Мировые медиа следят за развитием событий в Восточной Европе и за тем, как Россия пытается затянуть своих соседей в Таможенный союз. Вот, что они об этом пишут.

Отношения России с ее соседями ухудшаются


Британская The Financial Times считает, что отношения между Кремлем и его ближайшими соседями сейчас на редкость прохладные. Издание рассказывает, что в последнее время Россия инициировала политически окрашенные торговые конфликты с Украиной, Беларусью и Молдовой, наказывая их за то, что они укрепляют связи с другими партнерами.

Это напряжение свидетельствует о новом этапе борьбы между Востоком и Западом за влияние на территории, которую президент России считает своим двором. ЕС, посредством своей программы «Восточное партнерство», предлагает политические и торговые соглашения странам бывшего СССР. В то же время Москва пытается затянуть их в Таможенный союз, который она создала с Казахстаном и Беларусью, и который она собирается трансформировать в «Евразийский Союз» по образцу ЕС.

Поскольку несколько стран планируют подписать или парафировать Соглашения с ЕС на ноябрьском саммите в Вильнюсе, Кремль пытается убедить их этого не делать. «Для обеих сторон крупнейшим призом является Украина», – отмечает издание. В прошлом месяце Россия временно усилила таможенный контроль для украинского экспорта, вызвав задержки на границе, которые обернулись миллионными убытками. Далее она прохладно предупредила, что эти меры будут иметь постоянный характер, если Украина создаст зону свободной торговли с ЕС, чтобы предотвратить реэкспорт европейских товаров из Украины в Россию.

Похожие торговые споры начинаются и с Молдовой. С Белоруссией ситуация иная: «она согрешила, похоже, тем, что выманивает финансовую помощь у Китая, а ее президент Александр Лукашенко, годами не демонстрирует Путину того уважения, которое принадлежит ему от человека, которого он считает своим вассалом».

Эскалация конфликтов, в том числе и с Беларусью, акцентируется на внимании, которое Путин уделяет реинтеграции бывших советских республик. Формирование Евразийского Союза является приоритетом его внешней политики. В то же время эти конфликты указывают на ограниченность «мягкой силы» Кремля даже в братских славянских странах, которые он преимущественно считает своим продолжением (хотя и такое отношение, возможно, так же является причиной проблем). Отношения с ними формируются скорее при помощи кнута, нежели пряника.

Кроме дешевых энергоресурсов – которые слишком часто становятся рычагом воздействия – предприниматели и аналитики из многих постсоветских стран говорят, что Россия не может ничего предложить. Украина и Беларусь развили у себя ощущение «суверенной государственности», которое им не хотелось бы терять, даже если ими управляют авторитарные лидеры, которые создали собственные политические системы путинского типа. Поэтому методы Москвы могут пойти Украине во вред. Особенно тогда, когда Россия и Беларусь обмениваются ударами, что вряд ли является хорошей рекламой для Таможенного Союза.

Отклонение в сторону авторитаризма Президента Украины Виктора Януковича поставило под угрозу шансы страны на подписание соглашения с ЕС в ноябре. Но поведение России, которое воспринимают как запугивание Украины, смягчает отношение со стороны ЕС. Некоторые государства-члены ЕС отмежевываются от требований к Киеву об освобождении Юлии Тимошенко. «Если до ноября Путин не найдет вкусных пряников в дополнение к своему кнуту, то со временем рискует потерять много друзей», – заключает The Financial Times.

Россия увеличивает давление на Украину


Аманда Пол, политический аналитик Центра европейской политики в Брюсселе, отмечает в записи в блоге на сайте интернет-издания EUobserver, что Украина пока выдерживает давление, которое оказывает на нее Россия в своих попытках втянуть ее в Таможенный Союз. Россия уже использовала целый арсенал средств «мягкого влияния», среди которых и языковая политика, и общее культурное и историческое наследие, а также цены на газ.

Впрочем, в результате этого давления, значительная часть украинского населения, похоже, поддерживает идею членства в Таможенном Союзе. Вопреки тому, что Соглашение об ассоциации не препятствует Украине развивать конструктивные отношения с Таможенным союзом, если они будут основаны на правилах ВТО, и не будут противоречить самому соглашению, Россия видит все иначе. Для Москвы сохранение влияния над Украиной является более чем приоритетом внешней политики, это скорее экзистенциальный императив.

У Кремля никак не получается расширить круг членов Таможенного Союза. Это как продавать песок в пустыне: все равно его никто не купит. Хотя и все государства, которых Россия пытается затянуть в Таможенный союз, хотят иметь хорошие и продуктивные отношения со своим большим соседом, интеграцию с ЕС они считают более выгодной, зато российский интеграционный проект, похоже, воспринимают как инструмент для увеличения экономического и политического влияния России. Торговыми конфликтами Кремль, вероятно, будет пытаться сломать волю стран-соседок, убедив их в необходимости присоединиться к ТС. Она действует из расчета, что длительная торговая война может очень дорого стоить Украине.
Аманда Пол вспоминает, что Россия уже не впервые прибегает к таким мерам воздействия. В прошлом она запрещала импорт и вводила экономические санкции против целого ряда стран – Грузии, Молдовы, Польши, а также стран Балтии, пытаясь предотвратить их вступление в НАТО и ЕС. Интересно, что почти во всех случаях эти государства сохранили свои позиции, выдержали трудности, а российский подход потерпел поражение.

Украине нужно поступить так же, хотя на этот раз это будет трудно, учитывая состояние украинской экономики. Действия России дают также аргументы тем, кто считает, что им нельзя доверять, и что вступление в ТС сделает Киев еще больше зависимым от Кремля, поставив его в опасное и более уязвимое положение. Россия рискует также стать еще более непопулярной в среде рядовых украинцев, если ее политика еще больше ухудшит их и так низкий уровень жизни. В этой ситуации отложение подписания Соглашения об ассоциации, если оно произойдет, будет настоящим подарком для Москвы. В любом случае оно может стать серьезным ударом в отношениях Украины с ЕС, а также разочарованием во всей программе «Восточного партнерства».

Паламарчук Ирина


Поделитесь в соцсетях: