Продолжительные боевые действия на востоке Украины закономерно привели к резкому ухудшению социально-экономических показателей развития Луганской и Донецкой областей.

Полная картина потерь на сегодняшний день неизвестна, поскольку противостояние продолжается. Оценки, которые даются экспертами относительно разрушений в коммунальной, социальной, транспортной, производственной, энергетической и иных сферах, носят лишь приблизительный, ориентировочный характер, ведь осмотреть поврежденные объекты, находящиеся на территориях, подконтрольных боевикам, не представляется возможным.

Согласно данным Министерства регионального развития Украины, только на начало осени на Донбассе были повреждены/разрушены 217 объектов образования, 51 объект спортивного и культурного назначения, 45 объектов здравоохранения, 123 промышленных объекта, 81 админздание, 14 объектов торговли, - общей стоимостью 4 млрд. 788 млн. гривен. В Донецкой области было разрушено или повреждено 4 740 жилых домов, в Луганской области – более 690 домов, без жилья осталось почти 800 тысяч человек.

В последние месяцы террористы очень часто применяют тяжелое вооружение, что приводит к еще большим масштабам разрушений. Помимо колоссальных разрушений инфраструктуры, большие потери несет украинская финансовая система. Это происходит из-за снижения финансовых показателей деятельности предприятий, накоплением долгов по заработной плате, сокращением отчислений в госбюджет Украины, увеличение долгов за потребленные услуги ЖКХ и электроэнергию, падением объемов валютных поступлений и внешней торговли.

Однако ситуация может значительно усугубиться в случае того, если будут совершаться какие-либо диверсионные, террористические и иные противоправные действия на объектах, которые являются потенциально опасными.

Согласно информации средств массовой информации, даже после очередного объявления о якобы прекращении боевых действий, с середины декабря обстрелы со стороны боевиков не утихают, разрушая все новые и новые объекты Донбасса. Помимо этого, боевики вовсю пользовались прекращением огня со стороны украинских военных, продвигаясь вглубь территорий, находящихся под контролем нашей украинской стороны, и совершая на этих территориях террористические акты.

Так, Геннадий Москаль, председатель Луганской облгосадминистрации, рассказывает о том, что с момента объявления о прекращении огня 9 декабря в Луганской области было зафиксировано 12 обстрелов, 10 декабря - 16, 11 декабря – 3 обстрела, 12 декабря - 8, а во все последующие дни огонь вообще не прекращался. «Впервые за долгое время под огневой удар попал Меловский район, который расположен на севере Луганской области за 100 км от линии разграничения. После полуночи окраину Мелового, где расположен блокпост украинских силовиков, несколько раз обстреляли из гранатометов. Очевидно, «работала» разведывательно-диверсионная группка», - пояснил Москаль.

Конечно же, украинские власти делают попытки решить проблемы неспокойного востока Украины, обеспечивая вынужденных переселенцев жильем, работой, соцвыплатами.

Однако существенно помогать в этих проблемных вопросах может и местная власть. Так, нужно отметить, что кадровая политика при любых обстоятельствах являлась важным элементом в жизни украинского общества. Довольно продолжительное время в Луганской области «у руля» находились представители ПР, некоторые из них поддержали сепаратистские настроения, что привело к обострению кадровой проблемы в регионе. Дабы эту проблему решить, 18 сентября 2014 г. президент Украины Петр Порошенко назначил на должность председателя Луганской облгосадминистрации экс-нардепа (и генерала) Геннадия Москаля.

По мнению экспертов, такой шаг Порошенко является в данной ситуации правильным и своевременным, поскольку Луганская область, была фактически разъединена, гражданский человек управлять ею не смог бы, а значит, не выполнил бы поставленных перед ним задач.

К примеру, об этом на своей странице в Facebook пишет Дмитрий Снегирев, лидер общественной инициативы «Правое дело»: «Учитывая специфические моменты, связанные с Луганщиной, Геннадий Москаль – это лучшая кандидатура на пост губернатора области. Геннадий Москаль – человек волевой, жесткий и решительный, может удержать ситуацию, которая сейчас разворачивается в области. К тому же он уже себя проявлял при похожих обстоятельствах, когда наводил порядок в Крыму, а тогда полуостров был практически украинской Сицилией. Поэтому с приходом Геннадия Москаля ситуация изменится коренным образом».

Но не все эксперты настолько восторженно восприняли данное назначение, полагая, что это лучший выбор из худшего. Так, к примеру, украинский политолог Владимир Фесенко считает, что «дело не в том, что на должность губернатора Луганской области никто не соглашается, выбора особого нет. У нас перевелись олигархи, желающие возглавить области, как это было весной. Плюс в стране кадровый голод, особенно на Востоке».

По мнению эксперта, местные кадры связаны или со свергнутой властью, или с ДНР и ЛНР, потому нужен человек, который пользовался бы доверием новой власти и, кроме того, был опытным, жестким, эффективным руководителем. «Когда нет других кадров, то и Москаль губернатор! Ирина Веригина, которая всю войну прошагала в должности и.о. губернатора, публично проявила себя неплохо. Она делала то, что могла. Но она женщина. А нужен генерал, чтобы удержал власть. Вот почему возникла кандидатура Москаля. Он отвечает необходимым критериям», - считает Фесенко.

Кроме того, специалист делает акцент на том, что депутатская деятельность деформировала имидж политика, причем в худшую сторону, но замены Москалю пока что нет. Основной задачей Москаля как губернатора Луганщины является удержание порядка в тех районах области, которые не признают ЛНР. Фесенко отмечает, что переговоры с сепаратистами не являются задачей губернатора, а вот решать проблемы локального значения он вполне сможет: «От него требуется организовать жизнедеятельность на севере области, чтобы люди пережили зиму, чтобы был относительный порядок».

Владимир Горбач, политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества, отмечает, что Москаль был назначен на должность председателя Луганской ОГА по нескольким причинам: «Основная: эта должность не привлекательна. Ну, кто на нее согласится в настоящее время? Г. Москаль мог быть одним из немногих, кто захотел». Второй причиной, считает эксперт, являются личные качества Геннадия Москаля: он генерал милиции, силовик. Боролся с мафией и в Крыму, и в

Днепропетровске, и никто на него тогда не жаловался, были определенные успехи. «Такой жизненный путь очень важен для военной Луганщины», - подчеркнул эксперт.

Кроме того, по мнению Горбача, нынешнее губернаторство является для Москаля, по сути, возвращением на должность, на которой он пробыл всего полгода и не смог добиться особых успехов: в 2005 и 2006 г.г. Москаль уже делал такие попытки, однако жители Луганской области звали его «бандеровцем».

Вадим Гудыма, глава общественной инициативы «Честно», считает, что основным заданием председателя Луганской облгосадминистрации на сегодняшний день является защита тех людей, которые остались на освобожденных территориях. Кроме того, проблемным является вопрос беженцев.

Эксперт считает Геннадия Москаля «антикриминальным чиновником». В столь неспокойном регионе президенту Порошенко нужен такой человек, который знает особенности этого уголка нашей страны и его жителей. Пригодится Москалю и его милицейский опыт борьбы с преступностью.

Стоит отметить, что у экспертов нет стопроцентной уверенности в том, что Геннадий Москаль сможет справиться с экономическими и социальными проблемами. Так, Вадим Гудыма делает акцент на отсутствие у Москаля хозяйственного опыта, который был бы ему крайне полезен в измученной войной Луганской области.

Ведь в результате боевых действий на территории области серьезно пострадал малый и средний бизнес, промышленные предприятия. Имеется в виду двадцать предприятий, которые прекратили работу либо получили серьезные повреждения во время боевых действий.

Так, превратили свою работу следующие предприятия: Алчевский металлургический комбинат, Попаснянский вагоноремонтный завод, Стахановский завод ферросплавов, Стахановский вагоностроительный завод, Первомайский электромеханический завод, ООО «Сталь», «Лугцентроковаль», «Металлы и полимеры», ВО «Трансмаш» и ряд других предприятий. Также остановлена добыча угля на многих шахтах. Согласно подсчетам ЛОГА, для восстановления промышленных объектов области нужно почти 9 млрд. грн., и эта сумма постоянно возрастает. По причине боевых действий более 30 тысяч жителей региона лишились работы.

Сам Геннадий Москаль, комментируя ситуацию, заявил, что в столь сложных сложившихся условиях он является компромиссной фигурой. Когда соглашался с назначением на пост губернатора Луганской области, то прекрасно понимал, на что соглашается, и сразу же выразил готовность решать проблемы. «Луганщина всегда была больше «оболванена», чем Донецкая область. Там были какие-то разноплановые элиты – донецкие бизнесмены и депутаты – Ахметов, Колесников, Звягильский, Ландик, Клюевы. Всего около 20-25. А здесь только один экс-глава фракции Партии Регионов и экс-губернатор Луганщины Александр Ефремов, который никому жизни не давал», - сказал Геннадий Москаль.

Кроме того, Москаль отмечает, что в Луганской области всегда давали больший процент голосов на выборах за Партию регионов, нежели в Донецкой области: «Здесь было обожание хуже, чем Компартии в советские времена: мол, если бы не было Партии регионов, все бы умерли и погибли. А на самом деле здесь даже предприятий первичной обработки нет – просто сырьевой придаток. Теперь все здесь надо переворачивать с ног на голову, учитывая, что никакой инвестор сюда не придет».

Москаль обращает внимание на обострение ситуации на оккупированных территориях и считает, что в связи с ухудшением финансового состояния на территории, подконтрольной так называемой Луганской народной республике, прогнозируется увеличение количества вынужденных переселенцев.

Председатель Луганской ОГА говорит о том, что на территории, подконтрольной украинской власти, есть еще «масса свободных помещений», куда можно размещать людей. Помимо этого, большинство людей решает собственные проблемы и без помощи украинских властей: расселяются у друзей и родственников. «Им просто нужны деньги за разрушенное и утраченное имущество. Причем не очень большие. Например, если квартира и дом утрачены полностью, то это около 150 тысяч гривен единоразово, и еще по 10 тысяч гривен на каждого члена семьи», - отмечает Москаль.

Значительная часть населения на оккупированной территории обвиняет в своих бедах Киев, а потому не готова выступать против вооруженных боевиков, среди которых много таких, которые могут применить оружие против мирного населения.

Помимо этого, СМИ рассказывают о том, что мирные жители Красного Луча, уставшие от постоянных грабежей и бесчинств боевиков, выгнали из города так называемых «казачков». Об этом сообщала пресс-служба штаба АТО на своей страничке в Facebook: «Местная община уже давно страдала от криминальных посягательств этих ряженых маргиналов. Поэтому люди собрались и единодушно высказали мнение, что судьбу жителей города должны решать исключительно они сами. Без подсказок со стороны незаконных вооруженных формирований и их хозяев».

Эксперты сильно сомневаются в том, что лидеры ЛНР смогут навести порядок на подконтрольной им территории. Так называемый глава ЛНР Игорь Плотницкий не так давно провел встречу с казаками Луганского края. Плотницкий считает, что «люди войны» должны быть на фронте, а все, кто хочет трудиться на благо государства в тылу, обязаны снять форму и сдать оружие. «Глава» ЛНР заявил также, что не будет ни «казачьих республик», ни независимых хуторов, - на всей территории ЛНР должна быть одна «народная власть».

Читайте также: За сутки боевики дважды обстреляли Луганскую область

Однако вряд ли террористы добровольно сложат оружие и пойдут работать, ведь мародерствовать и убивать гораздо легче, нежели решать вопросы обеспечения жизнедеятельности населения. Киев это прекрасно понимает, потому-то Вооруженные силы Украины нуждаются в серьезном укреплении и подготовке к дальнейшей борьбе с врагом.

Анна Воронцова


Поделитесь в соцсетях: