Вот уже много месяцев Украине, помимо огромного количества проблем экономического, военного, политического и социального характера, необходимо уделять особое внимание решению проблем вынужденных переселенцев с востока нашей страны – людей, которые не по своей воле покинули свои разрушенные дома и вынуждены были уехать в неизвестность.

Хотя у многих вынужденных переселенцев в разных регионах Украины есть родственники, пользоваться их поддержкой до бесконечности просто нереально. Все равно, рано или поздно, придется решать проблемы с трудоустройством, жильем, оформлением детей в детский сад или школу и т.д.

Президент Украины Петр Порошенко об этой проблеме сказал так: «Европа не знала за последние десятилетия такого количества перемещенных лиц и таких проблем, с которыми сейчас столкнулась Украина. Безусловно, мы должны найти и предложить пути решения проблем каждого конкретного человека для того, чтобы облегчить эти непростые времена».

Международная помощь Украине


Еще 20 октября прошлого года Верховная Рада приняла Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Свою подпись под данным документом украинский президент поставил на встрече с гражданами, которые вынуждены были покинуть свои дома из-за ситуации на Донбассе. Однако глава государства признает, что данный закон отнюдь не совершенный и требует доработки.

В рамках сотрудничества Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (далее – УВКБ ООН) и Фонд инноваций и развития (далее – ФИР), на основе своих мандатов и имеющихся ресурсов, предоставят украинскому правительству техническую помощь для скорейшего налаживания единой системы регистрации и ведения учета внутренних переселенцев.

Окажут помощь и эксперты из Грузии, которые участвовали в разработке грузинской системы регистрации внутренне перемещенных лиц (во время конфликта в Южной Осетии). Так, парламентарий Г. Вашадзе, консультирующий украинскую власть по вопросам реформ, рассказывает, что после запуска системы в Грузии только за первые 10 дней удалось зарегистрировать 137 тысяч граждан.

Олдрих Андрисек, региональный представитель УВКБ ООН в Беларуси, Молдове и Украине, отмечает следующее: «Регистрация не только дает возможность зафиксировать перемещение лица, она также является первым сигналом для переселенцев, что они могут воспользоваться и другими своими правами. Регистрация также помогает всем нам – государству, агентствам ООН и гражданскому обществу – лучше планировать нашу помощь переселенцам. Если мы будем знать, сколько человек где проживает, каковы их потребности, мы сможем эффективнее планировать предоставление гуманитарной помощи и внедрение целевых программ, в частности адресной финансовой помощи. Регистрация не должна стать бюрократическим бременем для перемещенных лиц, ведь им и без этого хватает проблем. Именно поэтому мы ищем пути, как наиболее эффективно использовать современные информационные технологии, а также заручиться помощью волонтеров, чтобы облегчить и упростить для людей процедуру регистрации».

Основные проблемы вынужденных переселенцев с Востока Украины


Проблемы, с которыми все чаще сталкиваются вынужденные переселенцы, связаны не только с бытовыми условиями. К примеру, не мешало бы заняться проблемой возвращения переселенцами их депозитов в украинских банках.

Очень проблемное и пенсионное обеспечение. Например, есть люди, которым уже нужно оформлять пенсии, т.к. они достигли пенсионного возраста, а он не могут собрать необходимый пакет документов. Зачастую получение недостающих документов из зоны АТО очень затруднительно.

Психологи ГСЧС Украины, которые с самого начала перемещения людей с Востока Украины в другие регионы помогали и сейчас помогают им адаптироваться на новом месте, называют пять проблем переселенцев с востока Украины:

1 - жители Востока Украины находятся в постоянном стрессе;

2 - людей преследует постоянный страх и повышенная тревожность;

3 - у всех жителей Востока Украины гиперболизированное (преувеличенное) чувство справедливости. Например, любую задержку социальных выплат (даже непродолжительную и вызванный вполне объективными причинами) они воспринимают не только как нарушение своих прав, но и как личное оскорбление;

4 - конфронтация между местными жителями и временно перемещенными лицами, проживающими в настоящее время в регионе, часто возникает из-за того, что они чувствуют себя чужими в этой местности. К тому же, чужой человек, как правило, настроен враждебно;

5 - часто общение с жителями восточных регионов перерастает в выслушивание жалоб на их нынешнюю жизнь, и о том, как много они имели и потеряли в связи с ситуацией на Донбассе. А разговор, лишенный конструктива, заходит в «тупик».

Волонтеры – спасательный круг


Очень важен тот факт, что активность и неравнодушие обычных украинцев по отношению к своим согражданам, попавшим в беду, поражает. «Донбасс SOS», «Крым SOS», «Восток SOS»: эти названия общественных организаций уже давно у всех на слуху. Волонтеры сопровождают подопечных из оккупированного города в кабинет социальной службы, где люди могут обратиться уже за официальной помощью. Кроме того, огромному количеству простых украинцев волонтеры помогают переехать, обустроиться на новом месте.

Читайте также: Последние данные ООН: число жертв боевых действий на востоке Украины составило около 5 тыс. человек

Ноэль Калхун, старший региональный советник по правовым вопросам Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Украине, Молдове и Беларуси, отмечает положительное влияние соцсетей на решение проблем переселенцев в Украине. Калхун сказала, что, когда этот кризис начался, через социальные сети было вовлечено много людей. В результате этого образовались сообщества, которые начали более системно помогать: «Это была помощь не государственная, а простых людей, было удивительно, как положительно социальные сети повлияли на прием переселенцев в Украине».

Мнения общественных активистов из Донецка


Нужно отметить, что общественные активисты, жители Донецка, подняли ряд наиболее насущных проблем вынужденных переселенцев с Востока Украины и обсудили пути их решения. Так, Александр Меланченко, общественный деятель, активист «Комитета вынужденных переселенцев», акцентирует, что «необходима комплексная государственная программа при участии центральных органов власти. Сейчас волонтеры вместе с местными органами власти Харькова, Днепропетровска и Запорожья разработали проекты помощи вынужденным переселенцам из Донбасса. К сожалению, они в силу своих возможностей оказывают помощь небольшому количеству переселенцев, в то время как людей, вынужденных уехать из опасных территорий, сотни тысяч».

Отмечает активист и необходимость создания при украинском парламенте, а также при Кабмине, комитетов по делам вынужденных переселенцев, которые бы систематически занимались проблемами переселенцев.

Несовершенная украинская законодательная база


Что касается Закона Украины «О правах и свободах внутренне перемещенных лиц», общественность уверена, что он не сможет обеспечить всем вынужденным переселенцам равную помощь и защиту. Эксперты отмечают, что целый ряд важных вопросов либо полностью, либо частично законодателем проигнорированы.

Т.к. общепризнанного определения понятия внутренне перемещенных лиц в международном праве не существует, государства имеют полную свободу в определении данной категории лиц во внутреннем законодательстве страны. Вышеупомянутый Закон защищает только граждан Украины, но ведь среди людей, пострадавших от военного конфликта на востоке Украины, есть много лиц без гражданства, а также иностранных граждан, которые в течение долгого времени или на постоянной основе проживали на территории Донецкой и Луганской областей.

К тому же, более широкомасштабное определение очень важно в контексте защиты семейных прав, которые Законом о вынужденных переселенцах не урегулированы. Так, закон не может гарантировать членам семьи равное право на защиту (к примеру, если ребенок – гражданином Украины, а его родители – граждане другой страны).

Не менее важный аспект – это налаживание отношений между переселенцами и общинами, их приютившими. Правозащитные организации выражают все большую обеспокоенность растущим недовольством населения западной части Украины ростом количества вынужденных переселенцев с Востока.

Но, если разобраться, данная проблема вполне объяснима. Принимающее переселенцев население любого региона делает это за счет собственных (и довольно значительных) затрат. К тому же, в нашем государстве эта проблема сильно усложняется ощутимыми культурными различиями между западной и восточной частями Украины. Т.е. украинское правительство, выделив категорию внутренне перемещенных лиц для предоставления им дополнительных льгот, может спровоцировать ухудшение и без того сложных отношений между Востоком и Западом.

Магистр по правам человека (Центральноевропейский университет, Будапешт) Екатерина Дронова по поводу проблем вынужденных переселенцев отмечает следующее: «Первоочередная проблема, которую подчеркивают все международные правозащитные организации, - выделить среди переселенцев и предоставить дополнительную защиту группам с присущей уязвимостью. Исследования демонстрируют, что некоторые категории лиц во время конфликта являются более уязвимыми, чем другие: несовершеннолетние, родители-одиночки, одинокие или беременные женщины, пожилые люди, инвалиды и члены национальных или религиозных меньшинств.

Закон о вынужденных переселенцах не предлагает новых конкретных механизмов его исполнения или положения, которые предусматривали бы ответственность чиновников за сбои в его реализации. Наиболее спорным из всех принятых положений есть статья, которая предусматривает, что ответственность за выплату пострадавшим компенсации возлагается на государство, которое повлекло переселение лиц актом агрессии против Украины. Аналогичное положение об ответственности России за нарушения гражданских и политических прав содержится в законе об оккупированных территориях. Такое положение о международной ответственности России можно будет включить в законодательство только после того, как международный суд примет соответствующее решение. Пока нет ни одного международного судебного органа, который бы признал ответственность России за любые правонарушения на территории Украины. Украинская власть должна сосредоточиться на собственной ответственности по защите своих граждан, а не искать альтернативные пути, чтобы переложить вину на Россию».

Оксана Ермишина, председатель Общественного комитета по делам вынужденных переселенцев, отмечает, что проблему вынужденных переселенцев из Донбасса можно решить быстрее, если государство даст им возможность беспрепятственно реализовывать личные инициативы по созданию новых рабочих мест, реализации новых бизнес-проектов и т.д.

Читайте также: Пресс-цетр АТО опубликовал видео с рассказами попавших под обстрел переселенцев

В свою очередь, государство в этом контексте должно создать условия, при которых переселенцы смогут решать собственные проблемы, дать «зеленый свет» их инициативам. Оксана Ермишина считает, что по причине потери всего, чем владели, переселенцы превращаются в наиболее реформаторский слой общества, который не привязан к имуществу, к тому уровню жизни, который у них есть. Эти люди, напротив, заинтересованы в быстрых переменах к лучшему и готовы прилагать усилия для осуществления необходимых реформ, строить новую Украину: им только нужно дать такую возможность.

Анна Воронцова


Поделитесь в соцсетях: