Законом Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», принятым Верховной Радой 14 октября 2014 г., предусматривается создание соответствующего органа – Национального антикоррупционного бюро. На него возлагается функция противодействия уголовным коррупционным правонарушениям, которые совершены высшими должностными лицами, уполномоченными выполнять функции государства или местного самоуправления, и представляющие угрозу национальной безопасности Украины.

Похожие структуры успешно функционируют в США, Польше, Израиле, Франции, Сингапуре, Индии. Стоит отметить, что Антикоррупционное бюро будет отличаться от уже существующих силовых структур – МВД, СБУ и прокуратуры – прежде всего тем, что здесь будут расследовать коррупционные преступления, совершенные исключительно представителями высших эшелонов власти. Кроме того, среди полномочий нового органа – поиск и возвращение украденных активов (в т.ч. и из-за рубежа).

Президент Украины Петр Порошенко акцентирует внимание на том, что необходимость создания Антикоррупционного бюро вызвана низким коэффициентом полезного действия структур, до сих пор занимавшихся борьбой с коррупцией. Порошенко также отметил, что самое худшее – это поражение коррупцией самих этих структур.

Конкурсная комиссия


Вот уже довольно продолжительный период времени внимание СМИ и общественности привлекает процесс избрания на должность директора Антикоррупционного бюро. Это вполне закономерно. Так, Юрий Бутусов, член конкурсной комиссии Национального антикоррупционного бюро, отмечает, что у директора Антикоррупционного бюро будет больше полномочий, нежели у главы ФБР. Бутусов прокомментировал: «У директора ФБР не так много полномочий, сколько предусмотрено у главы Национального антикоррупционного бюро Украины. Например, там есть нормы – обыск без санкции суда: можно прийти к любому чиновнику, провести у него обыск дома, полную выемку документации, и не нужно предъявлять суду, как это было ранее, основания, почему это нужно, что обеспечивает 100%-ную утечку информации. Можно найти доказательство и постфактум оформить, почему ты туда зашел. Это другой уровень оперативной работы».

Еще 12 января 2015 г. на сайте Президента Украины было размещено объявление о проведении конкурса на должность директора Национального антикоррупционного бюро Украины. Потенциальные участники конкурса имели в запасе 30 дней для подачи соответствующего пакета документов.

В состав конкурсной комиссии по избранию директора Антикоррупционного бюро вошли девять человек, которые пропорционально (по три человека) были избраны и делегированы от Президента Украины, Кабмина и Верховной Рады: Рифат Чубаров, Евгений Захаров, Ярослав Грицак, Иосиф Зисельс, Александра Яновская, Юрий Бутусов, Евгений Нищук, Виктор Мусияка и Джованни Кеслер.

Основными требованиями к кандидатам являются: стаж не менее 10 лет работы юристом, пятилетний опыт на руководящей должности и подача декларации о доходах. К участию в конкурсе не допускаются ранее судимые, а также те кандидаты, которые в течение последних двух лет были членами политических партий.

В данном ракурсе необходимо отметить, что достаточно острую дискуссию вызвало положение о том, что директором Антикоррупционного бюро может стать только гражданин Украины.

Но, в конечном итоге, комиссия по избранию главы Антикоррупционного бюро разрешила участвовать в конкурсе на должность главы Национального антикоррупционного бюро иностранцам. Но все же несколько членов комиссии (Д. Кеслер и В. Мусияка) посчитали разрешение иностранцам участвовать в конкурсе незаконным, убеждая коллег, что, согласно принятому Закону, участвовать в конкурсе могут только граждане Украины. Остальные же члены конкурсной комиссии убеждали, что претендовать на эту должность могут и иностранцы, просто на время назначения они должны получить гражданство Украины.

Окончательный вариант предложенного комиссией объявления о начале конкурса на избрание председателя Антикоррупционного бюро прозвучал следующим образом: «...согласно ст. 6 Закона Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», директором НАБУ может быть лицо, которое имеет гражданство Украины. Иностранцы и лица без гражданства, которые подали документы для участия в конкурсе, должны получить гражданство Украины до окончания срока подачи документов на конкурс».

Кандидаты на должность главы Антикоррупционного бюро


Изначально в СМИ сообщалось о том, что основным претендентом на должность главы Национального антикоррупционного бюро Украины был экс-федеральный прокурор и помощник прокурора США Богдан Витвицкий. Но несколько членов конкурсной комиссии подтвердили информацию о том, что Администрация Президента прекратила с Витвицким переговоры. Тогда представитель АП рассказывал о том, что формальным основанием стал возраст американца (ему больше 65-ти лет, что противоречит закону о Бюро). Однако не исключен был и такой вариант: Витвицкий сам отказался от дальнейших переговоров, не получив гарантий независимости.

Еще один иностранец, генеральный директор Европейского управления по борьбе с мошенничеством Джованни Кеслер, еще в конце 2014 г. отказался от предложения возглавить Антикоррупционное бюро, и стал членом конкурсной комиссии.

Следующим потенциальным кандидатом на должность председателя Антикоррупционного бюро был экс-президент Грузии Михаил Саакашвили. Он подходил по ряду параметров: он юрист, имеет опыт руководителя, в Украине против него возбужденных уголовных дел нет. Но были и определенные нюансы: Михаил Саакашвили остался лидером грузинской партии «Единое национальное движение», что противоречит украинскому законодательству. Напомним также, что Саакашвили в конечном итоге не значился в списках кандидатов на должность главы Антикоррупционного бюро.

Средства массовой информации сообщали также о подписании коллективного договора претендентов на должность главы Национального антикоррупционного бюро активистами структур Евромайдана.

Как считает глава Антикоррупционного комитета Евромайдана Алексей Исаев, среди первых шагов директора Антикоррупционного бюро должно быть инициирование проверок правоохранительных органов, прежде всего, Генпрокуратуры и МВД. В то же время он должен отчитываться о своей деятельности перед общественностью каждые три месяца.

Читайте также: Пакет антикоррупционных законов: что они предусматривают и смогут ли реально работать?

«Относительно первых шагов на посту, то надо идти в Генпрокуратуру и требовать объяснения, почему до сих пор нет результата по делам, касающимся коррупции. Также надо идти и в МВД. То есть первоочередный диалог должен быть с правоохранительными органами. Надо провести их аудит. Относительно сроков, то юридический аудит, я думаю, может занять не более двух месяцев, а экономический аудит, который обязательно нужно провести в Минздраве, Укрзализныце, НАК «Нафтогаз Украины» – займет до трех месяцев», - сказал Исаев.

А Виталий Куприй, народный депутат от фракции «Блок Петра Порошенко», заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, очень обеспокоен тем, что ряд решений, инициированных членами конкурсной комиссии по избранию главы Антикоррупционного бюро, противоречат действующему законодательству.

Куприй отметил следующее: «Я очень уважаю членов конкурсной комиссии и следил раньше за их деятельностью в правовой сфере, но меня беспокоит их своеобразная «импровизация», когда они выходят за пределы действующего законодательства. Возможно, с лучшими намерениями, но тем не менее. Я прочитал, что директора Антикоррупционного бюро планируется избирать сроком на пять лет, хотя в законодательстве четко предусмотрен срок семь лет», - отметил нардеп. Кроме того, Куприй считает, что решение о назначении директора-иностранца – больше политическое, нежели законное.

Вместе с тем депутат надеется, что украинская власть не будет в авральном режиме подстраивать под себя антикоррупционное законодательство, депутаты будут действовать взвешенно и не станут просто «давить на кнопки», а народных избранников, в свою очередь, не будут «ломать через колено» для того, чтобы были принять нужные решения.

«Пробелы» в законе


Стоит отметить, что вопросы, которые ощутимо «тормозят» проведение конкурса, в основном касаются того, что парламент до сих пор рассматривает инициативы относительно внесения изменений в действующее законодательство, регламентирующее работу Бюро. В Верховную Раду внесены четыре альтернативных законопроекта, два из которых абсолютно противоположные друг другу относительно вопросов независимости Антикоррупционного бюро, а также относительно тех, против кого Бюро может вести следствие.

В связи с этим спикер парламента Владимир Гройсман давал народным депутатам поручение доработать законопроект относительно Антикоррупционного бюро: «Я даю поручение, чтобы с участием общественности, широкого круга экспертов, народных депутатов завершить наработки закона о Антикоррупционном бюро».

Стоит отметить, что на «пробелы» в законе о Национальном антикоррупционном бюро Украины указал Кабмину и Международный валютный фонд. Так, например, глава представительства МВФ в Украине Жером Ваше заявил, что Международный валютный фонд предоставил Украине свои предложения к закону о Национальном антикоррупционном бюро, которые направлены на его усиление.

«Мы выступали за создание Антикоррупционного бюро. Мы считаем, что оно должно иметь значительные полномочия и быть независимым. Оно должно быть подотчетным», - заявил Ж. Ваше и добавил, что изменения, внесенные в законопроект в последний момент, значительно ослабили Бюро.

Также Ваше добавил: «Есть возможности для улучшения этого Закона. Мы обратили внимание правительства на те проблемные места, которые могли бы быть улучшены. Во-первых, важно, чтобы бюро было предметом тщательного внешнего контроля. Во-вторых, бюро должно иметь прямой доступ к любой информации, которая нужна ему для проведения расследования. В получении этой информации оно должно быть независимым от других органов и судебных решений. В-третьих, должна быть проведена проверка предыдущей деятельности лиц, претендующих на работу в бюро. В-четвертых, члены и работники бюро должны обнародовать свои доходы. В-пятых, чиновники должны публично обнародовать все подарки».

Мнения и замечания украинских экспертов


Украинские эксперты тоже имеют ряд замечаний относительно процесса создания Антикоррупционного бюро. Так, к примеру, отмечается, что независимость директора бюро остается неопределенной, т.к. уволить главу Бюро можно будет, если за это решение проголосует простое депутатское большинство (226 голосов). Получается, что депутаты от большинства будут иметь сильный рычаг воздействия на председателя Антикоррупционного бюро, что теоретически может уберечь их от уголовного преследования.

На счет этого председатель правления общественной организации «Центр противодействия коррупции» Виталий Шабунин отметил, что сейчас, собрав всего лишь полторы сотни голосов, народные избранники могут поднять вопрос о снятии с должности председателя Бюро. Получается, что тот факт, что директора Антикоррупционного бюро можно отправить в отставку решением Верховной Рады, означает его зависимость от политических сил.

Также Шабунин отметил, что Национальное антикоррупционное бюро, хоть и находится сейчас на этапе формирования, но вокруг него уже началась ожесточенная борьба. Так, Администрация Президента лоббирует сохранение подачи на рассмотрение президента несколько кандидатур на пост главы Бюро. Но ведь это абсурд: для чего тогда создается комиссия, которая рассматривает кандидатов, если окончательное решение все равно останется за Президентом? Получается, что он сразу получит возможность влиять на Антикоррупционное бюро.

А ведь данный орган должен быть полностью независим и от президента, и от парламента, и от правительства. В противном случае он превратится в карательный инструмент, с помощью которого глава государства и иные группы влияния будут «расправляться» с политическими конкурентами и конкурентами в сфере бизнеса. Шабунина радует, что западные партнеры Украины тоже это понимают и прямо говорят Петру Порошенко, что Национальное антикоррупционное бюро не должно от него зависеть: «Даже средний политически независимый директор бюро, даже с неидеальным законом сможет сделать больше, чем очень хороший руководитель, подотчетный президенту, премьеру или парламенту».

Существуют и иные «препоны», которые уже сегодня тормозят будущую работу Бюро. Общественный активист отмечает, что имеется в виду ряд законопроектов, зарегистрированных в Верховной Раде, на основании которых правила игры могут существенно измениться, особенно учитывая полярные взгляды законодателей.

Так, к примеру, это касается возможности правоохранителей, которые уже боролись с коррупцией, попробовать свои силы в бюро. «Наибольшая угроза Антикоррупционного бюро – это то, что новая организация будет наполнена старыми людьми. Если это будет так, то мы будем первыми оппонентами этого органа. Мы, которые боролись за его создание», - отмечает Шабунин.

Глава Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник считает: «…Прозрачность процесса выбора главы Антикоррупционного бюро Украины неудовлетворительная. Прежде всего, мне не нравится вмешательство многих заинтересованных сторон, в том числе и президентской вертикали. Трудно оценить положительно и сам состав комиссии. Если мы строим совершенно новый орган для новых целей, для разрушения старой системы, то народные депутаты и журналисты не должны входить в комиссию». Эксперт отмечает, что присутствие таких лиц нежелательно, т.к. некоторые из них имеют «не совсем чистую кредитную историю».

Также Бортник отмечает, что «к сожалению, уже сейчас видно, что вокруг Бюро разворачивается серьезная подковерная борьба между представителями президента, правительства и парламента за возможность влияния на этот орган. Уже возник вопрос с бюджетным финансированием, ведь его не предусмотрели в бюджете на 2015 год».

Помимо этого, эксперт выразил недовольство тем, что процесс создания Антикоррупционного бюро затягивается: «Раньше мая мы вряд ли увидим какую-либо его деятельность, а результаты работы будут еще позже. Естественно, это не устраивает ни общественность, ни самих украинцев. У нас нет столько времени на такие реформы».

Ряд экспертов сомневается в эффективности нового антикоррупционного ведомства вообще. Так, политолог Алексей Якубин считает: «Чтобы победить коррупцию, необходимо соблюдать уже существующие законы, а не штамповать новые и создавать новые ведомства. В Украине было немало хороших законов, при соблюдении которых можно было бы искоренить коррупцию. Наблюдая за процессом создания антикоррупционного ведомства, складывается впечатление, что этот орган станет инструментом политической расправы».

Согласно подсчетам экспертов, глава Антикоррупционного бюро сможет занять свою должность за несколько месяцев, но еще некоторое время уйдет на создание самой организации, а также поиск сотрудников.

Как считает Виталий Шабунин, Антикоррупционное бюро сможет заняться расследованиями ближе к осени, - тогда дела смогут попасть в суд зимой. «И это надо четко понимать. Не должно быть сверхожиданий от Бюро, что в этом году все сядут. Это серьезная организация, работу которой надо запустить», - подчеркивает эксперт.

Кроме того, одним из вызовов нового антикоррупционного органа является завоевание доверия населения к его деятельности. В связи с этим глава государства отметил, что в Украине уже существовали органы, уполномоченные бороться с коррупцией, однако их работа была неэффективной. Хуже всего то, что они и сами повреждены коррупцией. Ключевая позиция – народ этим структурам не очень доверяет, а без доверия народа никаких успехов в борьбе с коррупцией получить невозможно.

Президент Украины также отмечает следующее: «Знаю, что появление новых структур некоторые воспринимают очень скептически. Но мы должны всем донести, что Национальное антикоррупционное бюро – это качественно новый орган и работать также будет по-новому: эффективно, прозрачно и так, чтобы обеспечить выполнение поставленных перед ним задач. Для того, чтобы мы, как власть, имели безоговорочное право бороться с так называемой бытовой коррупцией, мы должны предъявить обществу результаты борьбы с коррупцией среди высшего чиновничества. От такой борьбы должен быть реальный экономический эффект, который позволит поднять зарплату врачу и учителю, лишить их критической зависимости от благодарностей пациентов или родителей».

Еще одна проблема, которая может возникнуть перед новосозданным антикоррупционным органом – возможность работать самостоятельно при расследовании деятельности высших должностных лиц.

На этой проблеме акцентируют внимание в Совете Европы. В СЕ подчеркнули важность координации деятельности Бюро и уже существующих правоохранительных органов с подобными полномочиями, которые привлечены к борьбе с коррупцией в Украине.

Спикер Совета Европы также обратила внимание на «традицию иммунитета для определенных высокопоставленных лиц в Украине, которая ограничивает возможности для сбора доказательств, расследования и уголовного преследования таких должностных лиц».

В СЕ отмечают: опыт других стран показывает, что расследования против чиновников часто становятся очень политизированными, а поэтому принципиально важным является независимость органа.

Все же стоит отметить, что Национальное антикоррупционное бюро Украины является крупнейшим антикоррупционным проектом нашего государства. Нужно учитывать, что именно он будет влиять на другие реформы.

Читайте также: Первоочередной задачей Национального антикоррупционного бюро будет возврат средств, украденных режимом Януковича

Если механизм расследования дел и привлечения высших должностных лиц к уголовной ответственности будет налажен правильным образом, это создаст необходимую дисциплину у чиновников среднего и низшего звена, а также поможет реально преодолеть коррупцию в стране.

Виталий Бродченко


Поделитесь в соцсетях: