Какие следы собственного опыта оставили в своих удивительных произведениях Караваджо, Гойя, Дали, Мальчевский или Бексинский? Очерки к избранным шедеврам живописи написала искусствовед Марта Мотыль.

Искусствовед рассказала, что является ключом к фантастическому миру

Произведения, отобранные автором книги, сочетают в себе наводящие на размышления видения, странные сны, элементы романтизма, символизма и сюрреализма независимо от времени, в котором они были созданы. Но и необузданная и безграничная фантазия их авторов.

Репродукции и очерки, содержащиеся в книге, приближают читателя к творческим путям многих известных провидцев искусства.

Одним из самых знаковых является Сад земных наслаждений (1490-1500 гг.), который состоит из двух внешних частей и трех внутренних. Вместе они плетут мировую историю в духе средневекового универсализма и дидактизма.

Давайте остановимся на первой земле Босха, текущей молоком и медом. В земном раю, где Бог совершает брак Адама и Евы.

Произведение излучает энергию только что созданного мира. Ведь его обитатели, потомки Адама и Евы, остаются нагими, а их тела отличаются красотой и очарованием юности. Элементы некоторых построек также более невинно ассоциируются со сталактитами и сталагмитами, свисающими с потолков пещер и поднимающимися из их дна.

Другие их части напоминают стебли, листья, почки. Бывает, что из мрамора вырастает настоящая растительность, так что мертвое превращается в живое – более или менее буквально. Такая процедура также ассоциируется с современной архитектурой Антонио Гауди, опирающейся на органическое. Парящие силуэты зданий Гауди кажутся унаследованными потомками готических храмов.


Поделитесь в соцсетях: