Наверняка, многие помнят, как в конце марта нынешнего года пятнадцать горнодобывающих предприятий Донецкой, Львовской и Волынской областей были охвачены забастовкой. Тогда Михаил Волынец, глава Независимого профсоюза горняков Украины, сообщал о двадцати тысячах шахтеров, требовавших погашения задолженности по своей заработной плате.

Краткая хронология событий


Так, напомним краткую хронологию событий: 24 марта нынешнего года многотысячные митинги шахтеров состоялись возле администрации предприятия «Красноармейскуголь» в г. Димитров Донецкой области, а также в г. Червоноград Львовской области. Основными требованиями митингующих были погашение задолженности по зарплате, а также отставка министра энергетики и угольной промышленности Украины Владимира Демчишина.

Через месяц, 21 апреля, в Киеве прошел III Съезд шахтеров Украины, организаторами которого выступили Профсоюз работников угольной промышленности Украины и Независимый профсоюз горняков Украины (НПГУ). На Съезд прибыло более восьмисот делегатов. Основным вопросом, стоявшим на повестке дня, стал поиск путей выхода из критической ситуации, которая сложилась в угольной отрасли в результате некомпетентных действий руководства Министерства энергетики и угольной промышленности Украины. По словам организаторов Съезда, 90% участников съезда составили рабочие: Герои Украины, почетные и заслуженные шахтеры, бригадиры, отработавшие в шахте по 25-30 лет. Участвовала в Съезде и молодежь, только пришедшая в промышленность.

Утром 22 апреля шахтеры (по разным данным – от тысячи до 4 тысяч человек) протестовали под Администрацией Президента. Немногим позже побывали шахтеры возле Минэнерго, Верховной Рады и Кабмина. Шахтеры требовали выплаты зарплат (так, задолженность по зарплате шахтерам Донецкой области составляла 600 млн. грн.), отказа от импорта энергоресурсов в пользу закупки отечественного угля и отставки главы Минэнергоугля Владимира Демчишина.

На следующий день, 23 апреля, шахтеры вновь собрались на митинг. Так, протестующие перекрыли часть Крещатика, стучали касками и повторяли вышеуказанные требования. Стоит отметить, что парламентская фракция «Оппозиционного блока» в тот день покинула зал заседаний Верховной Рады, еще до начала работы, в знак солидарности и поддержки бастующих шахтеров.

Предпосылки и причины забастовок горняков


Но какие же еще причины послужили предпосылкой к этой забастовке? Так, например, довольно критическая ситуация сложилась в Луганской области: на складах государственного предприятия «Лисичанскуголь» находился двухмесячный объем добытого угля, на который не было покупателей. Михаил Волынец давал такой комментарий: «...Шахтеры не знают, куда девать произведенный уголь. Владимир Демчишин импортирует электричество из России, в то время как шахтеры не могут найти покупателей на свой уголь, а украинские теплоэлектростанции вынуждены останавливаться».

Кроме того, глава профсоюза горняков добавил, что представители профсоюзных организаций госпредприятия «Львовуголь» встречались с министром энергетики и угольной промышленности Украины Владимиром Демчишиным, дабы обсудить вопрос погашения задолженности по заработной плате горняков. Волынец рассказал следующее: «...Ни о чем не смогли договориться. Владимир Демчишин пообещал встретиться с министром финансов Натальей Яресько относительно средств шахтерам. Но нет никаких гарантий, что Минфин выделит средства».

Немногим ранее Михаил Волынец сообщал, что шахтеры нескольких шахт, находящихся на территории, подконтрольной Украине, отказываются выходить на работу из-за невыплаты им заработной платы. Председатель профсоюза горняков отметил, что шахтеры не получали зарплату с декабря месяца. При этом 240 миллионов гривен, которые планировалось направить на погашение долга по заработной плате горняков, были заблокированы на счетах банка «Киевская Русь», признанного 19 марта нынешнего года неплатежеспособным. 20 марта Михаил Волынец обвинил в махинациях с деньгами шахтеров министра Демчишина, а также его ставленника, заместителя генерального директора госпредприятия «Уголь Украины» Андрея Полторака.

Кстати, в пресс-службе Министерства энергетики и угольной промышленности Украины вышеупомянутую ситуацию прокомментировали, заявив, что задолженность возникла из-за неуплаченных денежных средств за реализацию угля. Якобы денежные средства госпредприятию «Уголь Украины» не поступили, и, соответственно, данное предприятие не имело средств для выплаты заработной платы шахтерам.

Юрий Зюков, бывший заместитель министра энергетики и угольной промышленности, заявлял тогда, что за то, что деньги горняков «зависли» в неплатежеспособном банке «Киевская Русь», - прямую ответственность несут должностные лица ГП «Уголь Украины». Зюков подтвердил также слова министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина относительно того, что Андрей Полторак был назначен заместителем директора госпредприятия «Уголь Украины» специально для того, чтобы курировать все финансовые вопросы: «В его прямые функциональные обязанности входит выбор банка, гарантия того, чтобы в этот банк попали деньги, и чтобы ушли оттуда шахтерам».

Кроме того, Юрий Зюков подчеркнул, что за время его работы в министерстве подобных проблем не было: «...Несмотря на то, что происходили банкротства ряда банков и были трудности в «Угле Украины», мы находили способы, чтобы деньги шахтеров не были арестованы, и выплачивалась заработная плата: открывали другие счета, переходили в другие банки... Деньги, тем более в таком объеме, как 200 миллионов, Полтораку нужно было десять раз проверить перед тем, как отправлять на любой банк. Это все произошло на смене руководства, абсолютно верно. Но пусть никого не ищут, ни на кого не списывают, а работают».

Стоит напомнить, что в первой половине марта компания «ДТЭК» перечислила на счет государственного предприятия «Уголь Украины», за отгруженный уголь, 300 млн. гривен. Минэнергоугля подтвердило блокирование на счетах банка «Киевская Русь» тех 200 млн. гривен, которые предназначались для зарплаты шахтерам. По словам Демчишина, решение о перечислении зарплатных денег через банк «Киевская Русь» принималось еще Юрием Зюковым, который курировал угольную отрасль. Тут стоит заметить, что Зюков был уволен 11 марта нынешнего года, а объявили банк «Киевская Русь» неплатежеспособным 19 марта.

Кто виноват в ослаблении угольной отрасли?


Теперь ненадолго вернемся к 31-му марта текущего года. В этот день делегация из девятнадцати шахтеров государственного предприятия «Селидовуголь» (Донецкая область) попала на прием к первому заместителю министра энергетики и угольной промышленности Украины Игорю Мартыненкову. На эту встречу прибыл и профильный министр Владимир Демчишин. Председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец сообщал, что шахтерам «Селидовуголь» уже выплатили задолженность по заработной плате за декабрь прошлого года. Кроме того, обсуждался вопрос о погашении задолженности по зарплате за январь и февраль-2015. Сообщалось также о том, что госпредприятия «Красноармейскуголь» и «Селидовуголь» возобновили отгрузку угольной продукции потребителям.

Идем далее. Шахтеры Червонограда (Львовская область), которые собирались 24 марта на Вечевой площади Львова, прислушались к аргументам главы Львовской областной государственной администрации Олега Синютки, что продолжение акции протеста в столь активной форме приведет к усугублению ситуации, поскольку ежедневно шахты теряют ощутимое количество средств. Митингующие горняки приняли решение с 28 марта приступить к работе, с условием возобновить забастовку в том случае, если деньги до шахтеров так и не дойдут.

Лидеры горняков убеждены, что министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин умышленно препятствовал повышению цены на уголь отечественной добычи до рыночного уровня. Делалось это с целью того, чтобы управляемая Демчишиным посредническая компания «Уголь Украины» и далее оставалась на перераспределении финансовых потоков в этой отрасли.

В ответ на это профильный министр Демчишин отметил, что существенные проблемы в угольной отрасли в конце 2014-начале 2015 г. появились вследствие того, что основные потребители украинского угля – Углегорская теплоэлектростанция и станции компании «ДТЭК» – перестали закупать уголь.

Кроме того, на основании заявления Дмитрия Марунича, сопредседателя Фонда энергетических стратегий, выходит, что проблемы отечественной угольной отрасли определяются состоянием экономики, которое в настоящее время является крайне сложным, поэтому дело тут не только в действиях Министерства энергетики и угольной промышленности Украины. Помимо всего прочего, Марунич отметил следующее: «...Объективно ситуация в Украине складывается таким образом, что глубокий экономический кризис сказался и на кризисе в энергетике. В частности, одним из последствий огромных долгов за электроэнергию стала задолженность перед угольными предприятиями. Поэтому, конечно, министр угольной промышленности Владимир Демчишин как член той команды, которая пришла к власти, также ответственен за нынешнее состояние украинской энергетики и угольной отрасли. Но нельзя сказать, что он прямо осуществляет какую-то ‘подрывную’ деятельность».

Также эксперт напомнил и о том, что, находясь ранее на должности председателя НКРЭ, Владимир Демчишин не принял необходимых для предотвращения ухудшения состояния отечественной угольной промышленности и энергетики решений. К примеру, был несвоевременно пересмотрен алгоритм расчетов с энергетическим рынком компаниями, производящими электроэнергию. В итоге такое решение было принято только в конце октября 2014 года.

Дмитрий Марунич вместе с тем согласился, что претензии шахтерских профсоюзов к власти достаточно обоснованы: «...У меня нет информации, что за этими людьми, чьи трудовые права действительно нарушены, кто-то стоит. Возможно, в этом есть политический подтекст, но если людям не платят зарплату, они имеют полное право на отстаивание своих прав».

Также стоит напомнить, что 9 апреля лидеры Профсоюза работников угольной отрасли Украины из разных регионов страны сделали совместное заявление, в котором раскритиковали политику министра Владимира Демчишина, не исключая его отставки. Выразили горняки и основные претензии к работе профильного министра: отсутствие системного видения развития отрасли, отсутствие государственных дотаций, средств на развитие шахт, сбыт угля, несоответствие цены на уголь ситуации на рынке и энерготарифам, и т.д.

Председатель территориального комитета Профсоюза работников угольной промышленности Украины «Селидовуголь» Владимир Березовский с уверенностью отмечал, что ситуация с долгами по заработной плате шахтерам в скором времени снова обострится: «...Ведь мы понимаем, что вопрос о нахождении финансового ресурса для выплаты зарплаты шахтерам принципиально не решен, несмотря на то, что долги за декабрь и январь выплачены. Ситуация загоняется в тупик, поскольку у министра Владимира Демчишина нет системного видения развития отрасли, а есть разовое затыкание шахтерам глотки».

Кроме того, Березовский отметил, что в то время, когда нет госдотаций, на первый план выводится вопрос повышения отпускной цены на добытый уголь: «Она не может быть 1100 гривен за тонну, а, по крайней мере, должна быть близкой к той цифре, по которой мы покупаем уголь из-за рубежа». Так, в марте нынешнего года, согласно данным Государственной фискальной службы, наша страна импортировала уголь в среднем по цене 114 долларов за одну тонну, что соответствует цене на уровне свыше 2600 гривен за тонну.

Солидарен с Владимиром Березовским и Роман Сиротюк, руководитель теркома Профсоюза работников угольной промышленности Украины «Красноармейскуголь». Коллектив этой профорганизации еще в феврале месяце выступил с инициативой проведения объединенного съезда шахтеров Украины. Сиротюк подчеркнул, что «по всей Украине у шахтеров одни и те же проблемы: нет уверенности, что будет работа и зарплата, нет госдотаций, нет реализации угля, не хватает денег даже на зарплату шахтерам». Также Сиротюк уверен, что нужно, чтобы украинские власти пересмотрели свое отношение к угольной отрасли Украины.

Теперь немного о том, что же происходило в западных регионах Украины. Так, во Львовской территориальной организации Профсоюза работников угольной промышленности Украины главным вопросом объединенного съезда горняков посчитали принятие неотложных мер относительно приостановки уничтожения украинской угольной отрасли. Олег Турчин, руководитель вышеуказанной профорганизации, акцентирует внимание и на необходимости установления справедливой рыночной цены на уголь. Цена эта, как считает Турчин, «должна быть поднята соответственно роста тарифов на электричество».

Краткие итоги


Министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин констатирует тот факт, что по состоянию на середину июня нынешнего года задолженность по заработной плате перед шахтерами государственных шахт сократилась и составляет почти 260 миллионов гривен. Об этом профильный министр рассказал в прямом эфире «5 канала». Ввиду этого Владимир Демчишин отметил, что по состоянию на начало 2015 года задолженность перед шахтерами государственных шахт составляла почти 600 миллионов гривен. Напомним также, что государственное предприятие «Уголь Украины» просит Хозяйственный суд г. Киева признать его банкротом, а ведь госпредприятие «Уголь Украины» является оператором оптового рынка угольной продукции.

Анна Воронцова


Поделитесь в соцсетях: