После завершения Евро-2012 прошло уже больше года, однако его последствия страна ощущает до сих пор. «В наследство» Украине достались ненужные стадионы, едва наполненные зрителями, «качественные европейские» дороги и, конечно же, печально известные поезда «Hyundai».
Главный защитник скоростного движения Борис Колесников много раз доказывал, что альтернативы корейским поездам нет и быть не может. Но так ли это?
Работа с одним участником
С первых дней ситуация с приобретением новых поездов выглядела очень странно. В начале ноября 2010 года, Колесников издает распоряжение, в котором требует в сжатые сроки принять ряд мер, направленных на подписание контракта только с одним участником - компанией «Hyundai». Сумма сделки – 307 000 000 долларов.
Дальше - больше. Своих финансов на такую «значимую» покупку у УЖД (Украинские железные дороги) нет, а значит, нужен кредит. И к этой процедуре подключают корейский «Exim Bank», который, в свою очередь, готов предоставить необходимые средства. В итоге корейские поезда покупаются за корейские же деньги.
Вопрос – откуда такое служебное рвение? С нашим нищим бюджетом выгоднее провести тендер, тем более что стоимость одного поезда Крюковского вагоноремонтного завода значительно ниже – 25 000 000 долларов, против 36 840 000 за «Hyundai».
Ведь еще в декабре 2010 года, Николай Азаров выразил свое недовольство тем, как УЖД и Минтранс обновляют железнодорожный транспорт. Он лично требовал от Бориса Колесникова уделять больше внимания Крюковскому вагоностроительному заводу, как отечественному производителю, и рассмотреть европейские банки как возможных кредиторов. Но по какой-то причине бывший вице-премьер проигнорировал указание своего шефа.
Первое что приходит в голову – Колесников лично заинтересован в этом контракте, а остальные варианты его не устраивают. Это похоже на лоббирование определенных интересов, а для того, чтобы доказать «правильность» своего выбора, экс-вице-премьер разворачивает целую кампанию по поддержке корейских поездов.
«Научно» доказанный выбор
По заказу УЖД, Государственный научный центр провел (конечно, за бюджетные деньги) исследовательскую работу и на пальцах доказал приоритетность «корейского» выбора. В данном случае сравнивались «Hyundai» и поезда польского концерна «PESA». Дальше только цифры:
- базируясь на существующих тарифах, срок окупаемости поездов «Hyundai» составит 14 лет, в то время как польским «PESA» понадобится чуть больше 8,5 лет;
- для обеспечения окупаемости проекта на протяжении 8 лет необходимо поднять цены за проезд: для «Hyundai» - на 65%, для «PESA» - на 40 %;
- доход в течение жизненного цикла поездов «Hyundai» составит 5 716 080 000 гривен (50 лет эксплуатации), а для поездов «PESA» - 4 980 929 000. гривен.
Давайте разберемся
Почему в этом документе не упоминают украинского производителя? Все очень просто – «крюковские» поезда в пух и прах разобьют все доводы в пользу «корейцев».
Быстрее и дешевле (для пассажиров) окупаются польские поезда, но кто их будет спрашивать? В противном случае у УЖД не будет законного повода оправдать существенное подорожание билетов. Главной изюминкой «Hyundai», из-за чего собственно и поднимали цены, является быстрота и комфорт (хотя насчет комфорта тут еще можно поспорить).
Как показала практика, «корейцы» оказались не готовы к украинским условиям, в то время как «крюковский» ЭКр1 спокойно курсирует по отечественным ухабам, да и проблем с нашим климатом у него не возникало.
Отсюда вывод – отчет по научно-исследовательской работе, скорее всего, делали для отвода глаз.
Борис, ты не прав...?
Несмотря на существующие проблемы с корейскими поездами, Борис Викторович продолжает уверять украинцев в том, что поломки дело обычное и даже «мерседесы новые ломаются». С этим никто не спорит, но когда за бюджетные средства закупают технику, которая не выдерживает наших реалий, все аргументы рассыпаются, как карточный домик.
Самое интересное заключается в следующем - министерство инфраструктуры усиленно скрывает детали подписанного контракта. Мало того, все попытки нардепов узнать хоть что-то из этого загадочного документа, также безуспешны. Тогда возникает логичный вопрос, какие секреты содержит этот договор, если его копию скрывают от народных депутатов?