Есть ли в Украине дискриминация? Если внимательно изучить отчеты украинских и международных правозащитных организаций, мы узнаем, что это явление действительно существует. Проявляется оно начиная с того, что человек, к примеру, родившийся в семье цыган, с вероятностью в три раза выше не получит образование и работу, и заканчивая тем, что человека могут просто убить на улице за «неславянскую» внешность.

В Украине сложилась практика, когда дурным тоном считается даже упоминание о случаях дискриминации. Ведь наше законодательство содержит много положений, которые запрещают любые ее виды. Это действительно так. Но наличие упомянутых положений не означает, что огромное количество людей не подвергаются дискриминации, потому гарантии равенства и недискриминации, отраженные в законах Украины, не работают. Государство до сих пор не позаботилась о наполнении их реальным содержанием. Поэтому противоправные действия, направленные на нарушение прав (или создание препятствий для реализации прав) лиц, учитывая их национальность или этническое происхождение, цвет кожи, пол, язык общения, политические предпочтения или иные признаки, стали частым явлением. Настолько частым, что его не замечают. Как показывают социологические опросы, почти 90 процентов респондентов сталкивались в своей жизни с проявлениями дискриминации.

Увы, но случаи, когда суд принимает сторону малоимущих, инвалидов, то есть незащищенных граждан нашей страны – единичны. Как и таковые, когда люди вообще решаются обратиться за справедливостью в суд (по последним данным, более чем 60% украинцев не доверяют органам судовой власти).

Между тем, среди всех, кто в свое время пострадал или до сих пор страдает от дискриминации в нашей стране, оказываются не только граждане Украины. Так, расовая дискриминация – одна из наиболее распространенных в Украине. Иностранные студенты, беженцы, просители убежища могут много рассказать об этом.

Неравенство в трудовой сфере


Исследования показывают, что людям, возраста 45 лет и старше, очень сложно трудоустроиться, к тому же официально, поэтому часто они соглашаются на низкооплачиваемую работу, которая не обеспечивает их никакими социальными пакетами, трудовыми договорами, оплачиваемыми отпусками, льготами и т.п. Проблема заключается не только в объективно низкой конкурентоспособности старшего поколения по сравнению с молодым, но и в большом количестве стереотипов и предвзятом отношении к людям старшего возраста со стороны работодателей.

Также на работу не хотят брать молодых девушек, мол, они могут выйти замуж, а потом забеременеть и уйти в декрет – зачем нужны такие сотрудники, если через пару лет опять придется кого-то искать… А текст объявлений? – … нужна стройная девушка приятной внешности до 25 лет, с высшим образованием и опытом работы… – да здесь уже дискриминация и по полу, и по возрасту, и по внешнему виду. Получается, что человек с избыточным весом претендовать на эту работу не может. Нехотя берут и женщин старше 35 лет. Довольно распространены сексуальные домогательства. И зарплаты женщинам предлагают гораздо ниже, чем мужчинам.

Также особенно остро проблема дискриминации в трудовой сфере затрагивает отдельные группы этнических меньшинств. По данным Европейской комиссии против расизма и нетерпимости (далее ЕКРН), безработными являются менее половины ранее депортированных лиц, которые возвращаются в Украину. Большинство ромов (цыган) – безработные (это более 90% трудоспособных людей), что является предпосылкой ужасной бедности граждан этой национальности. К тому же они, как правило, многодетные.

Дискриминация со стороны правоохранительных органов


ЕКРН в своих отчетах отмечает, что представители некоторых групп меньшинств (ромы (цыгане), лица кавказской национальности, беженцы из Африки, Центральной или Восточной Азии) часто становятся объектами дискриминационного отношения со стороны представителей правоохранительных органов. Они значительно чаще страдают от необоснованных (незаконных) проверок документов, обысков, конфискаций документов и т.п. Возросло количество сообщений о насилии по расовым мотивам против лиц африканского или азиатского происхождения.

Сегодня в арсенале правоохранителей появились «осовремененные» инструменты дискриминации. К примеру, принудительная дактилоскопия или массовые обыски. В отношении лиц определенной национальности они стали привычным методом борьбы с преступностью.

Дискриминация в сфере образования и по доступу к жилью


По поводу образования, согласно данным Украинского института социальных исследований, примерно половина цыганских детей не посещают школы или регулярно пропускают уроки. А наиболее неблагополучная ситуация с образованием таких детей наблюдается в Закарпатье и на Харьковщине.

По доступу к нормальным жилищным условиям подвергаются дискриминации представители ранее депортированных коммунистической властью народов. Основная часть возвращающихся крымских татар обустраивается в 300 новых поселениях. Обеспечение их поселков электроэнергией (электросетями) составляет 75%, водоснабжением (водопроводами) – 27%. В этих поселках практически нет дорог с твердым покрытием, школ, медицинских учреждений. Отсутствие элементарных условий жизни уже сейчас привело к резкому ухудшению состояния здоровья крымских татар, а также к росту смертности среди репатриантов.

Почему так происходит?


Среди причин, способствующих распространению дискриминации в Украине, эксперты называют крайне плохое регулирование этого вопроса в законодательстве, «узость» норм. Так, статья 24 Конституции Украины предусматривает равный статус только для граждан Украины. Аналогичные недостатки имеют практически все другие законы Украины, которые содержат положения о запрете дискриминации.

Еще одной причиной является декларативность многих норм законодательства, то есть имеющиеся законодательные акты не работают, а также отсутствие ряда механизмов, которые могут служить противодействием дискриминации. Например, не существует механизмов распределения средств, выделяемых из бюджета на бесплатную правовую помощь, механизмов ответственности и защиты жертв дискриминации. Государство не обращает внимания на различные действия (в том числе дискриминационные) против меньшинств или их представителей.

Немаловажная причина, что в Украине нет органа, который может провести экспертизу о наличии или отсутствии факта дискриминации в определенных действиях лиц. Поэтому во время судебного разбирательства суд не имеет возможности поручить экспертизу определенному эксперту (организации).

В Украине практически отсутствуют достоверные статистические данные и регуляторный мониторинг, которые бы позволили оценить динамику «дискриминационных» процессов. Поэтому существуют проблемы с оценкой наличия этого явления, его последствий.

Итог
Чиновники утверждают – дискриминация в Украине практически отсутствует, и нужно сосредоточиться на других, более важных вопросах, – с чем не могут согласиться жертвы дискриминации, которые так и не реализовали и не защитили свои права из-за несовершенства антидискриминационного законодательства. Женщины и мужчины, старики и молодежь, украинские и иностранные граждане – все они готовы рассказать свою историю и поделиться опытом борьбы, если таковой имеется, за восстановление справедливости.

Паламарчук Ирина


Поделитесь в соцсетях: