Не так давно внутри парламентской коалиции, между представителями различных финансово-политических групп Верховной Рады произошел конфликт. Поводом для него послужили обвинения в коррупции относительно членов правительства Яценюка. Стоит напомнить, что «нападки» на премьер-министра начались еще в конце марта нынешнего года, когда в кулуарах парламента выступил глава Государственной финансовой инспекции Николай Гордиенко, которого отстранили от должности.

Напомним, что Николай Гордиенко обвинил Кабмин Яценюка в использовании коррупционных схем и финансовых нарушениях на общую сумму 7.6 млрд. гривен. После этого, 7 апреля, ряд депутатов от большинства поддержал требование внефракционных депутатов («Свобода») создать временную парламентскую спецкомиссию с целью расследования фактов коррупции в правительстве Арсения Яценюка.

К депутатам-мажоритарщикам, которые в тот день заблокировали парламентскую трибуну, весьма неожиданно присоединились не только члены «Радикальной партии» Олега Ляшко, но еще и Сергей Каплин, член «БПП». Часть народных избранников даже выдвигали требования относительно немедленной отставки правительства во главе с Яценюком.

Комментарии парламентариев


Народный депутат Антон Геращенко по этому поводу заявил, что обвинения в сторону премьера – «это грязная циничная кампания, которая начата по заказу Путина Юлией Тимошенко и партией “Свобода”». Геращенко предложил им объединиться с т.наз. «оппозиционным правительством» и вместе критиковать правительство.

А вот «свободовец» Андрей Ильенко в своем выступлении отрицал любые обвинения в «игре в пользу Кремля», заявив, что Антон Геращенко «перекладывает ответственность на его политсилу, а это – демонстрация слабости». Также Ильенко добавил: «Сейчас вы обвиняете, что «Свобода» что-то не так делает? Если бы не «Свобода» – не было бы вашей власти сейчас». Кроме того, нардеп отрицал обвинения в том, что его партию финансируют олигархи Фирташ и Левочкин. Ильенко подчеркнул, что представители «Народного фронта» просто пытаются отвлечь внимание от миллиардных коррупционных сделок.

Стоит отметить, что некоторые эксперты допускают, что такие выяснения отношений происходят в Верховной Раде для того, чтобы сделать премьер-министра Арсения Яценюка более контролируемым.

К примеру, политический эксперт Евгений Магда отмечает, что подобными публичными выяснениями о происхождении коррупционных злоупотреблений Яценюка хотят заставить «танцевать под либретто других людей». Также политолог считает, что «в расшатывании коалиции есть еще одна причина: поступил транш кредита МВФ, на казначейском счете более 30 млрд. гривен, - вот и начался своеобразный кастинг тех, кто хочет заботиться о народе». Магда отмечает, что межпартийный конфликт в парламенте продолжится, и будет негативно влиять на его работу в целом. Помимо всего остального, эксперт объясняет это тем, что, к примеру, Юлия Тимошенко долго ждала шанса «рассчитаться» с Арсением Яценюком за то, что тот вместе с Александром Турчиновым покинул «Батькивщину» и начал самостоятельную политическую карьеру.

Относительно партии «Свобода» эксперт предположил, что данная политсила активно заявляет о себе потому, что ведется расследование злоупотреблений со стороны членов этой партии, которые входили в состав предыдущего правительства. К тому же, партия активно готовится к местным выборам, где все участники коалиции будут конкурировать между собой.

Интернет-издание Іpress.ua, анализируя интерес «Свободы», подчеркивает, что в партии продолжается падение рейтингов и местные выборы, фактически, «спишут» ее. Также обозреватели издания отмечают, что борьба с коррупцией – вполне эффективная технология, чтобы вернуть себе хотя бы часть сторонников. Заодно можно объяснять уголовные дела против бывших чиновников от «Свободы» политической местью.

По поводу Юлии Тимошенко издание отмечает, что «19 депутатов в парламенте и два министра в правительстве, - не совсем те позиции, которые могли бы удовлетворить амбиции политика, который еще совсем недавно надеялся занять пост Президента Украины. Тимошенко никак не готова смириться с третьими ролями в украинской политике. И атака на «коррупционное правительство Яценюка» (в котором работает два министра по квоте «Батькивщины», а сам Премьер еще год назад был ее лидером) – прекрасная возможность изменить политический ландшафт».

Но все же такой радикализм народных избранников достаточно быстро удалось «потушить». Сами депутаты рассказывали, что дальнейшая эскалация конфликта грозила бы полномасштабным политическим кризисом, ведь в случае продолжения требований отставки Яценюка «Народный фронт» мог покинуть коалицию, что автоматически означало бы ее распад.

Помимо этого, Олег Ляшко, лидер «Радикальной партии», был назначен координатором коалиции. Такое назначение, по мнению ряда нардепов, призвано продемонстрировать, что у украинских властей есть принципиальное желание не допустить распада коалиции.

Стоит напомнить, что 21 апреля нынешнего года, в результате дискуссии относительно отсрочки закона о прокуратуре Олег Ляшко заявил о сложении полномочий координатора парламентской коалиции, обвинив последнюю в коррупции и обмане украинского народа. Также Ляшко сообщил, что на посту координатора коалиции его сменит Юлия Тимошенко. Однако, немногим позже Олег Ляшко отказался от такого решения и заявил, что пока останется координатором парламентской коалиции.

Кроме того, лидер «Радикальной партии» по этому поводу отметил вот что: «Эта история, боюсь, закончится еще не скоро. Я по этому поводу окончательного решения не принял... Я не держусь за должности. Мне не надо пост координатора для галочки. Я считаю, что эта должность должна быть использована для того, чтобы в парламенте принимать законы, предусмотренные Коалиционным соглашением. А если у нас формально коалиция есть, а реально, когда надо голосовать, например, за какие-то стратегические законы, совместной позиции в коалиции нет, и на подтанцовку – за деньги, ресурсы, кадры – берут олигархические группы, то я не собираюсь быть координатором такой коалиции».

Оценки экспертов


Украинский политолог Владимир Фесенко считает, что избрание Олега Ляшко председателем совета коалиции стало ощутимым проявлением усиления его позиций в коалиции парламентского большинства, и, соответственно, и на уровне всей Верховной Рады. Также Фесенко отмечает, что Ляшко, безусловно, воспользуется этой возможностью для дальнейшей активизации своей публичной и законотворческой деятельности в парламенте.

Политолог прогнозирует следующее: «…Другое большое задание для коалиции и, соответственно, ее координатора – это сохранение существования самой коалиции. В последнее время обострились противоречия между партиями-участниками коалиции, все чаще свою отличную позицию демонстрирует «Батькивщина», возросло напряжение между «Народным фронтом» и частью депутатов из других фракций коалиции. Олег Ляшко здесь может выступить равноудаленным от конфликтующих сторон политиком-миротворцем, который будет гасить большую часть противоречий в рамках закрытых заседаний совета коалиции, не вынося скандалы в сессионный зал».

Обозреватели отмечали, что президент Порошенко непосредственно в коалиционный конфликт не вмешивается, а его фракция и спикер Владимир Гройсман демонстративно поддерживают Яценюка. Однако при этом БПП никоим образом не мешает своим депутатам, прежде всего Сергею Каплину и Дмитрию Добродомову, участвовать в кампании против Яценюка. Скорее всего, это объясняется еще и тем, что Петр Порошенко не контролирует значительной части своей фракции.

Издание Іpress.ua также пишет следующее: «…Правда в том, что Порошенко нужно ослабление Яценюка. Нынешняя атака на премьера и угроза отставки заставит Яценюка стать, по сути, сателлитом президента – вслед за своим соратником Александром Турчиновым, который сейчас ощутимо ближе к главе государства, чем к руководителю правительства. И возможно – учитывая актуальные рейтинги «Народного фронта» – отказаться от самостоятельного политического проекта в пользу теплых мест в проекте Порошенко».

Что об этом думают политики?


Борис Филатов, внефракционный народный депутат, считает, что парламентская коалиция «трещит по швам». Политик, в частности, возмущен тем, как в конце апреля голосовались законы об отсрочке реформирования Генпрокуратуры и о Высшем совете юстиции: «Фактически это – узурпация судебной власти, ослабление общего надзора за прокуратурой. Против этого выступали «Радикальная партия» и «Самопомощь», но, тем не менее, этот закон прошел через зал при поддержке групп Еремеева и Хомутынника, которые не входят в коалицию. То есть фактически на наших глазах формируется другая коалиция – не демократическая, а ситуативная».

Народный депутат от «Самопомощи» Виктория Пташник считает, что «работе коалиции мешают чрезмерные попытки отдельных политических сил победить на каких-то будущих выборах. Создается впечатление, что в Украине уже началась предвыборная кампания, она направлена не только на ближайшие местные выборы, но и на несколько лет вперед. Вместо того чтобы решать реальные проблемы государства, некоторые занимаются откровенной политической игрой. Это действительно мешает находить консенсус, проводить необходимые реформы. Создается впечатление, что людям выгодно заниматься самопиаром, а не конкретной работой. Если бы каждый не тянул одеяло на себя, пять политических сил коалиции давно бы договорились по ключевым вопросам».

Также политик считает, что в составе парламентской коалиции есть силы, которые не настроены на конструктивную работу: «…К примеру, Радикальная партия часто подает такие законопроекты, которые трудно реализовывать на практике. Эта политическая сила собирается национализировать одну из торговых сетей с якобы российским капиталом.

Как юристу, мне трудно поддержать такую инициативу, хотя бы потому, что она противоречит Конституции».

Народный депутат Юрий Луценко тоже высказывался о том, что проблемы у коалиции есть: «Проблемы в коалиции связаны с тем, что парламент вошел в очень сложный период борьбы с олигархическими интересами. Под первое экономическое наступление против олигархии попала бизнес-группа Коломойского. Под второе – группа Фирташа. Сейчас, насколько я вижу, страдает бизнес-группа Ахметова. Поэтому многие депутаты пытаются сбить нас с этого пути».

Вместе с тем большинство представителей коалиционных фракций твердо отрицают вероятность распада парламентской коалиции, туманно намекая на то, что внутренние конфликты внутри большинства не нужно было выносить на публику. Анна Гопко, народный депутат от «Самопомощи», отметила следующее: «Коалиция – как живой организм, как семья. В ней бывают разные моменты: ссорятся, мирятся, приходят к согласию. Но очень важна прочность и единство коалиции, чтобы не было дестабилизации в государстве. И я думаю, что здравый смысл должен победить».

Вадим Денисенко, нардеп от «Блока Петра Порошенко», тоже уверен, что в среднесрочной перспективе развала коалиции не будет: «Идет обычная дискуссия, есть вопросы, в которых есть несогласованность. Это абсолютно нормально. Но в целом я считаю, что никаких реальных проблем для развала коалиции сегодня не существует».

Прогнозы экспертов относительно будущего коалиции


Политологи и эксперты видят будущее парламентской коалиции по-разному. Так, к примеру, украинский политолог Вадим Карасев отмечает: «…Как только большинство было создано и оформлено, сразу же появилась и угроза распада, потому что во многом эта коалиция носит добровольно-принудительный характер. Если поставить вопрос о том, распадется ли она в ближайшее время, ответ прост: нет. Не распадется, не расколется и не рассыплется, поскольку распад коалиции – это путь или к новому Кабинету Министров и Премьеру с отставкой нынешнего правительства, или к досрочному роспуску парламента и новым парламентским выборам».

Вместе с тем, политолог делает такой прогноз: «…К осени созреет понимание того, что эта коалиция себя исчерпала, это правительство с невыразительным и неуспешным экономическим курсом себя исчерпало, как исчерпал себя и парламент, избранный на волне войны на Донбассе. И вряд ли он способен на качественную законодательную политику, как и в целом на новое парламентское качество, необходимое уже в новых поствоенных условиях развития страны».

Политтехнолог Тарас Березовец прогнозирует следующее: «В коалиции не все в порядке, и этот процесс начался не сегодня. В отношениях между президентом и премьер-министром все нормально, проблемы создают две фракции – Радикальная партия и Батькивщина. Вся их риторика выглядит как оппозиционная, что связано с приближением местных выборов. Они понимают: у них не будет никаких шансов в борьбе с «БПП» и «Народным фронтом», если останутся в правящей нише. Тем более, что есть вероятность того, что Блок Порошенко и Народный фронт пойдут на эти выборы единым списком. Такая возможность на сегодняшний момент обсуждается. Поэтому радикалы и Батькивщина начинают вести кампанию уже фактически как оппозиционеры. Но это нелогично делать, находясь в составе коалиции. Поэтому есть очень высокие шансы, что и

Батькивщина, и Радикальная партия просто выйдут из состава коалиции. Однако это произойдет не сейчас, а ближе к местным выборам – летом или уже осенью».

Петр Олещук, украинский политолог, уверен, что вероятность развала парламентской коалиции велика: «Нестабильная социально-экономическая ситуация в целом и недовольство общества действиями правительства, в частности, может привести к потере премьерского кресла для Яценюка. В связи с чем большинство коалициантов и других политических сил уже сейчас пытаются дистанцироваться от премьер-министра и принятых им непопулярных решений. Они начинают все громче критиковать правительство, вместо поддержки, тем самым раскачивая и так неустойчивое положение коалиции. Много кто пытается переложить всю ответственность за ситуацию в стране на главу правительства, после устранения которого они смогут продлить свое пребывание у власти…».

Политолог Евгений Магда напоминает, что Коалиционное соглашение предусматривает, что выход одной фракции не приводит к распаду коалиции, если она при этом насчитывает более 226 парламентариев, а «это означает, что угрозу представляет только выход пропрезидентской фракции, которая все больше напоминает «Нашу Украину» времен всепоглощающего плюрализма мнений внутри нее. Выход из коалиции любой другой фракции по формальным признакам не приведет к ее краху».

Руслан Бортник, глава Украинского института анализа и менеджмента политики, говоря о целостности коалиции, отмечает, что «это вынужденная коалиция, которая находится под давлением общественного мнения, под давлением войны на Востоке Украины, под давлением наших западных партнеров. Всем этим политическим силам сложно сейчас работать вместе, потому что у них разные источники финансирования, у них разные социальные цели, у них, по большому счету, разные политические цели. Коалиция давно разделена на два блока. Это две большие политические силы – БПП и Народный фронт, которые вместе дают 232 голоса. И большинство голосований, которые происходят в парламенте, - это как раз до 240-250 голосов. Преимущественно голосуют эти две крупные политические силы. А более мелкие члены этой коалиции – Радикальная партия, Самопомощь, Блок Юлии Тимошенко – пытаются, находясь в коалиции, демонстрировать какую-то оппозицию нынешнему социальному курсу, каким-то образом снять с себя любую ответственность за те социально непопулярные решения, которые принимает власть».

Украинский политолог Владимир Фесенко, говоря о противоречиях внутри коалиции, отмечает: «…Насколько я знаю, ни один из участников коалиции не собирается выходить из ее состава. Думаю, что риски распада коалиции, если ничего не произойдет форс-мажорного в ближайшие месяцы, могут усилиться только к осени, не раньше». А по поводу неоднократных заявлений Олега Ляшко о возможном выходе радикалов из состава коалиции, Фесенко отмечает: «Нужно обращать внимание не на заявления, а на то, как голосует Радикальная партия. Вот лучший ответ на этот вопрос. Насколько я понимаю, Олег Ляшко и его фракция не собираются выходить из коалиции. Играть дальше роль внутренней оппозиции они будут с удовольствием, а вот выходить из коалиции не будут».

Председатель Верховной Рады Украины Владимир Гройсман, отчитываясь о ста днях работы парламента, заверил, что ситуация в коалиции «вполне здорова», хотя «не все просто». Спикер отметил следующее: «…То, что коалиция сегодня дает вполне хорошие сигналы, что она жива, что большинство способно принимать ответственные решения, даже если они непопулярны, - это тоже достаточно позитивный сигнал. У нас достаточно много дискуссий на разные темы, но важно то, что мы находим взаимопонимание, и в зал, в большинстве случаев, выходим с согласованными решениями. Я оцениваю ситуацию в коалиции как вполне здоровую».

В принципе, большая часть экспертов, политологов и представителей масс-медиа подчеркивают, что нардепы не очень стремятся постичь искусство работы в коалиции. Такой вывод подтверждается данными, которые обнародовал Дмитрий Шимкив, заместитель главы Администрации Президента. Так, Шимкив отметил, что на сегодня выполнено лишь 5.2% обязательств, закрепленных в Коалиционном соглашении.

Кроме того, неоднозначные события в Верховной Раде четко продемонстрировали, что парламентской коалиции еще далеко до «безоблачной» работы. Естественно, что даже в таком большинстве остро нуждается Администрации Президента, ведь нужно принимать новую Конституцию, проводить выборы на местах и т.д. Вместе с тем, эксперты находят также основания и для изменений в составе парламентской коалиции, ведь работа народных избранников должна быть слаженной, эффективной и на благо украинского народа.

Анна Воронцова


Поделитесь в соцсетях: