В последнее время, казалось бы, украинская власть все четче указывает на желание двигаться в сторону торгового и геополитического союза с ЕС. Свойственно Украине, общество в который раз разделилось на два лагеря: противников и союзников такого вектора развития.

Также не добавляет новых сторонников Евросоюзу и экономическая стагнация, и долговые проблемы еврозоны. Но не стоит воспринимать политический и экономический вектор однобоко, ведь у любого выбора всегда есть как положительные, так и отрицательные стороны. И чем лучше мы будем их понимать, тем больше у нас шансов получить наибольшую выгоду из возможных союзов.

Предлагаем 5 самых распространенных ложных стереотипов украинцев, связанных с ЕС.

В ЕС бушует экономический кризис


Одним из ключевых мифов, распространенных в Украине является то, что ЕС находится в сложной экономической ситуации, а в более радикальных версиях – в ЕС происходит экономическая деградация, что может привести к распаду самого союза. Такие выводы делаются на базе макроэкономических данных, свидетельствующих о длительном спаде ВВП, росте безработицы и дефиците государственных финансов.

На самом деле, говорить об экономическом кризисе в украинском понимании, как о спаде производства, массовом увольнении, сокращении зарплат, резком росте цен и другом, не является корректным.

Во-первых, в связи с новой моделью экономической политики – назовем ее условно инновационно-экологической – осуществляется качественное техническое и технологическое обновление экономики. В результате этого сложного процесса целые кластеры устаревших производств исчезают, а на их месте появляются новые, которые просто не успели набрать обороты, способные заполнить падение производства.

Показательным примером является строительная отрасль в ЕС, которая демонстрирует спад из-за сокращения строительства традиционного жилища и переход к строительству так называемого «зеленого» жилья. Жесткие нормы европейских органов управления требуют, чтобы с 2020-2025 года все дома строились с использованием зеленых технологий, а потому чтобы выполнить эти условия, строительные компании объективно сокращают объемы работ, увеличивая инвестиции в разработку новых технологий.

Во-вторых, спад производства в ЕС в значительной степени обусловлен спадом потребления. Однако причиной последнего является не только и не столько сокращение доходов населения, но и широкое распространение в европейском сообществе идеи экономии, которая кажется вполне благоразумной. И это не столько снижает, сколько оптимизирует потребление, что, тем не менее, ведет к снижению производства.

Таким образом, ЕС сейчас находится не в кризисе, а на этапе кардинальной перестройки, после которой пропасть на уровне экономического развития и социальных стандартов между союзом и остальными странами Европы будет только расти.

В ЕС одни из самых высоких налогов в мире


В сознании украинцев бытует мнение о том, что в странах ЕС как граждане, так и бизнес несут непосильное налоговое бремя, государство забирает почти половину их доходов. Подобное впечатление формируется чаще всего на основании информации о верхних ставках ключевых налогов, а также на основании данных о перераспределении ВВП через публичный сектор.

К сожалению, такое поверхностное понимание налоговой системы ЕС имело прямые негативные последствия для Украины, когда разработчики налогового кодекса задались целью снизить налоговые ставки на уровень ниже, чем в странах ЕС, убрав при этом практически все существенные льготы и преференции. На самом деле, налоговая система в союзе хороший пример фискальной эффективности и социальной справедливости.

Что касается подоходного налога, то максимальные ставки платят только граждане с очень высоким уровнем дохода, тогда как граждане с уровнем ниже среднего, часто не только не платят этот налог, но еще и получают доплаты. Кроме того, высокая ставка подоходного налога часто обусловлена тем, что в нее включены все социальные платежи и отчисления.

Рационально также построена и система НДС. Ужасающие высокие ставки в 23-25% начисляются на сникерсы и кока-колу, тогда как на товары первой необходимости они составляют не более 7-8%.

Даже после снижения ключевых ставок налогов в Украине, национальная налоговая система априори не будет конкурентоспособной с системами стран ЕС даже на уровне налогового давления, не говоря уже о качестве администрирования налогов.

В странах ЕС либеральные и мягкие контролирующие органы


Украинские предприниматели часто жалуются на слишком жесткие методы работы украинских налоговиков, приводя в пример партнерскую модель отношений между налогоплательщиками и налоговиками в ЕС. На самом деле, в отличие от благоприятности налоговых ставок, система санкций в странах ЕС достаточно жесткая, а коммуникация с контролирующими органами не настолько партнерская, как почему-то принято считать в Украине.

Чиновники контролирующих органов в странах ЕС часто весьма приветливые, спокойные и улыбающиеся. В таком режиме они без всякого предупреждения нагрянут на предприятие, оперативно проверят всю финансовую документацию, и с такой же улыбкой выставят штраф в размере до 75% от суммы нарушений. При этом с целью продемонстрировать результативность работы они часто пытаются найти хоть какую-то зацепку для выявления нарушения.

То же самое касается и проверки доходов физических лиц. Европейцы панически боятся того, что в декларации где-то не сойдутся доходы с расходами, или они просто не смогут подтвердить источники своих доходов. В лучшем случае неподтвержденный доход почти полностью будет удален, а в худшем нарушителю грозит до 3-5 лет заключения.

Однако жесткость не значит произвол. В ЕС существуют честные и компетентные суды, поэтому у налогоплательщиков есть реальный шанс и возможность отстоять свою позицию в споре с налоговыми органами.

Компетентные рыночно-ориентированные органы


Немало украинцев верит в то, что в природе существуют честные и компетентные чиновники, которые днями и ночами переживают за экономику своей страны и благосостояние граждан. В этом ключе, примером всегда кажутся европейские страны.

В действительности же, суть бюрократии в разных странах остается похожей. Во-первых, компетентность чиновников в странах ЕС не столь высока, как это принято считать. Дело в том, что инициативные и способные люди предпочитают заниматься бизнесом, а на госслужбу идут люди, которые по определенным причинам или не смогли себя реализовать в бизнесе, или просто любят тихую жизнь, что часто подразумевает отсутствие инициативы и желания продуктивно работать.

Во-вторых, как и в Украине, в ЕС существуют и работают коррупционные схемы, особенно в сфере распределения госзаказов и получения различных разрешений. Разница заключается только в их масштабе и тонкостях. Безусловно, очень редко случается, когда отмываются миллиарды, однако на среднем уровне часто бывают случаи, напоминающие украинскую действительность, а иногда даже превосходят ее.

Таким образом, украинцам следует избавляться от мифа, что где-то может существовать хороший чиновник, который поможет решить все проблемы.

Неконкурентоспособность украинских товаров на рынках ЕС


Это, пожалуй, один из самых распространенных мифов, которым пугают украинское население в контексте экономической интеграции с ЕС. Суть его заключается в том, что украинские товары не способны конкурировать ни по цене, ни по качеству с европейскими аналогами, а потому не стоит открывать внутренний рынок.

В действительности, принцип развития и защиты конкуренции в ЕС это не пустые слова, а целая институциональная система. Конкуренция в ЕС стоит превыше всего, и любые попытки нарушить конкуренцию со стороны национальных органов власти сразу же наталкиваются на противодействие со стороны ЕС.

Только на основании заключения о нарушении конкуренции, могут блокироваться любые законодательные акты или решения органов власти стран-членов ЕС. В связи с этим, на рынках ЕС у каждого есть шанс быть успешным, все зависит от способности предложить привлекательный продукт по конкурентной цене.

Паламарчук Ирина


Поделитесь в соцсетях: