Украинские ученые начали освоение европейских образовательных центров еще задолго до русской спудейской экспансии в Европу времен Петра I.

Одним из самых известных в ХV веке преподавателей Краковского университета, на лекции которого приходил молодой Николай Коперник, был профессор Котермак (более известный под именем латиноязычного поэта Юрия Дрогобыча) – многолетний ректор Болонского университета, первый из украинцев, кто был удостоен звания доктора свободных искусств и медицины.

Сейчас же наблюдается очередная волна интеллектуального штурма европейских и американских ВУЗов украинскими специалистами. По приблизительным подсчетам Министерства образования (приблизительным, поскольку, кроме официальных программ обмена студентами, которые финансируют различные фонды и правительства других государств, многие студенты сейчас едут учиться за границу за счет родителей или спонсоров или берут в банке кредит на обучение), ежегодно желанный диплом европейского образца получает от 10 до 15 тысяч украинцев.

К тому же конкурс на одну стипендию по официальным программам ежегодно растет (хотя некоторые программы европейских правительств или фондов постоянно сокращаются), а условия их получения становятся все жестче. Причина в том, что в начале независимости Украины многие страны хотели поддержать наш курс на евроинтеграцию, поэтому и вводили широкий спектр стипендий для обучения в высших учебных заведениях Европы. Теперь, когда большое количество студентов после получения диплома начало оставаться за рубежом, правительства стран вводят определенные ограничения: от запрета иностранным студентам в течение нескольких лет претендовать на трудоустройство к запрету въезда в страну в течение определенного времени после завершения обучения.

Причины эмиграции


Несмотря на это, количество дипломированных эмигрантов пока превышает количество возвращающихся в Украину. Возвращаются преимущественно люди, которые являются специалистами по гуманитарным предметам – социологии, психологии, журналистике, так как в Европе есть куча своих специалистов и нашим найти работу в этой сфере гораздо сложнее.

Те же, кто четко ориентируется на науку, обратно не возвращаются, потому что им в Украине делать нечего: один эксперимент в области квантовой физики стоит больше, чем стоимость всего высшего образования в Украине. Поэтому они пытаются еще во время учебы закрепиться на кафедрах, зарекомендовать себя и остаться в университетах.

Есть и третья категория людей – это те, кто целенаправленно едет получить бизнес-образование. Они с самого начала ориентируются на высокие должности и высокие заработки, и им все равно, где работать, чтобы хорошо платили.

Главное отличие


Европейское и американское образования давно уже приняли главной целью развитие у будущих специалистов самостоятельности мышления, умения приспосабливаться к новым условиям и узкой специализации, в то время как украинское образование пропагандирует расширение научного кругозора и освоение широкого спектра знаний из разных областей.

И то и другое имеет право на существование, хотя лучший результат получают, когда сочетают обе системы (что, собственно, и можно наблюдать у наших студентов, которые получают за рубежом вторую специальность или продолжают обучение на магистерских курсах). Однако и здесь есть свое «но»... Уровень знаний и уровень организации процесса обучения в Украине чрезвычайно низкие. Во многих отраслях студентов учат по московским учебникам десятилетней давности, переведенных с еще более старых англоязычных учебников. А прочитать новую редакцию этого учебника в оригинале большинство нашей профессуры просто не имеет возможности. Особенно это касается таких новых для Украины отраслей, как экономика, бизнес, управление финансами.

Наши дипломы в мире


Поэтому в Украине и не доверяет отечественным дипломам. Часто на работу приходят устраиваться, к примеру, дети богачей с красными дипломами, у которых на самом деле уровень знаний и умение ориентироваться в конъюнктуре рынка нулевые. А происходит это преимущественно потому, что родители за взятки купили им диплом, а теперь хотят и на работу устроить «по блату». Не доверяют нашим дипломам пока и в Европе. А в Украине во многих крупных компаниях гораздо охотнее принимают на работу специалистов с европейским опытом учебы или работы.

К сожалению, украинские дипломы, какие бы они не были красные, в мире сейчас не котируются: там гораздо легче найти работу человеку, имеющему диплом худшего университета Германии, чем лучшего университета Украины. Между тем еще в мае 2005 года Украина стала полноценным участником Болонского процесса, и мы уже давно завершили вхождение в европейскую систему высшего образования, по которой Европа якобы должна признавать наши дипломы и научные степени. Правда, академическое признание – это одно, но, поступая в высшие учебные заведения Европы или устраиваясь за границей на работу, все равно претенденты вынуждены проходить конкурс на общих основаниях.

Итог


Количество дипломированных специалистов с украинским гражданством и европейским опытом будет постоянно расти. И многие из них, прежде чем искать счастья по свету, попытаются воспользоваться возможностью для самореализации в Украине. Они и будут формировать золотую акцию интеллектуального потенциала государства. Вот только эта акция будет очень чувствительной к экономической и политической конъюнктуре: при малейшей угрозе сужения их прав и свобод молодые и амбициозные люди легко могут сорваться с места и уехать за границу, инвестируя свои знания и энергию в развитие светлого капиталистического будущего других стран. И есть опасность, что рядовых украинцев останутся учить и лечить только «специалисты» с купленными красными дипломами, для которых нет места в мире.

Паламарчук Ирина


Поделитесь в соцсетях: