Это была самая необычная президентская кампания в почти 23-летней истории независимой Украины. Позади – Майдан, в стране – война, впереди – неизвестность. Благодаря хозяину Кремля и осколкам прежней украинской власти, на улицы наших городов пришла война. «Обычные люди» на Майдане, в Крыму и на Донбассе по сути хотят одного и того же – достойной жизни. Однако лживая пропаганда искусственно и искусно развела многих из них по разные стороны баррикад. Выборы на фоне войны… Она определила основные особенности избирательного марафона, она задала его главные вопросы: как сберечь единство страны? как избежать новых жертв? как бороться с «мирными террористами»? как понять, что худой мир лучше доброй войны? Итоги выборов тоже во многом определила война.

В нужное время в нужном месте


Еще позавчера Петр Порошенко был одним из влиятельнейших политдеятелей эпохи «любих друзiв» Ющенко, покинувший пост главы СНБО с огромным антирейтингом. Еще вчера он был просто известным украинским политиком и олигархом и почти никакого рейтинга «за душой» не имел. Сегодня он – Президент, который победил уже в первом туре, собрав впечатляющий урожай в почти 55% голосов. Порошенко оказался в нужное время в нужном месте. Среди кандидатов на «президентскую булаву» он стал для большинства сограждан самым приемлемым. Взвешенный политик, далекий от радикализма, прозападная ориентация, красноречие оратора, дипломат, умеющий договариваться с противоположными сторонами... В стране, где сегодня крайне актуально единство, Порошенко пришелся ко двору. Фактор войны, требующий наибыстрейшего формирования новой вертикали власти и наведения порядка в державе, помог Петру Алексеевичу с ходу добыть такой фантастический процент поддержки. И даже закономерная нелюбовь народонаселения к олигархам не смогла в этом случае сыграть свою злую шутку.

А вот «звездный час» Юлии Тимошенко, похоже, уже позади. Уже первое ее появление на Евромайдане после Качановской колонии с попыткой предложить себя в народные вожди наглядно показало: массы ее освободили, но в качестве лидера нового времени отнюдь не рассматривают. Тимошенко больше, чем Порошенко, ассоциируется с теми системными подходами и стандартами, против которых и выступил Майдан. Явно не на пользу Юлии Владимировны пошли и предположения о ее хороших отношениях с президентом России. Тимошенко активно использовала антипутинскую риторику, однако, поколебать сомнения скептиков ей не удалось. Не прибавляли политического веса потеря Крыма и терроризм на Донбассе в период, когда высшие посты в государстве в руках представителей «Батьківщини». Недюжинный артистизм, умение общаться с аудиторией, интенсивные появления в СМИ, большой опыт участия в предвыборных «гонках по вертикали» – все это уже не смогло помочь имиджу экс-премьер-министра. Запад и Центр Украины – основные электоральные базы ЮВТ – отказали ей в большой поддержке. В то же время она остается очень серьезной фигурой на шахматной доске украинской политики.

Третье место Олега Ляшко, да еще и с 8% – вероятно, самая большая неожиданность этих выборов. Многие не воспринимали всерьез его экстравагантные пассажи на телешоу, колоритные вилы и прочий арсенал характерных методов, считая все это банальной клоунадой. Однако в нынешних условиях безвременья, войны, смены вех, падения прежних авторитетов появился спрос и на деятеля такого рода.

Игроки второго плана


Анатолий Гриценко уже второй раз упорно участвует в президентских выборах, старается почаще напоминать о себе в СМИ, недавно предлагал свою кандидатуру на должность верховного главнокомандующего, но завоевать большую народную любовь у него пока не

получается. Все время чего-то не хватает. Возможно, большей раскрутки на телеэкранах или более технологичной работы его команды. А, может, на этот раз дело в том, что он выступал на электоральном поле Порошенко с Тимошенко и остался в их тени.

У Сергея Тигипко были отличные шансы на президентство в 2004 году, если бы тогда он, а не Янукович, стал кандидатом от власти. Весьма солидный результат он показал на выборах в 2010-м. Но вскоре выяснилось, что его «Сильная Украина», увы, слабая, пенсионная реформа «от Тигипко» вызвала в обществе массовое недовольство, а сам Сергей Леонидович где-то затерялся среди боссов Партии регионов. Предпринятая сейчас попытка вернуться на политический Олимп, говорить от имени Юго-Востока назидательно обернулась довольно посредственным результатом. Хотя, если бы полноценно голосовал Донбасс и участвовал Крым, то цифры были бы, разумеется, повыше.

Михаил Добкин презентовал уходящую в небытие ПР. И этим все сказано и все объясняется. За человека из прошлого, которое нужно менять, за проигравшего еще до выборов отдавать голоса малоинтересно. К тому же для многих он недостаточно знакомая, скорее харьковско-региональная, чем общенациональная фигура. На низком 3% результате, естественно, существенно сказалось и неголосование значительной части базовых для ПР избирателей и конкуренция с Тигипко, забравшая проценты у обоих.

Довольно успешным, как для дебютов, можно считать появление в когорте соискателей президентства В. Рабиновича и О. Богомолец. А вот самых радикальных участников марафона – и многоопытного бегуна О. Тягнибока, и новичка на этой дистанции Д. Яроша постиг провал.

В чьих руках вожжи?


После двух Леонидов и двух Викторов в украинское президентское кресло садится Петр I. Будет ли Украина жить «по-новому»? Сможет ли «шоколадный король» обеспечить, если не сладкую, то хотя бы приличную жизнь? Сумеет ли он крепко держать вожжи в своих руках там, где необходимо действовать решительно, и вовремя их ослабить там, где нужен язык компромиссов? Прорубит ли Петр, подобно императору из соседней страны, окно в Европу? (кстати, и того Петра звали Алексеевичем). Очень многое будет зависеть от позиции широких народных масс.

Евромайдан победил, а начальника страны по-прежнему выбираем из представителей старой системы. Угнетаемый и раздираемый противоречиями народ нашел в себе силы подняться на восстание против поработителей. Самоотверженность, мужество, жертвенность «простых людей» – в этом величие Майдана. В то же время к власти приходят не те, кто в толпе, а те, кто на трибуне. Массы не выдвинули своих вождей, способных стать лидерами в масштабах страны. Посему у власти останется старый господствующий политический класс. И в этом печальный парадокс «революции достоинства». Но при всех своих недоработках Майдан, свергнувший прежнюю власть и выдвинувший лозунг народного контроля за любой властью, остается лучом света в темном царстве и надеждой на будущее.

Александр Кумбарг


Поделитесь в соцсетях: