Нацбанк решил полностью переписать правила валютного контроля, чтобы привести их в соответствие с заложенным в новый закон «О валюте» принципом «разрешено все, что не запрещено».

По сути, чиновники самоустранились от проведения базовых проверок сделок купли-продажи валюты и переложили всю ответственность в этом вопросе на банки.

Последним предстоит самостоятельно разработать критерии и правила анализа клиентских заявок и зорко следить за потенциальными нарушениями требований Нацбанка. Проект постановления, содержащего соответствующие изменения, опубликован для ознакомления на сайте НБУ.

Чтобы помочь банкам с подготовкой внутренних регламентов проведения анализа, чиновники составили длинный перечень признаков, наличие которых автоматически должно «включать сирену» в подразделении валютного контроля. Такие заявки в обязательном порядке должны проходить глубокое изучение, вплоть до выяснения конечных бенефициаров сторон будущей сделки.

Читайте также: Прозорі аукціони в Україні - це реальність

Среди таких критериев, в частности:

Превышение суммы сделки над типичным для компании объемом.

Перечисление физлицами средств за границу в сумме более 150 тыс. грн. За исключением ряда случаев, вроде оплаты лечения, обучения, судебных издержек.

Несоответствие цели приобретения валюты обычной деятельности предприятия.

Отсутствие экономической целесообразности в операции.

Риски срыва сроков поставки товаров контрагентом покупателя валюты. Например, если прежде партнер уже задерживал отгрузку по оплаченному импортером контракту.

Покупка валюты лицом, основным источником происхождения средств которого является финпомощь.

Приобретение валюты для оплаты штрафов и прочих финансовых санкций за границей.

Выплата дивидендов иностранному инвестору.

Этот, далеко не полный список критериев (всего их 18), банк на свое усмотрение может дополнить любыми другими, выписав их в своих внутренних положениях. И, говорят финансисты, финучреждение непременно сделают это, ведь потенциальные риски очень высоки.

«Если валютный контроль пропустит сомнительную операцию, это будет приравнено к ведению рисковой деятельности. Штрафы за это могут достигать 1% от уставного капитала финучреждения, но не более 8 млн. грн. Впрочем, это не самое страшное наказание – за серьезные проступки можно запросто лишиться валютной и даже банковской лицензии», - рассказал UBR.ua финансовый аналитик Василий Невмержицкий.

Лучше «перебдеть»

Потому, уверен он, как и в случае с финансовым мониторингом, банки начнут перестраховываться. И при малейших подозрениях станут требовать у клиентов дополнительные документы. В конечном итоге все это приведет к затягиванию сроков проведения сделок. Ведь перечень бумаг, которые могут потребоваться контролерам, никак не ограничен. Так, при наличии одного из вышеперечисленных критериев финансисты должны будут собрать все необходимые документы, чтобы:

Установить суть и цель валютной операции и ее соответствие заявке покупателя и его бизнес-модели.

Проверить экономическую целесообразность.

Установить достаточность реальных финансовых возможностей клиента для проведения операции.

Изучить данные об участниках валютной операции, проанализировать их деятельность и деловую репутацию.

Установить источники происхождения средств клиента. Для физлиц тут сделали поблажку – источником можно считать не только личные средства, но и активы «второй половины».

Установить конечных бенефициарных владельцев участников валютной операции.

Единственное исключение чиновники сделали для небольших операций (в пределах 150 тыс. грн.) – их проверять не нужно вообще. Правда, только при условии, что они не имеют признаков дробления. Которые, к слову, весьма строги. Банк должен заподозрить клиента, если тот свыше 3 раз в неделю (10 раз в месяц) отправляет небольшие суммы на счета одного контрагента или группы связанных между собой лиц.

«В конечном итоге анонсированная валютная либерализация приведет к противоположному эффекту, по крайней мере, на первом этапе ее внедрения. Каждый от рядового сотрудника до зампреда будет страховать себя, обкладываясь всеми возможными документами. А при малейших сомнениях отказывать клиенту и писать в Нацбанк письма с просьбой разъяснить то или иное положение», - резюмирует Невмержицкий.


Поделитесь в соцсетях: