Украинские пожарные начали жаловаться на беспомощность работников МЧС задолго до трагических событий на харьковском Хартроне. Просто накипело. По их словам, на самом деле, у них ничего нет, чтобы быть в состоянии спасать людей. Многоэтажки растут как грибы после дождя, тогда как автолестниц для высотных домов нет. В случае пожара люди обречены. Пожарные ничего не могут сделать.

После харьковского пожара, унесшего восемь жизней, разговоры о состоянии отечественной Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям оживились. Все понимали, что рано или поздно что-то произойдет. Это был вопрос времени. И это только начало...

Три главных вопроса по существу, которые на сегодня после пожара в Харькове остаются без ответа:
Реальная причина пожара?
Как случилось, что люди не успели выйти из горящего дома?
Почему такими беспомощными оказались спасатели на месте?

По поводу причин у прокуратуры есть версия – сотрудники погибли, отравившись парами химических веществ (возможно, был небольшой взрыв через горючие жидкости, с которыми работают ювелиры). Выйти люди не смогли из-за блокирования электронных дверей (на таких предприятиях двери открывают специальными карточками, якобы с началом пожара дверь заклинило). Пожарный выход был закрыт. Эвакуационных выходов в помещении не было. Двери металлические, закрытые на большой замок, и люди оказались в ловушке, стихия, естественно, сделала свое дело. Тем не менее, расследование продолжается.

Однако именно последний, третий вопрос волнует общественность больше всего. Слишком наглядным было видео. Больше всего украинцы обсуждают плохое оснащение пожарных: дырявые шланги (по словам очевидцев), короткие лестницы и отсутствие элементарного куска брезента, который, возможно, спас бы две жизни.

На форумах много пишут о взяточниках-пожарных инспекторах, которые за определенную цену закрывают глаза на пожарную безопасность предприятий. А вместо реальных проверок устраивают сбор «дани». Люди так же охотно сравнивают стоимости, например, автомобилей первых лиц города и области с ценами на спасательные батуты, современные пожарные лестницы.

Потому что другой нет


Как говорят эксперты, уже уезжая на тот пожар, ребята понимали, что у них ничего нет, что спасти людей будет почти невозможно. Они знали это, даже извлекая трехколенную лестницу. Она достает до третьего этажа и нужна для спасения людей именно на такой высоте! Пожарный прекрасно понимал, что к четвертому этажу трехколенная лестница не достанет, но все равно вытягивал ее. Потому что другой у него нет. Нужно создавать хотя бы иллюзию действия, нельзя просто стоять, когда люди гибнут...

Другой момент харьковского пожара, на который обращают внимание эксперты – работа автолестницы. Сколько времени пройдет, пока ее правильно выставят – так, чтобы человек мог спастись? – целая вечность. Причина задержки проста. Автолестница дает сбой, потому как ей уже сто лет! А цена – две человеческие жизни. Впрочем, даже такая автолестница считается у нас в Украине роскошью.

Целесообразно ли выезжать?


Согласно действующим нормам, автолестница должна дислоцироваться в части не далее чем 6 км от места пожара. Хотя старая. Хотя работающая только время от времени. Но все это существует только на бумаге. В некоторых уголках Украины даже она будет ехать к объекту 30-40 км. А кое-где ЗИЛ с бочкой воды будет двигаться 30 км со скоростью 40 км/ч! Целесообразно ли вообще отправляться на подобные вызовы – это вопрос…
Проблемы с оснащением касаются не только украинских регионов. Есть они и в столице, просто немного другие. Так, как рассказывает заместитель начальника одной из киевских пожарных частей, автолестницы, с помощью которых можно спасти людей на высоте до девятого этажа, в городе, к счастью, есть. Но в случае пожара в небоскребе или даже «скромной» 10-этажке, которых в Киеве сотни, такая техника ничем не поможет.

На целый Киев есть две 60-метровые автолестницы и одна 90-метровая. То есть на все, что выше девяти этажей, три единицы техники. В случае чего, сами понимаете, ехать приходится отнюдь не 6 км. А если автолестнице придется добираться дольше, есть большой риск, что спасать уже будет некого.
В цивилизованном мире помочь людям, которые находятся в горящем доме, могут, используя батуты: пожарные называют их кубами жизни. Очень уместны они были бы в Харькове. Как говорят пожарные, у нас в Украине таких нет... А если в каком-то городе в одной из частей и есть один батут, то все равно безразлично. Ведь довезти его через весь город также нереально. Батут должен быть в каждой части. Впрочем, «должен» только по мнению обычных работников ведомства. Комментируя харьковский пожар, чиновники заверили: «Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям вообще не имеет и не должна иметь в своем распоряжении ни брезента, ни тем более батутов».

И, соответственно, не имеет. В Львове, например, есть один куб жизни. Он хранится в учебном заведении МЧС – Львовском государственном университете безопасности жизнедеятельности. Им поляки для тренировок подарили. Но батут на пожары не ездит! А в подразделениях, в частях кубы жизни никому и не снились. Брезентов, которые действуют по тому же принципу, что и этот куб тоже нет. Они дешевле. И сейчас – после харьковских событий – в Львове уже зашевелились, будто хотят закупить брезенты. Но когда это сделают, пока неизвестно. Пока все только на словах.

Финансирование структур, которые спасают людей, нынче смешное. Если сравнить финансирование МЧС и МВД – можно увидеть, как власть заботится о людях. Милиции финансирование хоть на немного, но увеличивают. Им надо дубинки закупать новые, шлемы и т.п. Как же надоела эта тотальная коррупция, которая затем выливается в человеческие потери... Денег на технику для разгона демонстраций хватает, на водометы, закупленные накануне Евро, хватает, но на веревки и пожарные рукава не хватает… – все старое, все ничтожное.

Стара и ничтожна сама система. Так, прокуратура Харьковской области определилась с первым подозреваемым по делу о пожаре на территории завода «Хартрон». Это директор предприятия, чьи сотрудники погибли. Человека объявили в розыск. Однако его имя не разглашается. Но, по мнению самих пожарников, за пожар на Хартроне «закроют» двух человек: во-первых, инспектора, который якобы небрежно проводил проверки на предприятии, во-вторых, начальника караула пожарной части – молодого парня, который выехал тушить. Он только в прошлом году закончил ВУЗ, с его стороны действительно были некоторые просчеты... Но власть спишет на ошибки, на «человеческий фактор» абсолютно все. Ни слова не скажут о том, что у нас техники нет. А та, что есть, старая, уже никому не нужная.

Паламарчук Ирина


Поделитесь в соцсетях: