В пакет антикоррупционных законов вошли: президентский закон о создании Национального антикоррупционного бюро (№ 5085), а также 4 правительственных – о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансового распространения оружия массового уничтожения (№ 5067), об основах государственной антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционная стратегия) на 2014-2017 г.г. (№ 4284а), о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей (№ 5114), а также о предотвращении коррупции (№ 5113).
Примечателен тот факт, что президент Украины Петр Порошенко официального обнародования данного закона дожидаться не стал, сразу же подписав Указ о создании Национального совета по вопросам антикоррупционной политики.
Кроме того, парламентарии приняли еще один, не менее важный, законопроект, касающийся внесения изменений в законодательные акты Украины относительно конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей. По сути, данный документ дает возможность сделать доступной информацию о том, кто же реальные владельцы украинских предприятий и бизнесов.
Поддержали народные депутаты и законопроект о предотвращении коррупции. Помимо всего прочего, этот проект закона предполагает создание единой электронной системы деклараций всех государственных служащих Украины, а также регулирует вопросы антикоррупционных ограничений при получении подарков, использовании служебного положения, совместительства, совместной работы близких лиц, вопросы прекращения деятельности в органах госвласти и другое. Предусматриваются этим законопроектом и специальные антикоррупционные инструменты, такие как Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения, антикоррупционная экспертиза, специальная антикоррупционная проверка, защита лиц, уведомляющих о фактах коррупции при незаконном увольнении, переводе, изменениях существенных условий трудового договора и т.п.
Чуть ранее Верховная Рада Украины приняла важный законопроект «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины относительно неотвратимости наказания за отдельные преступления против основ национальной безопасности, общественной безопасности и коррупционные преступления». Данный закон даст возможность нашему государству вернуть в свою казну миллиарды украденных и вывезенных за рубеж средств свергнутой власти, а также окончить уголовные дела против Януковича, Арбузова и членов так называемой «семьи». По этим уголовным делам в настоящее время арестованы активы на десятки миллиардов гривен, но из-за юридических проволочек никак не могут быть возвращенными в украинский госбюджет.
Национальное антикоррупционное бюро Украины
Казалось бы, приняты очень важные, перспективные и просто жизненно необходимые сейчас законы. Однако не все так радужно, как кажется. Реальность, как всегда, сильно отличается от замыслов. Давайте рассмотрим, в чем именно это заключается.
Принятый 14 октября нынешнего года Закон об Антикоррупционном бюро стал, пожалуй, самым принципиальным среди прочих законов. Вокруг этого закона парламентарии вели очень долгие и жесткие дебаты. Окончательным содержанием данного закона крайне недовольны общественные активисты и эксперты.
Так, по словам Виктора Чумака, главы парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, во время подготовки ко второму чтению проекта закона о Национальном антикоррупционном бюро, были рассмотрены 176 поправок, из которых было учтено 52. Как отметил Чумак, эти поправки были внесены в ночь на 14 октября, во время проведения заседания комитета. Из-за того, что поправки эти крайне неоднозначны, эксперты и общественность заявляют о том, что народные депутаты вместо того, чтобы создать действительно мощное и независимое Антикоррупционное бюро, создали лишь малоэффективный орган-инвалид.
Например, поправка народного депутата Сергея Власенко привела к появлению больших трудностей в оперативности функционирования Антикоррупционного бюро, поскольку разрешение на проведение выемки документов и иных процессуальных действий Бюро отныне сможет получить исключительно на основании решения суда. И это при том, что предыдущая версия закона предусматривала выполнение всех этих процессуальных действий всего лишь на основании письменного требования директора Антикоррупционного бюро либо заместителя директора, по согласованию с прокурором.
Также закон предусматривает прохождение работниками Антикоррупционного бюро проверки в соответствии с законом о люстрации (об очищении власти). Норма закона, касающаяся обязательной проверки работников Бюро на детекторе лжи, в окончательной редакции была вычеркнута (автором этой поправки стал нардеп Ростислав Павленко). Такое действие носит скорее негативный характер, поскольку это послабление не соответствует существующим в обществе завышенных ожиданий касательно «кристальной» чистоты рядов работников Антикоррупционного бюро.
Предельная численность Антикоррупционного бюро достигает семисот человек, в т.ч. не более двухсот человек руководящего состава. Юрисдикция Бюро распространяется на всю территорию Украины, функционируя через центральный аппарат, а также территориальные представительства.
Предусмотрена Законом и довольно сложная процедура кандидатов. Так, специальная конкурсная комиссия, включающая в себя трех представителей от президента Украины, трех – от Верховной Рады и трех – от Кабинета Министров. Эта комиссия определяет трех кандидатов на пост директора Антикоррупционного бюро. Президент выбирает из этих кандидатов одного, подавая окончательную кандидатуру на рассмотрение парламента, которая затем дает согласие президенту на назначение директора.
Процедура назначения и увольнения директора Антикоррупционного бюро, работники и их заработная плата
Директором Антикоррупционного бюро может стать гражданин Украины, имеющий высшее образование, стаж работы по специальности не менее 10-ти лет, а также опыт работы на руководящих должностях не менее 5-ти лет. Отдельная норма Закона говорит о том, что директором бюро не может быть человек, не прошедший люстрацию, а также человек, входивший в состав руководящих органов политической партии или находившийся в трудовых или иных отношениях с политической партией на протяжении двух лет до подачи заявления на участие в конкурсе.
Директор Антикоррупционного бюро назначается на должность сроком на 7 лет, при этом один и тот же человек занимать данную должность два срока подряд не имеет права. Президент Украины освобождает директора Бюро при наличии таких оснований:
- по собственному желанию;
- по состоянию здоровья;
- при достижении 65-летнего возраста;
- в случае решения суда о его недееспособности или обвинительного приговора суда;
- в случае потери гражданства Украины.
Кроме того, директор теряет должность, если ему выразило недоверие большинство депутатов в Верховной Раде (это 226 голосов), и для поднятия этого вопроса достаточно всего лишь собрать не меньше 150-ти подписей народных депутатов. Стоит отметить, что эта поправка, внесенная нардепом Сергеем Пашинским, приведет к политической зависимости Национального антикоррупционного бюро от Верховной Рады, ее большинства или же от политической силы, имеющей политический вес в конкретный промежуток времени.
Теперь о заработной плате. До того, как в закон были внесены поправки, оклад следователя Национального антикоррупционного бюро составлял порядка 18 тысяч гривен в месяц, а директора бюро – 50 минимальных заработных плат (это примерно 60 тысяч гривен в месяц). Однако в окончательной редакции закона, включающей поправки народных депутатов Сергея Пашинского и Ростислава Павленко, тарифная сетка заработной платы работников Антикоррупционного бюро была исключена. Это значит, что зарплаты работников будут, скорее всего, не очень высокими, что сразу же лишит мотивации действительно профессиональных людей искать работу в Национальном антикоррупционном бюро.
Стоит отметить, что все поправки, которые практически полностью свели к нулю независимость Антикоррупционного бюро, были внесены двумя нардепами: Ростиславом Павленко (баллотировался от «Блока Петра Порошенко») и Сергеем Пашинским (баллотировался от «Народного фронта» Яценюка). Именно их поправки устранили невозможность трудоустройства лиц, которые в течение последних пяти лет находились на службе в специализированных правоохранительных органах. Т.е. новому органу будет очень и очень тяжело набрать в свою команду действительно новых людей, которые не поддерживают прежнюю коррупционную систему.
Больше всего жесткой критике подверглись депутатские поправки, нивелировавшие политическую независимость Антикоррупционного бюро. Кроме того, как уже было сказано выше, эксперты отрицательно относятся к поправкам по поводу заработной платы работников бюро, а также простоты процедуры увольнения директора бюро.
Чего ждать в дальнейшем?
Принятие антикоррупционного пакета законов – это необходимое условие для того, чтобы Украина и дальше получала денежные транши от Международного валютного фонда, Евросоюза и Международного банка реконструкции и развития.
Новый состав Верховной Рады Украины должен будет не позднее декабря нынешнего года проголосовать за госбюджет-2015, в т.ч. предусмотрев в нем денежные средства на создание Национального антикоррупционного бюро и разворачивание соответствующей антикоррупционной структуры.
Однако самый важный вопрос – это, конечно же, голосование за возвращение Национальному антикоррупционному бюро хотя бы некоторых атрибутов независимости.
Будут ли антикоррупционные законы реально работать? Мнения людей, принимавших непосредственное участие в работе над законами
По мнению Виктора Чумака, народного депутата от фракции «УДАР», любой закон – это политический консенсус. Есть консенсус со всеми ветвями власти относительно контроля деятельности бюро, и нельзя оставлять его полностью бесконтрольным. Был найден разумный компромисс: конкурсная комиссия. Касательно зарплат Чумак считает, что высокие заработные платы были одной из гарантий независимости деятельности бюро, однако было и иное мнение: высокие зарплаты будут раздражать все украинское население, потому зарплаты работников Антикоррупционного бюро будут назначаться на общих основаниях. Однако эти зарплаты все равно должны быть довольно высокими.
Исполнительный директор «Transparency International Украина» Алексей Хмара уверен, что сами по себе принятые законы ничего не изменят, однако и без их существования сделать что-либо очень трудно. Эти правила не будут работать сами по себе. Но антикоррупционные законы создадут процедуры, по которым такие проблемы можно будет решать. Единственная проблема – то, что в ночь перед голосованием нардепами было внесено огромное количество правок, ведь не факт, что все эти правки пойдут на пользу. Однако антикоррупционные законы должны работать, т.к. существует три силы, внимательно за этим следящие: украинские граждане, международные партнеры Украины, а также общественные активисты и эксперты.
Народный депутат Сергей Пашинский считает, что дабы можно было сделать какие-то выводы, нужно сравнить оба текста законопроекта об Антикоррупционном бюро. Первый вариант не предусматривал независимости бюро, т.к. процедура назначения и увольнения полностью зависела лишь от президента. Кроме того, в первом варианте закона бюро было, по сути, филиалом Генпрокуратуры, а на сегодняшний день бюро – абсолютно независимый орган, который может работать четко. Касательно полиграфа, то данная норма была ликвидирована по таким причинам: это жесткое требование Венецианской комиссии, и, кроме того, ни в законодательстве Украины, ни на техническом уровне у нас нет понятия, что же такое полиграф, т.е., по сути, это «фейковая» норма, чтобы красиво звучало. Никакой возможности для реализации полиграфа на практике у нас нет.
Народный депутат от «УДАРа» Владимир Куренной считает, что принятие пакета антикоррупционных законов даст определенный инструмент в борьбе с коррупцией, однако не решит принципиального вопроса относительно сокращения сферы влияния коррупционных действий. Никакими репрессиями невозможно решить проблему коррупции в стране, где перераспределение более 70% ВВП происходит через госбюджет, а государство присвоило много функций, которые госаппарату и чиновникам вообще несвойственны.
Напомним, что 23 октября президент Украины Петр Порошенко подписал законы «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», «О предотвращении коррупции», «Об основах антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционная стратегия) на 2014-2017 г.г.», а также «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно определения конечных выгодополучателей юридических лиц и публичных деятелей». А будут ли все эти законы реально работать, покажет время.
Анна Воронцова
Поделитесь в соцсетях: