Как известно, 22 июля 2014 года Верховная Рада Украины приняла поправки к закону о Регламенте ВР, которые предусматривают роспуск парламентской фракции, численность которой уменьшилась после ее формирования во время первой парламентской сессии. Такой шаг был сделан не только ради формального роспуска фракции Компартии Украины, но и ради «предисловия» к судебному процессу по поводу запрета дальнейшей политической деятельности КПУ, особенно накануне внеочередных выборов в Верховную Раду.

Какие аргументы против КПУ выдвигает власть?


Минюстом Украины на рассмотрение Киевского окружного административного суда недавно было подано соответствующее исковое заявление. Согласно данным, которые предоставил министр юстиции Павел Петренко, представители КПУ занимались антиконституционной деятельностью, поставками оружия и финансированием сепаратистов на Востоке Украины, содействовали аннексии Крыма Россией и проведению псевдореферендумов в Донецкой и Луганской областях, призывая к нарушению территориальной целостности Украины. Кроме того, помимо главы Минюста, о наличии «весомых правовых причин» для запрета Коммунистической партии Украины заявили и премьер-министр Арсений Яценюк, и спикер Верховной Рады Александр Турчинов, и глава СБУ Валентин Наливайченко.

После первого же заседания суда по иску о запрете Компартии Украины Анна Онищенко, председатель Государственной регистрационной службы, заявила о 308-ми открытых уголовных производствах в отношении представителей КПУ. Кроме того, Онищенко рассказала, что имеются неопровержимые доказательства поддержки лидером КПУ и другими членами партии аннексии Россией Крыма и создания ДНР и ЛНР.

Игорь Алексеев, заместитель министра юстиции, тоже заявил о наличии у суда доказательств поддержки представителями Компартии Украины сепаратистского движения на Востоке Украины. Также такими неопровержимыми доказательствами располагает МВД Украины, о чем рассказал советник главы этого ведомства Зорян Шкиряк. Он заявляет, что украинские коммунисты сотрудничали с представителями ЛДПР и КПРФ в вопросах финансирования сепаратистского движения. Шкиряк считает, что действия Жириновского и Зюганова, направленные на содействие сепаратизму, были согласованы с представителями КПУ. Представитель ВО «Свобода» Алексей Кайда заявляет, что ни для кого не секрет, что коммунисты поддержали крымский референдум, который состоялся при их непосредственном участии.

Согласно мнений сторонников запрета КПУ, руководство последней занимается дискредитацией нашего государства и внутри Украины, и за ее пределами (через российские СМИ). Петр Симоненко, Спиридон Килинкаров и Алла Александровская время от времени, за счет принимающей стороны, посещают центральные телеканалы России, а также выходят там в радиоэфиры, при этом негативно оценивая действия украинских властей.

Доказательства против деятельности КПУ: достоверные или сомнительные?


Представители КПУ, а также ее адвокаты любые обвинения в свой адрес отрицают, подчеркивая при этом, что националистические партии и общественные активисты оказывают давление на суд. Адвокаты КПУ требуют проверки материалов,

предъявленных суду, на аутентичность, отправив их в Харьковский НИИ судебных экспертиз. Как поясняют адвокаты КПУ, выступающие доказательной базой в деле видеоматериалы были взяты с сервиса YouTube и имеют плохое качество, а также есть сомнения в подлинности этих видеозаписей.

Кроме того, у некоторых экспертов, помимо претензий к подлинности записей, возникают вопросы и к самому судебному иску. Сформирован иск таким образом, что вообще складывается впечатление, что «его авторы не ставят цель выиграть суд, а просто пиарятся». Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджменты политики, придерживается того же мнения. Он рассказывает, что иск составлен настолько некачественно, что ели суд будет хотя бы условно независим, этот иск никогда не будет удовлетворен. По мнению Бортника, иск против Компартии Украины является или поручением высшего руководства страны, или пиар-акцией Минюста, а сформулированные в иске основания для запрета КПУ, просто смехотворны. Однако эксперт вполне допускает, что этот иск будет удовлетворен судом. Также Руслан Бортник не исключает и такого варианта, как запуск осенью нынешнего года нового «левого» проекта. При таком варианте развития событий этот иск – просто способ политического давления на нынешний состав КПУ с целью «выталкивания» из политики, либо с целью вхождения в новый проект, который будет более дружественным к украинской власти.

Также многие обозреватели считают, что говорить о поддержке сепаратистов всем составом компартии – это не совсем корректно. Украинские СМИ сообщают о том, что КПУ исключает из своих рядов тех членов партии, которые хоть каким-то образом содействовал движению сепаратистов на Востоке Украины. Так, из партии исключили Б. Литвинова, получившего министерскую должность в правительстве ДНР. В Одессе исключили из партии активиста Антимайдана И. Мориса и депутата горсовета В. Полищука за то, что они принимали активное участие в митингах на Куликовом поле. Кроме того, руководством КПУ неоднократно принимались постановления, касающиеся борьбы с сепаратистами внутри партии.

Петр Симоненко, лидер Компартии Украины, попытки запретить деятельность своей партии называет «мракобесием и борьбой против инакомыслия». Симоненко заявляет, что в Украине устанавливается диктатура национал-фашистского направления и на Симоненко, как на лидера КПУ, оказывается моральное и физическое давление, добиваясь того, чтобы народ не узнал правду. Лидер украинской компартии считает факты для запрета КПУ надуманными, отвергает обвинения в поддержке сепаратизма, заявляя, что КПУ выступает за единую Украину и жестко осуждает любые проявления сепаратизма, а запрет КПУ – это просто демонстрация того, как чинятся расправы.

Мнения политологов и специалистов по поводу запрета КПУ


Б. Олийнык, известный украинский поэт и политический деятель, считает попытки власти запретить деятельность КПУ свидетельством усугубления кризисных тенденций в политической, экономической и социальной сферах. П. Толочко, известный украинский ученый, жестко высказывается о возможном запрете КПУ, считая, что, если хоть немного подумать, придется признать, что КПУ к нынешним бедам отношения не имеет: не они организовали Майдан-2, не они совершили государственный переворот, не они погрузили государство в пучину войны с собственным народом. «Может показаться парадоксальным, но никто не принес Украине столько горя и несчастья, сколько записные ее патриоты», – говорит П. Толочко. Также ученый считает, что, руководствуясь Конституцией Украины, запретить деятельность КПУ невозможно.

По мнению эксперта Евросоюза В. Грасса, Компартия Украины имеет шансы выиграть в Европейском суде по правам человека иск против властей, которые предлагают запретить деятельность КПУ, т.к. сама идея введения санкций против конкретной структуры противоречит основополагающим принципам демократии, которых придерживается ЕС. Такого же мнения придерживаются многие представители Евросоюза, в частности Европарламента, считая аргументы Минюста против КПУ абсолютно необоснованными.

Резко осуждают требования Минюста против Компартии Украины левые партии Франции, Прогрессивная партия трудового народа Кипра, представители фракции Партии левых Германии, представители Парламентской ассамблеи Совета Европы, общественные и политические движения левого толка США, генсек ливанской Коммунистической партии и мн. др., возмущаясь тем, что запрещать партию, которой отдали свои голоса 13% граждан Украины – это просто преступление.

Украинский политолог В. Фесенко считает, что такая инициатива Минюста является, скорее всего, проявлением эмоций, что можно выступить с запретом КПУ, однако противоположная сторона потребует запрета «Правого Сектора» и «Свободы», а на Донбассе могут запретить все «бандеровские» партии. Т.е. запрет КПУ может только сильно усугубить ситуацию. Фесенко уверен, что движущей силой сепаратистов Донбасса является вовсе не Компартия Украины, а посему запрет ее деятельности – бессмысленный шаг, который не даст ничего, кроме усиления политического и психологического напряжения общества.

Политолог А. Золотарев прогнозирует, что «запрет КПУ может быть связан с ростом спроса на «левые» идеи в связи с тем, что осенью достижением новой власти будет лишь поднятие цен в два раза и уменьшение зарплат, а в соответствии с этим будут расти протестные настроения, а «левый» сектор к этому времени будет оккупирован, а потом зачищен.

Какой из всего вышесказанного можно сделать вывод? Политологи и специалисты сходятся в едином мнении: запрет Коммунистической партии Украины вообще неактуален. К тому же, такой шаг может привести к плачевным последствиям, ведь он может обернуться обострением противостояния в украинском обществе.

Анна Воронцова


Поделитесь в соцсетях: