения под воодушевляющим названием «Крым», которое заменит всенародную поддержку, не увенчалось успехом. Народ отстраняется от чужеродного для себя. А объявленный главой Республики новый национальный лидер не воспринимается в обществе, причем ни в своем национальном, ни в общекрымском масштабе».

Васви Абдураимов, руководитель партии «Милли Фирка», в свою очередь, уверен, что «шумные кампании», происходящие в последнее время в Крыму, имеют цель прикрытия фактов бездеятельности республиканской власти. Как отмечает Абдураимов, все последние месяцы крымские власти топтались на месте, не решая накопившихся проблем. Политик отмечает: «…Ожиданий было много. Гарантировали в течение года решить все проблемы, связанные с переходным периодом и реальной интеграцией Крыма в Российскую Федерацию. Увы, я считаю, что крымские власти с этой задачей абсолютно не справились. А чтобы как-то оправдать свое неумение решать общегосударственные задачи, идет спекуляция на проблемах межнационального характера, в том числе демонстрируется якобы активное противодействие интеграционным процессам со стороны умирающей, уже фактически не существующей структуры «курултай-меджлис».

Мнения экспертов и политологов


В принципе, подобные мнения по поводу «умирающего» меджлиса – довольно-таки преувеличенные. Вместе с тем, ряд экспертов отмечают, что современный меджлис постепенно теряет свое влияние на крымских татар.

Например, Дмитрий Омельчук, крымский политолог, доцент Симферопольского государственного университета отмечает: «…Меджлис сегодня уже не тот, который был 10-15 лет назад, он не представляет всех крымских татар. Думаю, этот фактор не будет серьезно дестабилизировать обстановку. Какой-то элемент может быть, но то, что меджлис возглавит здесь какое-то сопротивление, - уверен, такого не произойдет».

Вместе с тем, Раис Сулейманов, эксперт Российского института стратегических исследований (Казань), считает, что сейчас в Крыму можно наблюдать процесс выталкивания Меджлиса с политического поля. В данном процессе заинтересованы и российские власти, и некоторые крымскотатарские организации.

Кроме того, эксперт подчеркивает, что «несмотря на то, что руководство Меджлиса находится в Украине и является «невъездным», его значительное влияние до сегодняшнего дня сохранялось на полуострове. Поэтому российские власти решили пойти по пути создания других крымскотатарских организаций. Еще в «украинский» период существовали оппозиционные меджлису организации, как, например, национальная партия «Милли Фирка», которая была одной из немногих крымскотатарских организаций, сразу поддержавших вхождение Крыма в состав России. Но российские власти решили пойти по пути инициирования создания новых структур, которые взялись бы за выдавливание Меджлиса. И вот мы видим, что создано «Къырым бирлиги» (Крымское единство)».

Стоит отметить: общая ситуация складывается таким образом, что, невзирая на расхождения в оценках по поводу влиятельности Меджлиса крымскотатарского народа на политической арене Крыма, новая власть полуострова не оставляет попыток взять представительский орган крымских татар под свой контроль путем проведения перевыборов руководства Меджлиса.

Анна Воронцова


Поделитесь в соцсетях: