Если заключение масштабного Соглашения об ассоциации между Евросоюзом и Украиной все-таки произойдет, в скором времени появится возможность капитальных политических изменений в северной части Евразии. Удачной «европеизация» Украины могла бы послужить импульсом поэтапного внедрения европейских ценностей и в других странах бывшего Советского Союза, до его азиатской части.

Впрочем, без официального объявления о возможности Украины вступить в будущем в ЕС, пусть даже в долгосрочной перспективе и с жесткими условиями, самый демократизационный проект Брюсселя на данный момент является исключительно своеобразным экспериментом, который, возможно, потерпит крах.

Помимо предоставления официальной перспективы членства в ЕС, на случай если произойдет обострение в российско-украинских торговых отношениях, Брюсселю и странам-членам Европейского Союза следует заявить о возможном применении санкций к Кремлю. Дабы предотвратить разрушительные последствия, которые будут иметь два «братских народа» ввиду серьезного политического и экономического противостояния, Евросоюз будет должен сделать все возможное.

Значение Соглашения


После многолетних поисков национальной идентичности и собственного положения в мире, украинцы оказались на распутье: с одной стороны, Украина является частью Европы, нам присущи западные идеи и у нас схожие общечеловеческие ценности, с другой – мы являемся своеобразным сегментом «евразийской» цивилизации, центр которой находится в России. Многие спорят о том, к кому мы все-таки ближе. Хотя с этим вопросом за всю нашу историю мы сталкивались не один раз. Впрочем, новоявленным моментом является то, что на сегодняшний день перед Украиной лежит четко сформулированный выбор в виде опубликованных текстов двух готовых к подписанию договоров: Таможенный союз и Ассоциация с ЕС. Вместе с тем, удачная имплементация Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом может привести в дальнейшем к вступлению Украины в ЕС.
Для ЕС, в свой черед, удачное подписание, а также ратификация и реализация этого обширного и в настоящее время уникального документа могло бы стать огромнейшим успехом в истории продвижения им демократии в отдельно взятые страны мира.

С прогрессирующим вовлечением Украины в Евросоюз Россия вынуждена будет навсегда распрощаться со своими, так сказать, неоимперскими амбициями, которые тревожат целый ряд политических умов. К тому же, существует очень много разнообразных контактов (личных, научных, политических, экономических, культурных и т.д.) между гражданами Украины и населением других постсоветских республик. Успехи нашей страны в вопросах демократизации, либерализации, построения правового государства, общественной модернизации будут замечены в первую очередь в России и Беларуси, а также в Центральной Азии и на Кавказе. Из этого следует, что Украина важна для Европейского Союза не только в качестве отдельного государства.

Туманное будущее


В зависимости от триумфа или, наоборот, провала европейской интеграции Украины существенные геополитические последствия и импликации для безопасности Европы означают, что Россия и ЕС уже сегодня находятся на поворотном моменте развития своих отношений.

Нарастающая нервозность Москвы в связи с возможным в будущем присоединением Украины к проекту европейской интеграции, в течение последнего времени очень показательно демонстрировалась. Судя по всему, Кремлевская политическая элита хорошо понимает исторический характер будущего решения Украины. И, наоборот, в большей части западноевропейских столиц отношения Украины с ЕС по сей день являются второстепенной темой. Вследствие такого «невнимания» прихрамывает и ЕС-совское планирование, касающееся последующих вызовов, а также путей ассоциационного процесса с Украиной.

Пока остается ясным только краткосрочный план действий: на саммите Восточного партнерства ЕС в Вильнюсе в конце ноября или не позднее следующего года должно, наконец, быть подписано Соглашение об ассоциации с Украиной. Но какую именно политику будет проводить Брюссель уже после подписания Соглашения с целью обеспечения успеха этого грандиозного проекта, остается на сегодняшний день загадкой.

О том, что произойдет после, судить трудно, так как ЕС пока не подготовлен ни к резкой реакции на евроинтеграцию Украины со стороны России, ни к немалым трудностям в эффективном воплощении самого Соглашения об ассоциации, которые, несомненно, будут создавать неординарные механизмы функционирования отечественной экономики, судов и государственного управления послесоветской Украины.

Осложнения: Россия-Украина-ЕС


По всей видимости, до недавнего времени ЕС не учитывал тот факт, что евроинтеграция Украины вызовет негативную реакцию Кремля. Неосведомленность Брюсселя походит на непредусмотрительность части немецкой элиты, которая касается вопроса мотивов реализации знаменитых газотранспортных проектов России Южного и Северного потоков.

По сей день немецким социал-демократам остается непонятно, что, прежде всего, дорогие подводные газопроводы нужны России, дабы стать менее зависимой от газотранспортной системы Украины. Кремль хотел бы иметь возможность, хотя сейчас в значительной степени у них уже есть она, вольно маневрировать отношениями с «братскими народами», а точнее белорусами и украинцами, так как угрозы абсолютного прекращения российских поставок газа в Евросоюз уже нет.
Брюссельское игнорирование безосновательности и интенсивности претензий России к украинской стороне подобно берлинскому пренебрежению истинными мотивами построения дорогостоящих подводных газопроводов. Несмотря на то, что у Москвы уже был опыт в прошлом с применением множества торговых санкций к странам-членам Восточного партнерства, Европейский Союз был очень удивлен, когда в августе текущего года Москва попыталась повлиять на Украину при помощи завуалированного эмбарго на весь украинский импорт в течение пяти дней и, таким образом, заставить ее отказаться от курса европейской интеграции.

Если вспомнить действия правительства России в августе 2008 года в отношении Грузии, можно с уверенностью утверждать, что нельзя недооценивать готовность Москвы прибегать к конфликтам, чтобы обеспечить свои интересы на постсоветском пространстве.

Российской власти необходимо дать понять, что еще одно эмбарго для Украины может послужить причиной общеевропейского торгового бойкота Кремлю, особенно это касается существенного сокращения сотрудничества в энергетической сфере. Возможные убытки, которые могли бы быть в результате такого противостояния на предприятиях и в госбюджете, в конечном счете, привели бы к социальным беспорядкам в стране, что, в свой черед, грозило бы внутриполитическими рисками для Москвы.

Возможность потери власти из-за сокращения экспорта российского сырья в Евросоюз, бюджетных проблем и последующих социальных вспышек заставит Кремль выбрать политику, которая существенно бы отличалась от той, которую он много лет проводил по отношению к Молдове и Грузии, а теперь начал твердо воплощать в отношении Украины и Армении.
Первая реакция Брюсселя на российское давление на Украину говорит о том, что в органах Евросоюза, по крайней мере, распознали взрывоопасность ситуации. Остается надеяться на то, что и в Берлине, Лондоне, Риме, Париже и т.д. также обговариваются опасные сценарии развития украинско-российских отношений, и не сегодня-завтра они отправят определенные сигналы в Москву.

Заключение
Евросоюз и его страны-члены в дальнейшем не смогут избежать более интенсивного взаимодействия с Украиной, поэтому им следует внимательнее интересоваться спецификой наших внутренних и внешнеполитических проблем. Уж очень большие риски и шансы, которые связаны с будущим развитием территориально самого большого европейского государства.

Паламарчук Ирина


Поделитесь в соцсетях: